Появились прецеденты, когда у россиян, которые в последние годы приобрели западные автомобили через т.н. параллельный импорт, хотят отобрать их через суды спустя какое-то время после того, как состоялась сделка купли-продажи. Один такой случай с приложением документов судебных решений описывает портал Autonews, отмечая, что есть и другие случаи, а "в зоне риска" теперь оказались тысячи российских автовладельцев.
Схема, конечно, откровенно мошенническая, но юридически к ней подкопаться очень сложно. Потому что и сам ввоз автомобиля в Россию происходит по серым, полулегальным схемам, официально это теперь запрещено. "Предприимчивые" перегонщики машин смекнули, что используя подобные схемы, могут заработать гораздо больше, и начали их применять.
Описывается случай жителя Ярославской области, который в 2022 году, воспользовавшись услугами перегонщика, заказал Volkswagen Tiguan из Германии. Договорился о покупке автомобиля у немецкого владельца, перегонке его в Россию, таможенном оформлении и прочих юридических моментах, сопровождающих сделку. За все это он заплатил 40 тыс евро, что на тут момент казалось очень выгодной ценой (сделка происходила в момент сильного укрепления рубля в 2022 году).
Эти деньги посредник получил наличными, после чего покупателю предоставили фото и видео подтверждения покупки автомобиля в Германии, которая была оформлена на гражданина Беларуси. Далее этот автомобиль прибыл в Беларусь, и уже там был оформлен договор купли-продажи этого гражданина с конечным покупателем. Его копию портал прилагает.
Это и есть схема параллельного импорта: при запрете ввоза автомобиля в Россию, он ввозится в другую разрешенную страну, а оттуда уже в Россию. Каждый раз при пересечении границы при этом уплачиваются все необходимые таможенные сборы, что входит в общую сумму, уплачиваемую покупателем.
Довольный клиент получил свой автомобиль, поставил его на учет в России и радостно на нем ездил до января 2024 года, когда вдруг получил судебный иск с требованием вернуть автомобиль законному владельцу, им значилась тот самый перегонщик (россиянка из Иваново), с которой покупатель и договаривался, которой передал 40 тысяч евро.
В качестве подтверждения, что автомобиль принадлежит ей, эта девушка предоставила в суд документы, подтверждающие факт оплаты за автомобиль 33400 евро со своего счета, а также договор купли-продажи, заключенный между ней и владельцем из Германии. Она заявила в суд, что сделка состоялась, далее она ждала доставки своей машины, но так и не дождалась, после чего начала искать ее по VIN-номеру и выяснила, что автомобиль зарегистрирован в России на другого владельца.
Исковое заявление, поступившее в Дзержинский районный суд Ярославля, включает в себя шесть пунктов, которые в упрощенном виде выглядят следующим образом:
- признать недействительным договор отчуждения транспортного средства;
- применить последствия недействительной сделки;
- прекратить право собственности на транспортное средство;
- обязать регистрационный орган ГИБДД аннулировать запись о регистрации права собственности транспортным средством;
- признать за истцом право собственности на транспортное средство;
обязать передать транспортное средство законному владельцу.
Копию начала данного заявления портал также прилагает.
Суд уже применил обеспечительные меры по иску и наложил арест на приобретеный автомобиль.
Юристы и автоэксперты вынуждены признать, что у заявительницы есть все шансы выиграть это дело, и велика вероятность того, что она попросту заберет данный автомобиль у своего же клиента через суд.
Также в процессе разбирательства обманутый покупатель выяснил, что гражданин из Беларуси, на которого оформлялся "параллельный импорт", оказался льготником, поэтому в реальности уплатил пошлин намного меньше, чем с него взяла мошенница. То есть, его обманули еще и в этом.
Льготников перегонщики активно использовали при перегонке авто через Беларусь и Киргизию - законы этих стран открывают для этого широкие возможности.
Данная схема, по утверждению автоэкспертов, носит глобальный характер - в общем и целом практически все автомобили, приобретаемые россиянами через параллельный импорт в 2022, 2023, начале 2024 года, ввозились именно таким образом. Актуальность она утратила с 1 апреля 2024, когда в России изменили правила оплаты утильсбора, что сделало ввоз автомобилей через страны-посредники менее выгодным. Но, разумеется, если клиент готов платить любые деньги, то могут продолжать возить и сейчас.
Если появятся первые прецеденты выигранных судебных дел (сейчас, по утверждениям автоэкспертов, их уже несколько), то дело могут поставить "на поток". Вот, например, что говорит автоэксперт и автор блога «Автокриминалист» Максим Шелков:
Огромная доля автомобилей была привезена с оплатой с чужих банковских счетов, с оплатой через третьи страны, через каких-то посредников. При этом, люди, которые участвовали в сделках, действительно оформляли автомобили на себя и сами их оплачивали — доказать, что транспортное средство приобреталось плательщиком, не составит никакого труда. Так, на все машины, вывозимые из Европы, оформляют так называемую экспортную декларацию EX-15, и все экспортные документы также оформлялись не на реальных конечных владельцев, а на перегонщиков.
Также он дает рекомендации, как избежать подобных инцидентов:
- все платежи проводить на свое имя со своего банковского счета;
- самому подписывать соглашения, подписывать договор;
- каждое действие фиксировать на бумаге — чтобы за каждое действие, за каждую переданную сумму получатель ставил подпись;
- машину таможить также нужно на себя.
Но при этом констатирует, что десятки тысяч сделок уже проведены без учета этих рекомендаций, и если суды будут принимать стороны заявителей, то огромное количество россиян могут стать жертвами вот таких "легальных" мошенников.
Мой общий вывод: в любых полулегальных схемах вседа присутствуют повышенные риски. Параллельный импорт - это и есть полулегальные схемы. Вот эти риски и реализовались.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.