На территории РФ действует обязательная маркировка товаров в системе «Честный знак». Благодаря этой маркировке покупатель может узнать историю появления продукта и этап продажи.
Система маркировки и прослеживания товаров – специальный вид информационной системы, предназначенный для контроля товаров. Крупнейшей системой маркировки является ранее упомянутая система «Честный знак», оператором которой назначена ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). ЦРПТ отвечает за внедрение и развитие маркировки, а также курирует работу «Честного знака».
Маркировочная метка называется DataMatrix. Она бывает двух видов: цифровая и печатная. Печатная версия похожа на QR-код. Метка либо наносится сразу на упаковку товара, либо печатается на обычной бумаге и наклеивается на продукт. Но если в QR-код можно вставить любую информацию, например, как пользоваться продуктом или сообщения о рассылках, в DataMatrix входит строгий перечень данных (серийный номер, код товара, ключ проверки, код проверки). Цифровая версия является набором цифр и символов. Мы её не видим, так как она циркулирует между участниками торговой цепочки в электронном документообороте.
Существует перечень товаров, которые подвергаются маркировке DataMatrix. Перечень продуктов продолжает расширяться с 2019 года.
2019 год: табак, шубы и меховые изделия.
2020 год: обувь, шины, лекарства, камеры, духи.
2021 год: текстиль (маркируются продукты лёгкой промышленности, но сами полотна или аксессуары – нет), молочная продукция, вода.
2023 год: пиво и слабоалкогольные напитки, антисептики, БАДы, медицинские изделия.
2024 год: велосипеды, икра.
При нанесении печатной версии DataMatrix существует ряд требований:
- DataMatrix должен размещаться в легкодоступном месте.
- DataMatrix должен легко считываться.
- DataMatrix должен быть уникальным для каждого товара.
- На один товар наносится только один DataMatrix.
- DataMatrix должен быть напечатан чётко.
- DataMatrix должен соответствовать ГОСТам и требованиям маркируемого продукта.
За нарушение маркировки товара предусмотрена уголовная и административная ответственность. Роспотребнадзор контролирует обязательную маркировку и может оштрафовать недобросовестных производителей, а также конфисковать нелегальный товар. Ниже перечислен список нарушений, которые влекут за собой уголовную и административную ответственность.
- Оборот товаров без маркировки средствами идентификации (Административная и уголовная ответственность).
- Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт пива и слабоалкогольных напитков либо табачных изделий, табачной продукции или никотинсодержащей продукции с поддельными кодами маркировки (Уголовная ответственность, статья 171.1 УК РФ).
- Производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт товаров с поддельными кодами маркировки (Уголовная ответственность, статья 171.1 УК РФ).
- Нарушение в размере МРЦ при продаже (Административная ответственность).
- Непредставление сведений и (или) нарушение порядка и сроков представления сведений, предусмотренных правилами маркировки товаров, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений (Административная ответственность).
- Товары не введены в оборот (Административная ответственность).
- Ввод в оборот товаров без разрешительной документации или с неверными сведениями о разрешительной документации (Административная ответственность).
- Нарушение сроков передачи сведений в систему (Административная ответственность).
- Возврат в оборот товаров, владельцем которого вы не являлись (Административная ответственность).
Подводя итоги, можно сказать, что маркировка товара имеет как ряд плюсов, так и минусов. С одной стороны, маркировка предоставляет потребителям информацию о продукте, включая его состав, производителя, срок годности и другие важные аспекты, помогает защитить права потребителей, предоставляя им прозрачную и достоверную информацию о продукте. DataMatrix может включать информацию об экологических аспектах продукта, таких как его упаковка и утилизация, гарантирует безопасность потребителей, предоставляя информацию об ограничениях по использованию, хранению и безопасности продукта.
Но также есть и ряд нюансов: некоторые производители перекладывают издержки маркировки на цены, что может привести к увеличению стоимости товаров. Маркировка требует усилий и ресурсов со стороны производителей и розничных компаний, и иногда может быть сложной в реализации. Некоторые стандарты маркировки могут быть несовершенными или вызывать недопонимание у потребителей. В целом, маркировка товаров имеет множество преимуществ, но также может иметь и некоторые недостатки, требующие внимания при её реализации.
Информацию для этой статьи мы взяли с официальных источников.
А что вы думаете о маркировке товаров? Пишите мнение в комментариях, нам будете интересно его узнать.
Понравилась статья? Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новый контент!