Ровно 15 лет назад, 20 мая 2009 года, умер Олег Иванович Янковский.
Все знали, что актёр был тяжело болен. Но до последних дней он сохранял оптимизм, бодрое настроение и даже самоиронию, часто подшучивая над своим непростым положением. Он духовно был сильнее и выше своей неизлечимой болезни. Но, увы, онкология всё же победила.
В «Ленкоме» Янковский прослужил 36 лет и был одним из старейших актёров театра. И это несмотря на то, что на момент смерти ему было только 65 лет.
Марк Анатольевич Захаров вспоминал, что когда Янковский узнал о своей неизлечимой болезни, он не только не перестал играть в спектаклях, но и, наоборот, начал активно репетировать в новых постановках. А режиссёру спокойно объяснял это тем, что у него ещё осталось время, и он успеет хоть немного, но поиграть и в новых спектаклях.
Слух о его болезни быстро разнёсся по Москве, и зрители валом шли на спектакли, в которых играл Янковский. И это молчаливое сочувствие переполненного зала даже мешало ему играть.
«Он уходил очень достойно и спокойно, до последних мгновений выходил на сцену и ни на что не жаловался. Никто не видел, что ему тяжело, поэтому он продолжал. Но как только он почувствовал, что зритель замечает, он ушел», — рассказал позже Захаров.
Его друг Александр Збруев хорошо запомнил последний выход Янковского на сцену. Это было 10 апреля 2009 года. Играли «Женитьбу». Збруев вспоминал, что Олегу перед спектаклем было очень плохо. До последней минуты он лежал на диванчике в гримёрной и в прямом смысле слова собирался с силами. Но от выхода на сцену не отказался, хотя Захаров в тот день на всякий случай вызвал в театр дублёра. А выйдя на сцену, Олег Иванович, как всегда, был лёгок и искромётен.
«В тот день было необыкновенное количество цветов. Просто море цветов! И у меня возникло ощущение, что люди прощались с ним», — вспоминал Збруев.
Свои последние дни он провёл в клинике. Супруга строго следила за тем, чтобы к нему в палату не пускали посторонних, оберегая его душевное спокойствие. А чуть позже она уже не пускала никого. Леонид Ярмольник, когда узнал, что Олегу стало совсем плохо, примчался в медцентр. Так получилось, что они не успели свидеться перед его госпитализацией. Но Людмила Александровна не пустила и его: «Прости Лёнь, но он не хочет, чтобы его видели таким…».
По сведению супруги Людмилы Зориной, за несколько последних дней он внешне сильно изменился. Он уже не мог есть и пить, говорить ему тоже было очень тяжело. Врачи делали что могли, но начались внутренние кровотечения, которые уже нельзя было остановить. Врачи давали ему считанные часы, но Олег Иванович прожил ещё несколько дней. Наверное, только за счёт силы духа. По рассказу жены, которая до конца была рядом, его взгляд до последней минуты оставался всё таким же спокойным и ироничным.
Про его глаза, наверное, лучше других сказал Марк Захаров, с которым актёр проработал много лет:
«В этих глазах очень многое отражалось. Я могу сказать только то, что Олег мог и имел право долго смотреть на людей. Он нёс с собой какое-то целебное начало, какую-то умную печаль и веселую отвагу, и все вместе».
Его похоронили через два дня, 22 мая 2009 года. А у входа в театр ещё несколько дней висела афиша гоголевской «Женитьбы», запланированной на 3 июня, в которой должен был играть Олег Янковский и все билеты были проданы.
Дина Нерубина.
_______________________
_______________________
Если статья показалась интересной кликните 👍