Представленный в марте 1990 года Форд Эксплорер возглавил одну из величайших автомобильных революций в истории. Стильный, универсальный и полноприводный, он быстро стал звездой на многообещающем рынке внедорожников.
Но мало кто помнит, что по пути на вершину автомобильного Олимпа Эксплорер, в паре с давним партнёром шинами Файерстоун, убили порядка 240 человек и пытались утаить это от общественности. Когда же факты смертельных аварий скрывать больше не было возможности, партнёры стали обвинять друг друга и в завершении порвали отношения, длившиеся без малого сто лет.
Харви Файерстоун, близкий друг Генри Форда, основал свою компанию в 1900 году. А через шесть лет заключил договор на поставку своих шин для Форда Модели T. И затем, на протяжении всего прошлого века, компании Форд и Файерстоун шли рука об руку.
Во второй половине 80-х на рынке правил бал пятидверный Джип Чероки. Он в одну каску загребал все деньги американцев, открывающих для себя прелести пятидверного внедорожника. ДжиЭм тоже не сидел на месте, разрабатывая семейную версию своего Блейзера. И Форду надо было срочно что-то делать. А если бы удалось ещё и сэкономить…
Косяки наследников Генри
Парни из Мичигана пошли по протоптанному, при разработке Бронко, пути. Взяли пикап Рейнджер и нацепили сверху пассажирский кузов. Пятидверный.
И всё.
И зря.
Ведь то, что нормально для пикапа, не очень хорошо для внедорожника.
Пассажирский салон поднял центр тяжести, сделав машину склонной к опрокидыванию. А облегчённая по максимуму крыша почти не защищала пассажиров при аварии. Всё это было характерно и для Бронко, но информация о массовых переворотах стала поступать лишь в 1989, когда до официальной премьеры Эксплорера оставался год.
По словам инженеров компании они придумали три варианта решения этой проблемы:
- Использовать более короткие пружины.
- Снизить давление в шинах.
- Увеличить колёсную базу на два дюйма.
Как вы догадываетесь третий вариант забраковали, выбрав почти не требующие доработок первый и второй варианты. В руководстве пользователя Форд рекомендовал накачивать колёса до 26 фунтов на квадратный дюйм, против 35 — у аналогичных шин на Рейнджере. И тут мы плавно подъезжаем к шинам.
Косяки наследников Харви
Сама по себе излишняя тяга к перевороту не так страшна, как в сочетании с неожиданно отрывающимся протектором.
Обычно он уходил в отрыв на шинах старше трёх лет расположенных на заднем левом колесе. Проверки показали, что причиной стал ряд факторов, приведший к экономии на материалах и отвратительному, а порой даже полному отсутствию контроля качества на заводах Файрстоун. Особенно печально было в городе Декейтере, штат Иллинойс.
Файрстоун, уже принадлежавшая японской Бриджстоун, на момент запуска и производства шин для Эксплорера, находилась в сложных отношениях с профсоюзными рабочими, которых заставляли работать сверхурочно при той же зарплате и выполнять нереальные нормы. Кроме того, к январю 1995 года на заводах компании работало порядка 2500 замещающих рабочих, которые были далеко не так квалифицированны, как бастующие.
В итоге, на одних только заменах бракованных покрышек, японско-американская компания потеряла 1,67 миллиарда долларов. А было ещё 50% падение акции Бриджстоун.
Хорошо сэкономили)
Но был и позитив
30 октября 2001 года пост главного исполнительного директора компании Форд занял Уильям Клэй Форд младший — правнук Генри Форда и Харви С. Файерстоуна.
А что наш герой?
С ним всё хорошо. С 2018 он паркуется в пригороде Лос-Анджелеса и выглядит отлично. Лишь водительский порог замят немного. Судя по оригинальным дискам, чёрной юбке и отсутствию хрома — это версия Спорт.
Машина: Ford Explorer Sport
Производство: 1991–94
Адрес и ссылка на гуглокарты: 13940 Almetz St, Los Angeles
Спасибо за внимание!
И не забывайте подписываться на наш кана в Дзене