Природа наделила людей тонким инструментарием – слухом. Как наш мозг трансформирует волны в образы, расскажет директор НИИ развития мозга РУДН и преподаватель кафедры Высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ Вера Толченникова.
Все наши чувства совершенно особенные, и отсутствие любого из них обедняет картину мира, но именно у слуха есть термин «звуковой разум». И, конечно, это нефизиологическое понятие. Для того чтобы превратить механическое колебание в ощущение, почувствовать то, как рождается музыка, звук или тон, необходимо, чтобы сигнал пришел в мозг (в низшие, а затем высшие центры обработки). Но целостный звуковой образ, как правило, включает в себя различные модальности. Нам требуется анализатор, то есть структура, перекодирующая внешний сигнал в электрический код. Далее он доставляется в руководящий центр, раскладывается на составляющие и заново собирается в единую картину. Нельзя назвать это отдельным разумом, но слуховой анализатор играет важнейшую роль.
Образ слушающей головы напоминает локаторы, улавливающие колебания внешнего мира и создающие полную реальность. В эволюции предполагалась, что наши ушные раковины будут двигаться и настраиваться на объект.
Если понаблюдать за котами или собаками, то при громком звуке их локатор стразу направляется в сторону раздражителя, так срабатывает рефлекс прислушивания. Слуховой и зрительный анализаторы относятся к дисантным, то есть могут рассказать о том, что еще до нас не дошло, именно они позволяют предвидеть события и действия заранее. А если можно предугадать сигнал, значит, допустимо строить планы и намерения. Наше внешнее ухо – локатор, должно было работать намного лучше и эффективнее. На сегодняшний день остались некоторые рудименты, и при желании можно накачать мышцы, чтобы шевелить ушами. Однако такого же эффекта, как у животных, человек никогда не добьется, но тем не менее наше внешнее ухо позволяет улавливать механические колебания и направлять их в звуковой проход. Основная задача – поймать сигнал выполняется.
Принято считать, что диапазон частот слышимого нами звука находится в промежутке от 20 Гц до 20 кГц. Это достаточно много, но все же человек не может воспринимать ультразвук, как, например, летучие мыши или инфразвук, как киты. Оказывается, инфразвук мы чувствуем костями, а не ухом. Кость может входить в резонанс и колебаться с некоторой частотой, и формально это звук с точки зрения физики, но эта частота никак не действует на волосковую клетку. Когда проходила серия исследований инфразвука, то военные с его помощью пытались вызвать состояние страха. Это действует на некоторых животных, но влияние на человека на сегодняшний день полностью не доказано.
Человеческое ухо особенно чувствительно к частотам 2-3 тыс. Гц. А самая важная задача слухового анализатора — это коммуникация внутри сообщества. Это частота, на которой удобнее и эффективнее коммуницировать и легче различать разнообразные звуки.
Философу Канту принадлежит фраза: «Слепота отделяет от вещей, а глухота — от людей». Слух очень важен для формирования времени и последовательности. Зрение и слух хороши тем, что относятся к дистантным анализатором. Зрение наделено тонкой разрешаемостью в пространстве, и с помощью глаз проще оценить местоположение объекта, а у слуха более высокая разрешающая способность во времени. Вместе складывается пространственно-временной континуум. По словам героини выпуска, отделяет человека от человека не глухота, а интернет. Софико Шеварднадзе и Вера Толченникова поговорили о том, зачем нам молоточек, наковальня и стремя? Как шум становится чудом, а десятки одновременных звуков не путаются в голове? Возможна ли абсолютная тишина? Что слышал Бетховен? И как звук становится ключом для памяти?