В июле 2022‑го я получил сообщение из Барнаула от Анатолия Муравлева, автора серии книг „Неизвестный Алтай“, в которых много рассказывается о старом, дореволюционном Алтае, о „белых пятнах“ в истории края и бывшей автономной области. В этот раз Анатолий сообщил, что снял фильм о Чуйском тракте к его 100‑летию.
В основе сюжета — автопробег от Бийска до Ташанты и обратно. Герои фильма побывали в знаменитом доме Варвинских, ставшем теперь Музеем Чуйского тракта, и в музее села Алтайского, чтобы выяснить: откуда все же начинается Чуйский тракт? Вопрос далеко не риторический, учитывая, что ушлые новосибирцы успели выдвинуть дерзкую гипотезу: тракт начинается в районе Академгородка… от Вшивой горки.
Как известно, годом ранее в социальных сетях и мессенджерах активно обсуждалась инициатива новосибирской группы, которая призывала широко отметить 100‑летие Чуйского тракта. В условиях безвластия, которое наблюдается в Республике Алтай, такие инициативы вовсе не удивительны, и всякого рода акции без какого‑либо участия региональных властей становятся „доброй традицией“.
В общем, накануне Дней Академгородка в Новосибирске 22–26 сентября 2021 года по направлению „Научный туризм в рамках программы к 100‑летию Чуйского тракта“ ученые обозначили ходовую тему: „Чуйский тракт — туристический меридиан Сибири“. Что же там планировалось?
Писали, что Чуйский тракт объединяет 3 региона Западной Сибири: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Ждали 26 мая 2022 года, когда исполнялось 100 лет придания Чуйскому тракту статуса дороги государственного значения. Фактически с 1961‑го, провозглашали инициаторы, Чуйский тракт берет свое начало в Новосибирске, а именно: с 29‑го километра, где дорога переходит из муниципального в федеральное подчинение.
Это довольно‑таки примечательное место среди автомобилистов — так называемая Вшивая горка, где начинается Академгородок, а именно в непосредственной близости от дома-музея основателя Академгородка — Михаила Алексеевича Лаврентьева. Так что благодаря новосибирским энтузиастам кое‑кто готов был уже согласиться, что вовсе не Бийску с его купцами-чуйцами обязан своим появлением Чуйский тракт. Опять же, чем не повод для научных дискуссий: считать ли дорогу от Новосибирска до Бийска просто автотрассой Р-256 или это теперь тот же Чуйский тракт?
Кстати, инициатором „вшивой“ инициативы выступил О. Кожихов — директор ООО „Круиз“, член РГО, он же помощник тогдашнего депутата Госдумы России от Республики Алтай Ивана Белекова. Об участии представителей Бийска в церемонии установления памятного знака у Вшивой горки не сообщалось. Оно и понятно: бийские купцы осваивали Чуйский тракт в те времена, когда не то что Новосибирска — даже Новониколаевска еще и в помине не было.
Для таких краеведов, как Виктор Буланичев (издатель журнала „Бийский вестник“), нынешние „вшивые“ инициативы не просто смехотворны — они вредны, по его твердому убеждению, поскольку вводят в полное заблуждение гостей и туристов Алтая, не отягощенных историческими познаниями. Где же конкретно начинается Чуйский тракт и где стоял нулевой верстовой столб, который хорошо помнят старожилы Бийска? Как раз об этом — в фильме Анатолия Муравлева, его нетрудно найти на YouTube.
Для водителей-профессионалов и автомобилистов-любителей будет интересен рассказ владельца знаменитой „полуторки“, неутомимой труженицы в горах Алтая. Его машине ровно 60 лет, но чувствовала она себя во время предъюбилейного автопробега просто прекрасно. И, конечно, всем будет по душе кожаный костюм водителя Чуйского военизированного тракта в стиле military из сталинского времени.
С конца 80‑х годов в самом сердце Алтая, на обочине Чуйского тракта, стоял этот скромный памятник, у которого любили, бывало, притормозить матерые дальнобойщики, водители грузовиков и бензовозов, благодарные автотуристы, и даже водители пассажирских автобусов по просьбе гостей останавливались здесь, чтобы почтить светлую память шоферов эпохи Сибулона.
А теперь памятника нет… На том месте, где он стоял, появилось что‑то невообразимое, на взгляд людей, далеких от всего „героического“ и претендующего на иные масштабы.
В нашей жизни случается много такого, от чего на долгие годы остается чувство недоумения, хотя „виновникам торжества“ оно совсем не свойственно. После того как 9 сентября 2014‑го около Белого Бома был помпезно открыт, по выражению бийского краеведа Е. Гаврилова, этот памятник герою шоферской песни, что‑то ушло безвозвратно с появлением несуразного монумента. Его идейным вдохновителям казалось, что таким вот широким жестом они выражают свою безмерную благодарность всем шоферам, которые осваивали Чуйский тракт. А что из этого вышло, трудно сказать…
Открытие мемориала планировали приурочить, как это водится, к очередной круглой дате — 90‑летию тракта в 2012 году. Но, видимо, масштабы творческих поисков были столь захватывающими, что понадобилось еще два года на воплощение задуманного. Почему выбрали начало осени 2014‑го — вопрос, который Е. Гаврилов адресует к идейным вдохновителям.
К счастью, первоначальный памятник удалось сохранить: он находится теперь в фондах Музея Чуйского тракта, при въезде в Бийск со стороны Горного Алтая по мосту через Бию. А предыстория народного памятника, как оказалось, мало кому известна.
В 1987 году на Алтае шли съемки документального фильма „Шоферская баллада“, и именно в то время старые шоферы-чуйцы, ветераны легендарного „СовавтоБийска“ В. Зяблицкий, В. Кошкин, К. Кулаков, Я. Левинец и К. Субботин по личной инициативе, без миллионных затрат, поставили в районе Белого Бома традиционный памятник, который часто ставили погибшим на тракте шоферам — руль от машины АМО.
Памятник шоферу, по свидетельству Е. Гаврилова, своими руками сварили в Акташе. Взяли массивный колесный диск от большого грузового автомобиля, три карданных вала. На них была приварена баранка с тремя спицами и сделана табличка, на которой один из шоферов чеканно выбил простые слова — „Кольке Снегиреву“.
На месте символической гибели героя народной песни положили камень, на котором было написано: „Человеку, погибшему за любовь“. И около памятника много лет останавливались туристы и шоферы. К памятнику была проложена тропинка… В шукшинском фильме „Живет такой парень“ есть эпизод, снятый на этом месте, — но тогда памятника еще не было, хотя мелодия шоферской песни впервые прозвучала на всю страну именно в этом фильме Василия Макаровича.
Пришли иные времена, и нашлись люди, которые решили, что руль — это уже „отстой“, да и деньги у них были на „нечто большее“, как им казалось…
Вначале, убрав символическое колесо, устроители, обеспеченные немалыми средствами, установили на постамент автомобиль, символизирующий полуторку АМО, на которой как бы ездил шофер Колька Снегирев из знаменитой песни. Но почему его полуторка едет по столбам — не знают, наверное, даже сами авторы диковинного монумента.
Старый памятник, пока шло возведение новомодного мемориала, валялся рядом со стройплощадкой. Камни, собранные шоферами, были разбросаны, и когда Елена Анатольевна Грехова, устроитель Музея Чуйского тракта, приехала на Белый Бом, она долго не могла поверить в то, что такое возможно… Если бы не она, то первоначальный памятник был бы безвозвратно потерян для истории. Как рассказывал Е. Гаврилов, строители просто хотели выбросить его за ненадобностью. Елена Анатольевна выпросила у них руль и на собственной машине, оплатив бензин своими собственными деньгами, увезла памятник в Бийск.
Прошло немного времени, и устроители пышного монумента решили приделать к нему еще один автомобиль — символизирующий американский „Форд“ из песни. „Ну куда же нам без американцев? — иронизировал по этому поводу Е. Гаврилов. — Только вот почему это армейский автомобиль „Виллис“, а не грузовой „Форд“ — вопрос в пустоту…“ Особенно сейчас, в пору американских санкций, их „армеец“ в погоне за нашей полуторкой выглядит, мягко говоря, диковато.
Уйдет ли в прошлое моральный аспект всей этой предыстории или найдутся люди, которые поймут, что чудовищный новодел нуждается в реконструкции — еще один вопрос, который остается открытым. Если помнить, как все было в действительности, и если думать над тем, как беречь и сохранять историческую память, то новым поколениям не будет все равно, что сейчас стоит на месте изначального памятника Кольке Снегиреву и откуда все это взялось.
А пока что стоит этот монумент под надежным прикрытием американского „армейца“. Экскурсоводы говорят, что он возведен в честь шоферов Чуйского тракта. Туристы с изумлением осматривают нелепую достопримечательность, пока им внушают, что скульпторы так „увидели“… Но достоит ли вражеский „Виллис“ на Белом Боме до новой знаменательной даты в истории Чуйского тракта, предугадать не берется ни один гид-экскурсовод.
Музею Чуйского тракта, открытому в Бийске в 1992 году, нужна помощь. Без поддержки общественности, представителей турбизнеса, музей не сможет добиться реконструкции чудовищного автошоу, воздвигнутого на пьедестал. Сейчас, когда продолжается СВО, преследующий песенного героя „американец“ выглядит не просто вызывающе — это оскорбительно для памяти наших солдат, погибших на Юго-Западе России. Об эстетических чувствах при виде этого дуэта — разговор отдельный.
Все‑таки интересно: каким бы был разговор шоферов Чуйского военизированного тракта (ЧВТ) с изготовителями и продвиженцами этой американщины, если бы им удалось отправиться из фильма Анатолия Муравлева прямиком в путь по нашему тракту? Что сказали бы они, оказавшись на месте нового монумента? Наконец, что сказал бы сам герой песни „Есть по Чуйскому тракту дорога“?
Николай Витовцев