Найти тему
Антитеза

Детский мир сегодня и ролевые игры в нем

Домашний защитник от врагов
Домашний защитник от врагов

Многие родители с тревогой замечают, что дети практически не играют в ролевые игры. Ну, в том смысле, чтобы наблюдая, мы точно определяли деятельность ребенка как ролевую игру. Причин, подпричин на то много, я попробовала выделить основные:

1) Обилие компьютерных/телефонных игр.

Считаю, полезным маленьким отдыхом, чтобы переключиться с дело на дело (сделал уроки и скоро в школу), собрать энергию, когда надо заняться чем-то неприятным (уборку сделать, к примеру). Снимают напряжение, раздражение, хорошая гимнастика для мозга. Вредны и утомительны для нервной системы в обилии. Также не тренируют как правило творческие способности детей – мир виртуальный более-менее создан, правила прописаны. Поэтому, мы, родители, в массе своей, сетуем и тревожимся. (Про агрессивность компьютерных игр ничего не пишу, потому что если напрячься и вспомнить, во что играли дети в эпоху ролевых игр, то там всегда значительное место занимали агрессивные игры. Не было Хаги Ваги, зомби и человека паука – играли в фашистов, казаков-разбойников, индейцев, шпионов – дополните список сами.)

2) Обилие развлекательного видео контента.

Бесплатный источник дешевого эндорфина. Вредно, как если весь день жевать конфеты. У кого-то аллергия начнется, у кого-то – проблемы с зубами, кому-то вроде норм, но рисковать и оставлять дитя с мультами на долгие часы не стоит. Вредность можно заметно снизить, если будете смотреть с ребенком вместе то, что смотрит он, реагировать эмоционально, задавать вопросы, смотреть с интересом. Если не получается заинтересовать ребенками мультами Вашего детства, подышите, расслабьтесь и не предлагайте больше. Включайте для себя, за ужином, к примеру. Авось заинтересуется, но это не точно. Попробуйте смотреть контент про Сиреноголового, Хаги-Ваги и Влада А4 как будто Вы ребенок. Создав совместное поле обсуждения, ребенок-дошколенок и с такого контента тоже спокойно может начать размышлять о природе добра и зла, дружбе и предательстве, вежливости, терпении, любопытстве и трудолюбии. Мы все – люди-человеки, если вдруг произошло такое, что творчество старших поколений, давно ушедших в небытие, пусть и шедевральное, не интересно детям, не подходит, ввергает в уныние, изучайте подростковые опусы, это тоже дети, только постарше, и у них тоже есть душа. Ребенок, научившийся рефлексировать поведение и характер Нубика и Профессионала, обязательно воспользуется этим фундаментом в школьные годы. Но. Здесь опять минимум творчества и созидания. Опять таки.

3) Обилие развивающих занятий у детей.

Да, да – спортивные секции, рисование, лепка, языки, робототехника, программирование и уроки, уроки, уроки (не только у школьников, но и у дошколят – задания из садиков приносят – знаете такое?). Здесь есть толика творчества – как нарисовать рисунок, какого персонажа создать в виртуальном мире. Но и куча усталости как побочный эффект манит детей не мечтать, а полежать на диванчике с телефончиком. Чтобы отдохнуть и поразвлекали.

4) Много родительской включенности.

Которая мыслится так: я – сильный, я – смелый родитель, я все могу, сейчас как включусь и победю тлетворный Интернет! Отличные идеи, бро. Родители готовят с детьми вместе обеды и ужины, приучают к заботе о доме и саде, ходят в совместные походы и устраивают веселые челленджи. Это, действительно, крутой совместный опыт. Но фрейм и условия игры снова формируются конечно же родителем.

Вывод – «время невозможно повернуть назад» (из какой-то песни цитата). Советских детей больше не будет. Советское детство кануло в лету. Долгие-долгие годы советские дети, а до них – крестьянские дети мно-ого времени были предоставлены сами себе. Играли друг с другом под присмотром бабушек и дедушек, старших братьев и сестер. Мечтали о родителях и хотели стать такими же. Поэтому и играли в ролевые игры много. В маму-папу, дочки-матери, доктора, магазин. Сейчас многим детям, как маленьким личностям позволены равноправные походы в настоящие магазины (с маленькими тележками), они могут порисовать за детским столиком в настоящем банке, воспользоваться детским умывальником и игровой комнатой в кафе. Дети полностью включены в жизнь (а не исключены, как раньше). Ролевые игры становятся неактуальны, когда можно просто жить, а не мечтать о жизни, которая будет потом.

P.S. Творчество становится во многом стезей подростков, юношества и взрослых. Но это уже другая история.