Найти тему
Лукашенко решает

«Мы будем гордиться». Почему Лукашенко призывает строить дороги из бетона?

Оглавление

Бетонные дороги или асфальтные? Вот в чем вопрос! Почему Александр Лукашенко уже уделял этой теме особое внимание, какие есть плюсы и минусы разного дорожного полотна? Давайте разбираться вместе.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

В целом стоит признать, что белорусские дороги в хорошем состоянии и ругают их разве что сами белорусы. Но несмотря на качество, это не повод останавливаться на достигнутом. Еще в 1999 году Президент Беларуси сделал первый шаг в этом направлении – отказался продавать за 25 млн долларов красносельский завод по производству цемента.

В 2007 году белорусский лидер поручил нарастить выпуск данного сырья, которое изготавливалось на трех заводах: «Красносельскстройматериалы», Белорусский цементный завод, «Кричевцементношифер». Это позволило не только отказаться от закупок цемента у стран Запада, но и начать тестировать строительство цементобетонных дорог.

Почему тестировать, если такие строились в Беларуси уже в 1960-х, а в 1980-х перед Олимпийскими играми бетонка связала участок трассы Москва – Минск – Брест? Все по той же злосчастной причине – из-за развала СССР.

-2

Итак, получив достаточные мощности по производству цемента и закупив необходимое оборудование, и в Беларуси начали строить МКАД-2. На первом этапе было проложено 46 км, на втором этапе – 41 км. На все потребовалось 315 тыс. куб.м бетона. Использовали белорусский цемент экстра-класса.

«Пройдет много лет, и мы будем гордиться тем, что построили такую дорогу <…> Если бы мы не построили эту дорогу, мы бы не имели этого подряда. А сейчас мы и заказчики, и подрядчики, потому что у нас есть опыт в строительстве», – заявил Александр Лукашенко 22 декабря 2016 года на церемонии открытия МКАД-2.

-3

А еще семь лет спустя во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию в 2023 году Президент вновь поднял эту тему. Он поручил больше вкладываться в строительство бетонных дорог.

«За это спрос будет жесточайший. Я предупреждал отдельных членов правительства об этом. Ведь я же вас отвез и показал, как это надо делать, мы же закупили до этих еще санкций самое современное оборудование. Бетонные дороги – это наше спасение в наших погодных условиях, это долговечность», – подчеркнул глава государства.

-4

Бетон или асфальт?

Почему же белорусский лидер делает акцент именно на строительстве дорог из цемента? Разберем по пунктам.

Долговечность

Бетонная дорога, которая была построена в 1980-х, до сих пор служит верой и правдой. Прошло уже около 40 лет. Кроме того, на бетонку гарантийный срок от производителя составляет до 25 лет, на асфальт – не более 10 лет. Но в среднем дорожное полотно из асфальта изнашивается примерно за 7 лет. 1:0.

Доступность сырья

Здесь однозначно перевес за бетонными дорогами. Для их производства используется полностью отечественное сырье. А для строительства асфальтовых дорог нужно закупать импортную нефть и производить из нее битум. 2:0.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Стоимость

Ранее считалось, что строить асфальтовые дороги дешевле. Еще в 2014 году были сведения, что итоговые затраты на бетонку будут на 2-4% выше. Однако в 2022 году цены на асфальт ощутимо поползли вверх. И сейчас, по информации одной белорусской компании, преимущество в стоимости уже за бетонной дорогой. На условную тысячу метров квадратных цена асфальтового покрытия составит около 110 тысяч рублей, а бетонного – 95 тысяч. 3:0.

Скорость строительства

В настоящий момент бесспорный лидер здесь асфальт. После заливки и проезда асфальтоукладчика по дороге можно ехать буквально через несколько часов. В случае с бетоном дорога должна застывать 28 суток. Но это лишь 90% прочности. До 100% дорога может доходить целый год. 3:1.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Простота строительства

Вероятно, это одна из главных причин, почему в ближайшей перспективе асфальтовым дорогам не грозит исчезновение. Асфальт легко и относительно недорого положить в любом месте, будь это узкая улица или малонаселенная деревня. А вот техника для строительства бетонной дороги на узкой улице попросту не развернется, а, может, даже и не проедет. Так что и экономически, и технически проще строить в узких или малонаселенных местах асфальтовые дороги. 3:2.

Обслуживание

И здесь перевес будет на стороне асфальта. Особого обслуживания не нужно, достаточно в жару поливать водой, чтобы покрытие не перегревалось. Можно использовать песчано-соляную смесь (ПСС) зимой, а ремонтировать можно быстро. В то же время в случае бетонки первые пару лет, пока дорога еще крепнет, нельзя использовать ПСС. Сейчас ученые разработали покрытие, которое решает эту проблему, но условно она остается. Ремонтировать тоже небыстро – нужно менять целую бетонную плиту, нельзя исправить только проблемную зону. 3:3.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Расход топлива

Экономичнее оказываются бетонные дороги. В ходе исследования выяснилось, что при движении на скорости 60 км/ч по бетонке водители экономят до 8% топлива в сравнении с асфальтом. А на скорости 120 км/ч экономия достигает 15%. 4:3.

Отражение

Бетон – светлый, а потому больше отражает свет, чем черный асфальт. Из-за этого у водителей немного больше устают глаза при движении по бетонке. 4:4.

Экологичность

Асфальт загрязняет окружающую землю и источники подземных вод, а во время нагрева и укладки асфальта выделяются вредные газы. Бетон в этом отношении безвреден. 5:4.

Фото: pixabay
Фото: pixabay

Безопасность

В целом бетонки являются более безопасными. Сейчас при строительстве дорог используется технология, благодаря которой сцепление шин с бетонным покрытием является постоянным, т.е. колеса не скользят ни на сухой, ни на мокрой дороге. Нет ям или просадок, которые характерны для асфальта. 6:4.

Итоги

Несмотря на то, что счет примерно равный, конкретно в Беларуси бетонку строить выгоднее. В стране есть свои цементные заводы и опытные специалисты, а техника для укладки закуплена. Поэтому решение Президента – не только позаботиться о качестве дорог, но и о рабочих местах для белорусов.

Подписывайтесь – @prezident_lucashenko_reshaet