Болезни души, грех, рабство души и глубина падения
Все мы много согрешаем.
(Иак.3:2)
Человек своим актом отвержения Бога разорвал связь миров духовного и физического, и этот последний, вместе с собою, подчинил рабству тления и смерти, заменив законы любви законом ненависти и всеобщей вражды.
Первым следствием греха было ослабление природы человека во всех отношениях. Обессиленный дух не мог сохранить своего владычества над душой и телом.
Ослабленный внутренно, человек пал и внешне. Трудясь в поте лица, он должен добывать себе кусок хлеба.
Но обычно человек слеп на духовные очи и не видит умирание своей души.
Он раб своих привычек и установившихся склонностей и не в силах выйти из-под их власти.
Иоанн С. говорит: «Одно простое движение сердца к нетерпению есть уже грех и наказывается внутренне тотчас же».
Старец Алексей М. считает за грех даже внутреннее нетерпеливое движение души. А так как судиться будет наша душа, а не тело, то всякая греховная мысль есть пятно на одежде души.
В отношении пожеланий у души не может быть оправданий. Она свободна желать добра или зла и следовать в своем чувстве за истиной или ложью.
Бездна мысленного греха лежит в глубине нашей души и затаенных стремлениях сердца, скрытых от мира, а чаще всего и от нас самих, но видимых для Господа (затаенное влечение к самообожанию, скрытое бунтарство раба, который ощущает Бога как ярмо и Ему противится).
Петр Дамаскин: «Наши прегрешения числом превышают песок морской, а по тонкости своей, многим не ведомы. Грех овладел пажитями души до глубочайших ее тайников».
Иоанн С.: «Никто да не думает, что грех есть нечто маловажное; грех – страшное зло, убивающее душу ныне и в будущем веке».
Как глубоко грех пускает корни в сердце грешника и во все существо его! Он дает грешнику свое зрение, которое видит вещи совсем иначе, чем они есть в существе своем, представляя их в каком-то обаятелъном виде.
Как правило, все мы горды и очень высоко ценим себя, приписываем все удачи жизни своим заслугам и достоинствам, самодовольны, смеемся над чужой оплошностью.
Филарет, митрополит Московский: «Когда душа человека кипит огнем божественного желания, тогда сей духовный огонь служит ей в одно время и силою для действования, и бронею для защиты».
Отшельник Диоки: «Тот, чья душа не привязана к Богу и увлекается какой-либо страстью, становится подобием животному».
Планы нашей души
1. Настоящая гарантия нашего спасения – то, что есть в нас от святого Крещения, от Таинств, от дыхания Духа Святого в нас.
2. Облако добродетелей, изуродованных, как кислотой, тщеславием, – наша будто бы молитва, наша «праведность».
3. Тучи действительных грехов – это те грехи, о которых мы не помним, которые себе с легкостью прощаем.
4. Глубокие, старые пласты грехов – это грехи, сливающиеся с родовыми и общечеловеческими.
........................
схиигумен Савва (Остапенко) Бисер духовный
https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenko/biser-duhovnyj/4_6