Живопись акварелью в современном ее представлении возникла
сравнительно недавно: в конце восемнадцатого — начале девятнадцатого века. К этому времени были выработаны определенные методы и технические приемы, обеспечившие ее расцвет и широкое признание.
Акварельная живопись первой половины XIX века получает распространение как миниатюра* на бумаге, сохраняя качества, присущие миниатюре на кости и эмали: тонкий рисунок, тщательную моделировку формы и деталей мелкими штрихами и точками, чистоту красок. В начале XIX века крупные мастера акварели работали в Англии. Это — У. Тернер, P. Бонингтон, Дж. Констебл и другие. Во Франции акварелью писали О. Домье, Т. Жерико и Э. Делакруа. Великолепные образцы искусства акварели и в жанровой живописи и в портрете в тот период оставлены русскими художниками — К. П. Брюлловым, П. Ф. Соколовым, П. А. Федотовым и другими.
В конце XIX века акварель приобретает новые качества в произведениях И. Е. Репина, В. А. Серова, М. А. Врубеля. В работах этих мастеров техника исполнения становится более свободной и темпераментной.
Мастера советского искусства — А. М. Герасимов, C. В. Герасимов, О. Г. Верейский, Кукрыниксы, Ю. И. Пименов, Н. Н. Волков, Ю. М. Непринцев и многие другие дали очень много интересных образцов акварельной живописи, особенно в области книжной иллюстрации и в пейзаже.
На примерах работ русских, советских и зарубежных художников мы можем видеть не только возможности, которые заключает в себе акварель как материал живописи, но и разнообразие применяемых художниками технических приемов.
В картине Брюллова «Семья итальянца» (puc. 31) раскрываются особенности художественной манеры, получившей наименование техники миниатюры. Здесь четкий классический рисунок, тщательная проработка деталей, тонкая моделировка фактуры предметов и тканей.
«Итальянский пейзаж» (puc. 32) А. А. Иванова выполнен более свободно. Художник достигает совершенства в передаче естественного освещения, воздушности, глубины пространства.
Возможности акварели в портрете раскрывает работа И. Е. Репина «Д. И. Менделеев» (puc. 33). Портрет отличается интенсивностью цвета и характерной для репинской живописи силой и материальностью.
Пейзаж А. П. Остроумовой-Лебедевой «Пруд в Павловске» (puc. 34) написан в широкой манере, композиция построена крупными объемами, краски хотя и прозрачны, но взяты в глубоких, бархатистых тонах.
Черная акварель М. А. Врубеля «Демон и Тамара», выполненная как иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова «Демон» (puc. 35), показывает, что при умелом использовании даже одного цвета можно достигнуть большой выразительности образов, богатства тона, многообразия в трактовке форм и фактуры предметов.
Как видно, возможности и средства технического использования акварели безграничны. Что ни мастер, то свой художественный язык, свои приемы; они учат быть внимательным к передаче правды жизни, к точному рисунку, к материальным свойствам предметов, условиям среды и характеру освещения.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ #акварель