Найти тему
Eurasia Daily

«Их прагматизм — наше развитие»: Почему КНР интересуют горнолыжные трассы России?

Китай останется политическим и экономическим партнером РФ, но в этом сотрудничестве России нужно придерживаться собственных интересов. По мнению экспертов, КНР довольно прагматичен в достижении своих целей, и его активность может мешать развитию внутренних российских производств.

Визит президента России Владимира Путина в Китай подтвердил укрепление стратегического партнерства двух стран — и в политике, и в экономике. Было отмечено, что в минувшем 2023 году взаимный товарооборот увеличился почти на 25% - вырос до $ 227 млрд. Владимир Путин заявил, что РФ и КНР сформировали «весомый портфель» из 80 крупных инвестиционных проектов.

Россия поднялась и в рейтинге Китая с точки зрения торгового партнера. Примерно 7 лет назад товарооборот с Россией занимал у КНР менее чем 1,5%, а сейчас это 4%, рост более чем в два раза.

Китай — сложный партнер

При этом опытные востоковеды замечают, что Китай все же — непростая страна, и в своем экономическом сотрудничестве с КНР Россия должна быть внимательной.

«Китай крайне сложный партнер, на вещи он смотрит максимально прагматично», — отмечает доктор исторических наук, директор Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Маслов.

Как отмечает эксперт, сначала «из уст китайских представителей раздаются заверения в „дружбе без границ“, а затем эта риторика сменяется жестким прагматизмом в делах», — Китай оперирует «здоровым торговым меркантилизмом».

КНР, предостерегает Алексей Маслов, обычно хочет сам контролировать те сферы экономики или те производства, в которые вкладывается. Россия осознает опасность попадания в такую зависимость от Китая и от подобных вариантов «инвестиционного партнерства» отказывается. Например, Китай выражает готовность ставить на российских курортах свои канатные подъемники, предлагая продукцию государственного бренда BMHRI. Но такой подход может просто отобрать значительную часть рынка у отечественных производителей, которые сами создают канатные дороги. И Россия пока не готова отдавать контроль за этим сектором промышленности Китаю. Подтверждение тому — новый завод по производству канатных подъемников в ОЭЗ «Эммаусс». Губернатор Тверской области Игорь Руденя представил его президенту РФ Владимиру Путину в марте нынешнего года в ходе его визита в Торжок.

Уже к концу 2024 года здесь начнут выпускать полностью локализованную канатную дорогу — которая сделана из отечественных компонентов. А вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко отмечал, что Минпромторг, регионы и курорты займутся вопросами обеспечения туротрасли российским оборудованием.

«Нам нужно диверсифицировать отношения с зарубежными партнерами, в том числе и с Китаем, это изменит и внутреннюю структуру экономики страны. Торговля не должна работать по простой формуле „купи-продай“, нужно перераспределять ресурсы, в том числе с точки зрения инвестиций, и предлагать рынку, не только внутреннему, но и внешнему, собственные сильные разработки. Они, уверен, у нас есть. И государство, и бизнес должны придерживаться стратегии запуска новых производств, вкладываться в новые активы и рынки», — считает экономист, финансовый аналитик Михаил Симаков.

Почему КНР интересуют горнолыжные трассы России

Говоря о направлении производства грузоподъемного оборудования, куда устремил свой взгляд Китай, стоит пояснить, что в России действительно возник пробел в условиях, когда европейские производители канатных дорог перестали с 2022 года сотрудничать с Россией, обслуживать свои подъемники и строить новые. Но активизировались российские предприятия, к тому же собственные разработки и технологии уже были, производство появилось не вчера, и собственные подъемники не уступают западным аналогам, даже превосходят по степени надежности и безопасности, с учетом российского климата. Так что отечественные горнолыжные курорты уже ждут отечественные подъемники — они появятся в скором времени как на сочинских и кавказских трассах, так и в северных горнолыжных зонах. Например, в Сочи начинается строительство нового курорта «Турьев Хутор», и в первую очередь тут установят скоростную канатную дорогу с кольцевым движением и с отцепляемыми зажимами — ее делает отечественный производитель ООО «Руслет». А в целом на курорте будет построено несколько канатных дорог общей протяженностью 6,5 км.

В то же время китайская компания BMHRI считает, что может конкурировать с ушедшими из России европейскими коллегами по цеху и дать России такие же надежные подъемники. Так ли это? К примеру, в самом Китае, который так стремится замещать все импортное собственным производством, та же BMHRI занимает лишь половину горнолыжных склонов, а еще почти столько же трасс там оборудованы канатными дорогами фирм Poma и Doppelmayr (остальное — другие небольшие китайские производители). Получается, что все же пока КНР не может или не хочет покрыть все свои курорты собственными канатками. Возможно, потому, что они не такие технологичные, как европейские. Зато, по мнению Китая, подойдут для экспорта в другие страны — например, в Россию. Но пока до практической реализации планов по установкам своих подъемников в России Китай не дошел. Может быть, как раз по причине того, что пока уступает по уровню технологий западным механизмам, и российские курорты на данный момент не хотят рисковать. О технологическом несовершенстве, устаревших технологиях китайских подъемников ранее говорили и сами представители курортов, например «Манжерок» Сбербанка.

У Китая есть козырь — он пытается победить конкуренцию с российскими производителями в том числе за счет цен, это как раз еще одно подтверждение «китайского меркантилизма». Это касается разных отраслей экономики, не только тех же канатных дорог. К примеру, в топливно-энергетическом комплексе России именно китайские компании пока забирают на себя большую часть заказов — потому что предлагают на тендерах цены почти в два раза ниже российских.

Но отечественные производители так низко падать не готовы: качественная продукция не может и не должна стоить копейки. Такой напор КНР мешает предприятиям сектора тяжелого машиностроения получить заказы вдолгую, они пока загружены только до конца 2024 года. И такой демпинг со стороны Китая — еще одна опасность для российской экономики. Или взять китайские электромобили. Они стоят сильно дешевле западных аналогов, именно поэтому Европа и закрыла свои рынки от КНР, потому что Китай мешает развиваться европейским производителям такой техники. А Россия купила более 900 тысяч китайских автомобилей.

«Нужно вкладываться в импортонезависимость»

Китай сохранит свою позицию партнера и союзника России, в то же время нужно менять саму структуру торговых взаимоотношений с КНР. Пока ситуация такова, что мы снова делаем упор на сырье, отправляя в Китай газ, нефть, лес (например, впервые с 2018 года Россия заняла первое место по поставкам нефти в КНР, обойдя Саудовскую Аравию). А вот Китай дает нам оборудование. Хотя сейчас задача России — и она была вновь озвучена обновленным Правительством РФ — укреплять свою экономику, и в том числе уделить серьезное внимание отраслям машиностроения, промышленным технологиям, разработкам новейшего оборудования.

В свою очередь, политолог Марат Баширов ранее заявлял в материале EADaily, что, к примеру, сам же Китай очень серьезно относится к безопасности собственной экономики, отслеживая любые вмешательства в эти внутренние вопросы. Так же стоит действовать и России, которая, по мнению Марата Баширова, должна развивать «национально ориентированную промышленную политику».

Справка:

Что экспортирует Россия в Китай: нефть, природный газ, уголь; алюминий, драгоценные металлы; сельскохозяйственная продукция. Объем за 2023 год составил $ 129,13 млрд.

Что экспортирует Китай в Россию: Оборудование, механические устройства (более 25% от всего объема поставок из Китая); наземный транспорт, автомобили; электрооборудование; инструменты; обувь, одежда. Объем за 2023 год составил $ 110,97 млрд.