Найти в Дзене

Смертельно опасный парень ☠️ Ford Explorer '91

Оглавление

Представленный в марте 1990 года Форд Эксплорер возглавил одну из величайших автомобильных революций в истории. Стильный, универсальный и полноприводный, он быстро стал звездой на многообещающем рынке внедорожников.

Но мало кто помнит, что по пути на вершину автомобильного Олимпа Эксплорер, в паре с давним партнёром шинами Файерстоун, убили порядка 240 человек и пытались утаить это от общественности. Когда же факты смертельных аварий скрывать больше не было возможности, партнёры стали обвинять друг друга и в завершении порвали отношения, длившиеся без малого сто лет.

Харви Файерстоун и Генри Форд. 1936 год. Фото из архива Генри Форда
Харви Файерстоун и Генри Форд. 1936 год. Фото из архива Генри Форда
Харви Файерстоун, близкий друг Генри Форда, основал свою компанию в 1900 году. А через шесть лет заключил договор на поставку своих шин для Форда Модели T. И затем, на протяжении всего прошлого века, компании Форд и Файерстоун шли рука об руку.

Во второй половине 80-х на рынке правил бал пятидверный Джип Чероки. Он в одну каску загребал все деньги американцев, открывающих для себя прелести пятидверного внедорожника. ДжиЭм тоже не сидел на месте, разрабатывая семейную версию своего Блейзера. И Форду надо было срочно что-то делать. А если бы удалось ещё и сэкономить…

Косяки наследников Генри

-5

Парни из Мичигана пошли по протоптанному, при разработке Бронко, пути. Взяли пикап Рейнджер и нацепили сверху пассажирский кузов. Пятидверный.

И всё.

И зря.

Ведь то, что нормально для пикапа, не очень хорошо для внедорожника.

Пассажирский салон поднял центр тяжести, сделав машину склонной к опрокидыванию. А облегчённая по максимуму крыша почти не защищала пассажиров при аварии. Всё это было характерно и для Бронко, но информация о массовых переворотах стала поступать лишь в 1989, когда до официальной премьеры Эксплорера оставался год.

По словам инженеров компании они придумали три варианта решения этой проблемы:

  1. Использовать более короткие пружины.
  2. Снизить давление в шинах.
  3. Увеличить колёсную базу на два дюйма.

Как вы догадываетесь третий вариант забраковали, выбрав почти не требующие доработок первый и второй варианты. В руководстве пользователя Форд рекомендовал накачивать колёса до 26 фунтов на квадратный дюйм, против 35 — у аналогичных шин на Рейнджере. И тут мы плавно подъезжаем к шинам.

Косяки наследников Харви

Сама по себе излишняя тяга к перевороту не так страшна, как в сочетании с неожиданно отрывающимся протектором.

Обычно он уходил в отрыв на шинах старше трёх лет расположенных на заднем левом колесе. Проверки показали, что причиной стал ряд факторов, приведший к экономии на материалах и отвратительному, а порой даже полному отсутствию контроля качества на заводах Файрстоун. Особенно печально было в городе Декейтере, штат Иллинойс.

Одна из облысевших шин Firestone P235/75R15 Wilderness AT. Фото с Википедии
Одна из облысевших шин Firestone P235/75R15 Wilderness AT. Фото с Википедии

Файрстоун, уже принадлежавшая японской Бриджстоун, на момент запуска и производства шин для Эксплорера, находилась в сложных отношениях с профсоюзными рабочими, которых заставляли работать сверхурочно при той же зарплате и выполнять нереальные нормы. Кроме того, к январю 1995 года на заводах компании работало порядка 2500 замещающих рабочих, которые были далеко не так квалифицированны, как бастующие.

Один из перевернувшихся Эксплореров. Фото с сайта carthrottle.com
Один из перевернувшихся Эксплореров. Фото с сайта carthrottle.com

В итоге, на одних только заменах бракованных покрышек, японско-американская компания потеряла 1,67 миллиарда долларов. А было ещё 50% падение акции Бриджстоун.

Хорошо сэкономили)

Но был и позитив

30 октября 2001 года пост главного исполнительного директора компании Форд занял Уильям Клэй Форд младший — правнук Генри Форда и Харви С. Файерстоуна.

А что наш герой?

С ним всё хорошо. С 2018 он паркуется в пригороде Лос-Анджелеса и выглядит отлично. Лишь водительский порог замят немного. Судя по оригинальным дискам, чёрной юбке и отсутствию хрома — это версия Спорт.

Ford Explorer Sport 1991–94
Ford Explorer Sport 1991–94

Машина: Ford Explorer Sport
Производство: 1991–94
Адрес и ссылка на гуглокарты: 13940 Almetz St, Los Angeles

Спасибо за внимание!
И не забывайте
подписываться на наш кана в Дзене