Найти тему

Подготовка различных поверхностей к декору

Оглавление

(Дерево, стекло, пластик, металл, кожа, камень)

Декорирование различных предметов очень популярны сегодня. Такие предметы не только выполняют свои прямые функции, но и украшают помещение, подчеркивают тематику интерьера, его стиль, а также могут быть оригинальным подарком для друзей и близких вам людей. Сам же процесс работы  дает возможность реализовать ваши собственные творческие задумки и превратить обычные предметы в изысканные и стильные вещи, а богатое разнообразие отдельных техник, а также их сочетание, поможет воплотить в жизнь любую, даже самую смелую идею.

Для декора подходит практически любая поверхность - дерево, металл, пластик, стекло, камни, кожа и т.д.  Но для того чтобы сделать работу качественно, надо правильно подготовить эту поверхность, ведь к каждому материалу нужен индивидуальный подход.

Деревянная поверхность

Массив дерева, а также его производные (ДСП, ДВП, МДФ, фанера) являются одними из самых востребованных материалов для декора, да и обрабатываются они одинаково, поэтому разберем их вместе.

Для начала изделие, которое вы собираетесь декорировать, нужно внимательно осмотреть и все места с дефектами (сколы, трещины, царапины) заделать шпатлевкой.

Пользуйтесь любым удобным для вас инструментом
Пользуйтесь любым удобным для вас инструментом

Заделывать лучше так, чтобы не пришлось убирать излишки. После высыхания шпатлевки поверхность полируется наждачной бумагой. Шлифовать желательно вдоль волокон, чтобы не оставлять царапин поперек рисунка дерева.

Если вы будете делать работу под старину, то такие дефекты как трещины и сколы можно оставить и даже наделать новых, а потом подчеркнуть их лессировкой. Если вы декорируете старую вещь, то прежний декор надо снять полностью и зачистить ее сначала наждачной бумагой средней зернистости, а затем уже отполировать мелкозернистой наждачной бумагой.

Далее тщательно убираем пыль и грунтуем изделие. Грунтовка служит для лучшей адгезии, проще говоря для того, чтобы декор крепко держался на изделии. Для работы используем акриловый грунт на водной основе. Обычно грунт наносится в два слоя. После нанесения первого слоя грунтовки и его просушки - зачищаем поднявшийся ворс. После второго слоя - шлифуем для получения ровной и гладкой поверхности. Роль грунтовки на деревянных поверхностях может выполнять и акриловая краска.

Если собираетесь работать в технике декупаж, то надо будет нанести дополнительный слой белого грунта или краски, так как салфетки, декупажные карты, распечатки (если их расслаивали) очень тонкие и через них просвечивается основа (именно поэтому поверхность должна быть белой), причем надо грунтовать как можно ровнее, чтобы не оставлять следы кисти.

-3

Еще на начальном этапе работы мы должны понимать - что хотим получить в итоге. Если у нас задумана старинная вещь, то фактура дерева, которая может проступать сквозь грунт, вполне будет уместна. Если же мы делаем на деревянной заготовке имитацию металла, фарфора, камня и т.д., то никакой фактуры дерева быть не должно. А если она все-таки видна, то придется наносить несколько слоев грунта или краски с промежуточной просушкой и ошкуриванием до идеальной гладкости.

Если хотите расписать изделие, но планируете оставить цвет древесины в качестве основного фона, то вместо грунта или краски можно нанести слой клея ПВА с водой в пропорции 1:1 После высыхания зачищаем поднявшийся ворс до гладкого состояния мелкозернистой наждачной бумагой и наносим еще один слой клея ПВА с водой или акрилового лака. После полного высыхания поверхность будет готова к росписи.

Стекло и керамика

Стекло и керамика относятся к невпитывающим поверхностям и имеют ряд особенностей, которые необходимо учесть при работе. Залогом качественно выполненной работы является чистота поверхности. Сначала надо удалить все этикетки, ценники - некоторые удаляются легко, а над некоторыми надо изрядно потрудиться. Затем вымыть изделие (лучше это сделать со средством для мытья посуды) и обезжирить.

-4

И совсем необязательно использовать специальный обезжириватель,- это можно сделать ацетоном, спиртом, жидкостью для снятия лака, водкой. Далее не прикасаемся руками к чистому стеклу или надеваем перчатки, чтобы не испачкать заготовку. Ну а дальше идет грунтовка.

-5

Лучшим вариантом будет грунт на основе алкидного растворителя или аэрозольный грунт по металлу. Но если все-таки вы будете использовать обычный грунт или акриловую краску, то перед обезжириванием поверхности стоит пройтись по ней наждачной бумагой. Образовавшиеся мелкие царапины усилят сцепление грунта с поверхностью, да и наноситься он будет лучше. Грунтовка наносится с помощью кисти или губки на 2-3 слоя (в зависимости от густоты состава) и дополнительно покрываем заготовку слоем акрилового лака, который защитит грунт или акриловую краску от намокания. Дальше - сушим, не прибегая к помощи фена. И все - изделие готово к декору.
Точно также обрабатывается глазурованная керамика.

Металлическая поверхность

Металлическую поверхность также надо тщательно очистить от грязи, пыли, слегка ошкурить, чтобы она не была слишком гладкой и обезжирить. Дальше грунтуем изделие и лучше это сделать специальным составом для металла. Он так и называется - грунт для металла или универсальный грунт на алкидной основе.

Если же вы будете использовать универсальный акриловый грунт или акриловую краску, то также, как при работе со стеклянной поверхностью, после грунтовки покройте заготовку лаком, хорошо просушите и можете декорировать. Но это если изделия новые, а со старых вещей придется счищать еще и ржавчину. Делается это специальным средством - преобразователем ржавчины (продаются в автомобильных магазинах)

-6

А если изделие сильно проржавело, то лучше воспользоваться еще и антикоррозийным грунтом, а не обычным грунтом по металлу. Дальше - декор.

Кожа

Очень часто возникают вопросы по декору на коже и кожзаменителе. Это действительно интересная поверхность, с разной фактурой, но и здесь все стандартно - очистка - ошкуривание (иногда) - обезжиривание - грунтовка. Но есть все-таки и свои тонкости - для грунта лучше использовать эластичные лаки и краски.

-7

На баночках с лаком и краской, какие бы вы не использовали - строительные или профессиональные - обязательно должно быть написано, что они именно эластичные, особенно если кожа и кожзаменитель мягкие. Декорируя такую поверхность (неважно будет это роспись или декупаж) следует учитывать, что и сам материал достаточно эластичный, поэтому для работы желательно выбирать такие участки на изделии, которые не подвергаются сгибам и растяжениям. Да и для финишного покрытия лучше использовать не акриловый лак, а стекловидный, так как он отличается высокими пластичными свойствами - образует эластичную, устойчивую к истиранию пленку.

Камень

Поиск и выбор камней нелегкая задача для мастера. Казалось бы камней вокруг - завались, а вот найти такой, чтобы подходил вам по всем параметрам не так-то просто. Похоже не каждый булыжник подходит для декоративных работ. Ну вот какой должна быть идеальная основа? Наверное гладкой и плоской... Специалисты, например, советуют брать морскую гальку, которая уже обработана самой природой и поэтому полностью готова к использованию. Это своего рода обломки природного камня различного размера отшлифованные морским прибоем до приплюснутой формы.

-8

Но на мой взгляд совсем необязательно использовать только такие камни. Думаю, хорошему мастеру ничто не помешает сделать шедевр из камня "неправильной" формы, с острыми и кривыми боками.

Посмотрите какая красота! Не знаю кто автор, но разве это не шедевр?
Посмотрите какая красота! Не знаю кто автор, но разве это не шедевр?

Но какой бы камень вы не взяли, его в первую очередь надо хорошо отмыть от пыли и грязи под проточной водой с любым моющим средством и высушить. Дальше немного шкурим, обезжириваем и грунтуем со всех сторон. При выборе грунтовки важно учитывать тип камня. Различные типы камня имеют различную пористость, твердость и поверхностную структуру. Пористые камни могут потребовать более глубокого проникновения грунтовки, тогда как для твердых камней лучше взять грунтовку с высокой адгезией. Дальше сушка и декор.

Пластиковая поверхность

Существует мнение, что пластик очень тяжелый предмет для декора, но это не совсем так. Тут важно выбрать подходящий материал (не стоит брать слишком тонкий пластик) и правильно подготовить поверхность.

-10

Перед декором изделие моем, сушим и ошкуриваем наждачной бумагой. Слишком грубую бумагу лучше не брать, так как она оставит глубокие царапины, которые не перекроют ни грунтовка, ни краска, - придется шпаклевать. Дальше обезжириваем и грунтуем заготовку. Лучше если это будет грунт с высокой адгезией, потому что обычный грунт не обеспечит хорошее сцепление с невпитывающей поверхностью, и при попадании влаги может отслоиться. Особенно это вероятно при недостаточной просушке (когда используют фен). Хорошо с этим справляются аэрозольные грунты, лаки и краски. Они не на водной основе и поэтому обеспечивают прекрасное сцепление с поверхностью и с последующим декором. Но имейте ввиду, что они сильно пахнут и работать с ними в квартире нельзя. И если такой вариант вам не подходит - воспользуйтесь универсальным грунтом, который можно использовать для металла, стекла и пластика. Наносить его лучше губкой или спонжем, так не останется полос, какие получаются при окрашивании кистью. После полной просушки заготовку можно декорировать.

Залог успешного результата

-11

Подготовка поверхностей является ключевым этапом в процессе декорирования предметов из любых материалов - от тщательной очистки до нанесения необходимых грунтов. Каждый шаг влияет на конечный результат, ну а качественная подготовка - это залог успешного результата.

Не бойтесь экспериментировать - пробуйте новые техники, материалы и комбинации. Не спешите - творческий процесс требует времени и терпения. Уделяйте внимание деталям и не забывайте о качестве. Если будут случаться ошибки - не огорчайтесь. Ошибки – это часть процесса, и они могут привести к удивительным находкам. И наслаждайтесь этим самым процессом, ведь он должен приносить удовольствие. Находите радость в каждом этапе и цените свои достижения.

Удачи вам!