Найти тему

Экономика владения автомобилем

Много лет назад я жил в Самаре – городе-миллионнике, где метро состоит из 10 станций, а основной парк трамваев до сих пор составляют чешские Tatra T3. В этом городе без авто будет тяжело как молодежи, так и семейным людям – ОТ там покрывает самые базовые потребности и без него одинаково тяжело добраться как за город (например, на дачу или в поход), так и в места бытовые (съездить в ресторан в центр или отвезти ребенка в детсад). Получив права немногим позже 18 лет я с трудом представлял себе жизнь без автомобиля – от поездок в офис до закупок в супермаркете – ну не на Татре же, правда, ехать.

После переезда в Москву мое мнение кардинально изменилось – в офис удобнее и быстрее добираться на МЦК и метро. Удобнее, потому что не надо искать парковочное место, прогревать машину, очищать от снега и в дороге можно почитать или повисеть на очередном собрании. Быстрее, потому что офисы хороших компаний – обычно в пределах 3-7 минут от МЦК или метро, а этот транспорт не знает, что такое пробки. Метро, кстати, почти всегда ходит с интервалом 1 раз в минуту, а МЦК – от 1 минуты в часы пик до 10 минут после 23.00. С поездками в продуктовые – все тоже решилось, когда оказалось что из них тут до дома – бесплатная доставка. Машина нужна была разве что для поездок в Икею раз в месяц, но понимая, что ради этого не стоит содержать авто – машину я продал.
С тех пор минуло 5 лет и я, глядя на моих друзей-автомобилистов снова стал задумываться о покупке. Вроде как вот оно и не нужно в городе – но удобно ездить между городами, да и дети не за горами – ребенка надо то к врачу везти, то на курсы, то на прогулку, то в бассейн.
Пошел я в автосалоны и на порталы для подержанных авто и ахнул – цены даже на отечественные малины начинаются от 1 млн. А я то наивный думал что я высокооплачиваемый ИТ-специалист, а оказалось что мне на какую-то Ладу Весту надо копить не один и не два месяца. И вот я решил сесть и подсчитать – может быть машина мне и не нужна, может я обойдусь такси и ОТ. \

Давайте посчитаем, сколько стоит владеть авто в 2024 году и сравним это со стоимостью передвижения на альтернативном транспорте.

Дисклеймер 1 – все зависит от вашей личной ситуации – если вы живете скажем за городом или у вас трое детей – скорее всего авто вам нужно без оглядки на стоимость, поэтому можете смело пропустить эту статью – лучше прочитайте про то, куда вложить деньги, чтобы достались детям. Если вам еще и предстоит ремонт – автомобиль рекомендуется к покупке даже в таких городах, как Мск и СПб.

Дисклеймер 2 – расчеты сделаны для Москвы и, возможно, актуальны для Питера – где ОТ работает почти круглосуточно и на метро можно спокойно добраться из одного конца города в другой (а в Мск – из одного города в совсем другой). В глубоком замкадье, где после 22.00 ОТ уже не дождаться, а если и дождаться – то часто он настолько убитый, что ехать в нем не только неприятно, но и опасно – экономить не стоит – купите хоть что-то, пусть даже самую плохенькую развалюху – поверьте, ехать в теплом салоне старой «восьмерки» сильно приятнее, чем стоять на остановке в темноте, и слушать как под звуки ливня где-то рядом завывают волки.

Итак, начнем мы, конечно, с покупки – и тут есть очень большая разница, берете вы новый авто или подержанный и будете ли использовать кредит. Цены на новый отечественный авто начинаются с примерно 700 тысяч рублей за Ладу Гранту, а подержанный – можно найти за 400-450 тысяч рублей (можно и дешевле, если руки у вас растут из правильного места и в распоряжении есть гараж). Цены на иномарки начинаются от 2 млн за китайское авто и 3 млн за параллельно импортированный WV Polo.

Лично мне Лада Гранта не очень нравится – внутри тесновато, безопасность не на высоте, комфорта нет совсем. А вот Ладу Весту я бы с удовольствием взял – она у меня была и хорошо мне подходит и по габаритам, и по уровню комфорта. К безопасности там есть вопросики, но жить можно. Стоит Лада в приемлемой для меня комплектации – около 1 млн 600 тысяч рублей, но я могу взять скидку по госпрограмме (как преподаватель ВУЗа) – с ней придется потратить почти 1,3 млн. рублей.

Стоимость Лада Веста по данным сайта lada.ru - это в наличии у конкретного дилера
Стоимость Лада Веста по данным сайта lada.ru - это в наличии у конкретного дилера

Что касается подержанных авто – ту же Ладу Весту 19-21 года выпуска в отличном состоянии можно найти за 950 тысяч рублей на интернет-площадках. Сэкономить 350 тысяч и получить авто на 4 года старше и без гарантии я не вижу смысла, но об этом стоить задуматься тем, у кого нет скидки по госпрограмме.

Казалось бы, все понятно – накопил 1,3 млн и сидишь в новом авто – красота. Однако нет, придется потратиться еще сразу после покупки. Первое, что надо купить для авто – второй комплект покрышек (а лучше колес) – для того, чтобы ездить в следующий сезон. Обычно авто продают на летней резине, зимнюю дилер может дать и в подарок, но такое бывает не всегда. Подержанные авто этого недостатка лишены – большинство продается с 2 комплектами шин. На Ладу весту колеса в магазине будут стоить около 40 тысяч рублей, хотя на досках объявлений можно найти и дешевле – примерно за 30 тысяч – именно такой вариант я бы и выбрал. Для нового авто очень желательно сделать антикоррозионную обработку кузова (20-30 тысяч рублей) и поставить хотя бы минимальную защиту от угона (10-30 тысяч рублей) – я предпочитаю механический замок, но его мало кто считает удобным. Также понадобиться компрессор (чтобы подкачать шины), домкрат и запасное колесо – последнее не обязательно, но я люблю докату – весит мало, легко ставится, есть место под хлам. В багажник и салон также пригодятся резиновые коврики, в подержанном авто они будут, в новый придется искать их в магазинах, главное не брать втридорога у дилера.

-2

Далее, надо подсчитать регулярные расходы – те, которые обязательно возникнут по эксплуатации авто. Я буду считать исходя из своего опыта и предпочтений, но у вас может получится совсем по-другому – кто-то авто моет триджы в неделю, кто-то льет самое дорогое масло, кто-то моет сам на даче.
У меня же получается так – мойка два раза в неделю, не супердорогая но и не самостоятельная – 2000 в месяц. Налог на 100-120 л.с. – около 2000 рублей, платить раз в год. ОСАГО – от 5 до 10 тысяч, возьмем по максимуму. ТО – или техническое обслуживание, нужно только для новых авто от дилера чтобы не было проблем с гарантией – для старых надо поменять масло и фильтры хотя бы раз в год – это около 10 000 рублей, а вот для нового авто лучше подготовить 20 000. На платные парковки надо заложить около 10 000 рублей, на платные дороги – около 4000 рублей. Кроме этого, надо заложить около 20 000 на непредвиденные расходы – штрафы, пробитые колеса, прилетевшие камни и т.д. Про бензин – в среднем, авто проезжает за год 10 000 километров, при расходе 10 литров на 100 км, это 1000 литров. При цене 92ого бензина (которым можно заправлять Весту) – 50 рублей, это 50 000 рублей.

-3

Итак, смотрим – покупка нового авто для меня обойдется в 1 млн 364 тысячи рублей, покупка подержанного – 957 тысяч рублей.

За год на обслуживание, налоги и всякие платные плюшки для нового авто надо будет потратить 140 тысяч рублей, для подержанного на 10 тысяч меньше.

Итак, что мы можем позволить себе на 140 тысяч в год в плане ОТ? Первое, что стоит купить – это безлимитная тройка на год - 20 500 рублей. Если вы живете за городом – лучше взять с «пригородной» зоной, но я на МЦД езжу очень редко, поэтому мне проще оплатить это разово.

Стоимость проезда в метро Москвы
Стоимость проезда в метро Москвы

Следующее, что надо посмотреть – цены на транспорт в другие города, например из Мск в СПб ходит Сапсан – на него можно попасть за 3500-4500 рублей – есть сесть на поезд в 6.50 уже в 11 вы будете есть знаменитую шаверму на Лиговском. Есть, конечно, поезда и подешевле, и подороже, но в целом сгонять в отпуск с второй половинкой на отдых – это около 10 тысяч на билеты в одну сторону, т.е. где-то 40 тысяч в год на 2 поездки.

Дешевые билеты на Сапсан есть, но как добраться до вокзала к 5.55? Метро в Москве работает с 5.30 утра и первые поезда обычно появляются на станциях в 5.45...
Дешевые билеты на Сапсан есть, но как добраться до вокзала к 5.55? Метро в Москве работает с 5.30 утра и первые поезда обычно появляются на станциях в 5.45...

Ну и, конечно, не будем забывать про такси – лично я такси пользуюсь пару раз в год, в отпуске, доехать вечером с бара\ресторана до гостиницы. В остальное время мне хватает ОТ – даже до аэропорта сейчас можно доехать на метро (и часто быстрее, чем на такси) – но давайте, на всякий случай, заложим на таки 10 000 рублей.

Таким образом, на такси, поезда и ОТ мне надо за год потратить около 70 тысяч рублей. Если для вас расчеты не актуальны – можете добавить (или убавить) что-то к этой сумме.

Хм, кажется и без всяких сложных расчетов ясно что расходы на общественный транспорт и такси – сильно меньше, чем содержание авто. А что если взять цену автомобиля и на эти деньги купить ОФЗ – на весь 1 млн 364 тысячи рублей рублей? Итак, ОФЗ 26238 на 17 лет стоит на сегодня 574 рубля за штуку – на стоимость покупки авто мы можем купить 2376 облигаций. С каждой облигации каждые полгода будут платить 35,4 рублей, или 30,8 рублей за вычетом налога. 30,8 * 2376 = 73 190 – именно столько вы будете получать каждые 6 месяцев, если купите не машину, а ОФЗ. В год это 146 тысяч рублей! Безусловно, этого хватит на такси, каршеринг, любые билеты, самокаты и даже конку по центру Питера!

Что в итоге? Авто — это страшно невыгодная история. Даже с учетом того, что авто постоянно дорожают из-за инфляции – если просто положить деньги в ОФЗ, можно не только позволить себе любой другой транспорт с купонов, но еще и подкопить немного на счету. Покупка авто оправдана только в случае, если у вас действительно есть необходимость (дети, родственники которых надо куда-то возить, проживание за городом) – или, если вы живете за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.
В остальных случаях – стоит задуматься, так ли вам нужна эта машина?

Авто
5,66 млн интересуются