Госдума отклонила сразу два законопроекта о транспортном налоге.
Законопроект об отмене транспортного налога 2024
Как сообщал ранее портал Avtospravochnaya.com, в Госдуму уже неоднократно вносились законопроекты, связанные с отменой транспортного налога для всех либо для некоторых категорий водителей: инвалидов, многодетных и т.д. Однако, пока что ни один из них не увенчался успехом. Очередной законопроект 19 марта 2024 года был внесён в Госдуму "справедливоросами". Документ предполагал полное исключение из Налогового Кодекса РФ главы №28 "Транспортный налог".
По мнению авторов законопроекта, изначально транспортный налог был призван взымать с автомобилистов дополнительные средства с целью ремонта и содержания автодорог. При этом главная несправедливость транспортного налога — в том, что он исчисляется в зависимости от мощности двигателя транспортного средства, а не от срока его эксплуатации и других характеристик.
В результате одинаковую сумму могут платить те, кто проводит за рулем автомобиля по несколько часов ежедневно, и те, кто выезжает на дачу всего несколько раз в год. Более справедливой выглядит схема платить государству не за факт владения имуществом, а за интенсивность его использования посредством уплаты соответствующих акцизов. В таком случае будет работать принцип «пользователь платит, когда едет», что, безусловно, является более справедливой формой платы.
Акцизы на топливо поступают и в федеральный, и в региональные бюджеты, причем с каждым годом пропорция распределения все больше меняется в пользу региональных бюджетов. Так, если в 2020 году регионы получали 66,6% топливных акцизов, то в 2024 году уже - 74,9%. По различным подсчетам акциз в стоимости каждого литра автомобильного бензина составляет почти 20% от цены. С момента введения акциза он увеличивался в среднем на один рубль в год. Полная замена транспортного налога доходами от продажи топлива (акцизом) приведет к более справедливому распределению бремени покрытия расходов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры в стране, считают депутаты.
"Основным аргументом противников отмены транспортного налога является наличие выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в случае отмены транспортного налога. В этой связи предлагается одновременно с отменой транспортного налога изменить норматив зачисления акцизов на автомобильный бензин класса 5, производимый на территории Российской Федерации предусмотрев, что предлагаемые в настоящее время к зачислению в федеральный бюджет суммы будут зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации, что в свою очередь позволит существенно (примерно на 70%) покрыть выпадающие доходы в связи с отменой транспортного налога", - говорится в пояснительной записке документа.
Согласно тексту документа, в случае его принятия, транспортный налог для автовладельцев должен был быть отменён с 1 января 2025 года. Однако, 5 апреля 2024 года профильный комитет Госдумы снял документ с рассмотрения и вернул его авторам в связи с тем, что поправки не соответствуют требованиям статьи 104 Конституции РФ и статьи 105 регламента Госдумы. Причина несоответствия - отсутствие официального заключения Правительства.
Таким образом, на сегодняшний день законопроект снят с повестки Госдумы и рассматриваться не будет.
Законопроект о налоге на роскошные автомобили 2024
Напомним, 2 апреля 2024 года в Госдуму был внесён законопроект, который предусматривал введение "налога на роскошь". Согласно тексту документа, часть вторую Налогового Кодекса РФ предлагалось дополнить новой главой 25.5. "Налог на объекты роскоши". В части транспортных средством признаком отнесения к предмету роскоши предлагалось считать цену свыше 20 млн. рублей.
Согласно поправкам, предполагалось, что "налог на роскошь" для автомобилей будет оплачиваться один раз - при покупке автомобиля и постановке его на учёт. Ставка налога для автомобилей должна была быть установлена в процентах от его стоимости:
- от 20 млн. рублей до 30 млн. рублей - 1%
- от 30 млн. рублей до 50 млн. рублей - 2%
- от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей - 3%
- свыше 100 млн. рублей - 4%.
Поправки также должны были заработать с 1 января 2025 года. Однако, 2 мая 2024 года законопроект был снят с рассмотрения Госдумы и возвращён инициаторам. Формулировка - такая же, как и в предыдущем случае - отсутствие отзыва Правительства.
Таким образом, на сегодняшний оба законопроекта по транспортному налогу, внесённые в Госдуму в 2024 году, сняты с рассмотрения и на повестке не стоят.