Найти тему
Medas Textile

Что такое маркирование товара?

На территории РФ действует обязательная маркировка товаров в системе «Честный знак». Благодаря этой маркировке покупатель может узнать историю появления продукта и этап продажи.

Система маркировки и прослеживания товаров – специальный вид информационной системы, предназначенный для контроля товаров. Крупнейшей системой маркировки является ранее упомянутая система «Честный знак», оператором которой назначена ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). ЦРПТ отвечает за внедрение и развитие маркировки, а также курирует работу «Честного знака».

Маркировочная метка называется DataMatrix. Она бывает двух видов: цифровая и печатная. Печатная версия похожа на QR-код. Метка либо наносится сразу на упаковку товара, либо печатается на обычной бумаге и наклеивается на продукт. Но если в QR-код можно вставить любую информацию, например, как пользоваться продуктом или сообщения о рассылках, в DataMatrix входит строгий перечень данных (серийный номер, код товара, ключ проверки, код проверки). Цифровая версия является набором цифр и символов. Мы её не видим, так как она циркулирует между участниками торговой цепочки в электронном документообороте.

Различия между DataMatrix и QR-кодом
Различия между DataMatrix и QR-кодом

Расшифровка DataMatrix
Расшифровка DataMatrix

Существует перечень товаров, которые подвергаются маркировке DataMatrix. Перечень продуктов продолжает расширяться с 2019 года.

2019 год: табак, шубы и меховые изделия.

2020 год: обувь, шины, лекарства, камеры, духи.

2021 год: текстиль (маркируются продукты лёгкой промышленности, но сами полотна или аксессуары – нет), молочная продукция, вода.

2023 год: пиво и слабоалкогольные напитки, антисептики, БАДы, медицинские изделия.

2024 год: велосипеды, икра.

При нанесении печатной версии DataMatrix существует ряд требований:

  1. DataMatrix должен размещаться в легкодоступном месте.
  2. DataMatrix должен легко считываться.
  3. DataMatrix должен быть уникальным для каждого товара.
  4. На один товар наносится только один DataMatrix.
  5. DataMatrix должен быть напечатан чётко.
  6. DataMatrix должен соответствовать ГОСТам и требованиям маркируемого продукта.

За нарушение маркировки товара предусмотрена уголовная и административная ответственность. Роспотребнадзор контролирует обязательную маркировку и может оштрафовать недобросовестных производителей, а также конфисковать нелегальный товар. Ниже перечислен список нарушений, которые влекут за собой уголовную и административную ответственность.

  1. Оборот товаров без маркировки средствами идентификации (Административная и уголовная ответственность).
  2. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт пива и слабоалкогольных напитков либо табачных изделий, табачной продукции или никотинсодержащей продукции с поддельными кодами маркировки (Уголовная ответственность, статья 171.1 УК РФ).
  3. Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки (Уголовная ответственность, статья 171.1 УК РФ).
  4. Нарушение в размере МРЦ при продаже (Административная ответственность).
  5. Непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений (Административная ответственность).
  6. Товары не введены в оборот (Административная ответственность).
  7. Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями о разрешительной документации (Административная ответственность).
  8. Нарушение сроков передачи сведений в систему (Административная ответственность).
  9. Возврат в оборот товаров, владельцем которого вы не являлись (Административная ответственность).
-4

Подводя итоги, можно сказать, что маркировка товара имеет как ряд плюсов, так и минусов. С одной стороны, маркировка предоставляет потребителям информацию о продукте, включая его состав, производителя, срок годности и другие важные аспекты, помогает защитить права потребителей, предоставляя им прозрачную и достоверную информацию о продукте. DataMatrix может включать информацию об экологических аспектах продукта, таких как его упаковка и утилизация, гарантирует безопасность потребителей, предоставляя информацию об ограничениях по использованию, хранению и безопасности продукта.

Но также есть и ряд нюансов: некоторые производители перекладывают издержки маркировки на цены, что может привести к увеличению стоимости товаров. Маркировка требует усилий и ресурсов со стороны производителей и розничных компаний, и иногда может быть сложной в реализации. Некоторые стандарты маркировки могут быть несовершенными или вызывать недопонимание у потребителей. В целом, маркировка товаров имеет множество преимуществ, но также может иметь и некоторые недостатки, требующие внимания при её реализации.

Информацию для этой статьи мы взяли с официальных источников.

А что вы думаете о маркировке товаров? Пишите мнение в комментариях, нам будете интересно его узнать.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новый контент!