Доброго вам, Коллеги и Читатели! Эссе-зарисовка о модели № 2 жизненных приоритетов и методики создания собственной модели. Знакомьтесь!
ЖИЗНЬ-ТВОРЧЕСТВО
Пожалуй, у каждого из нас есть представление о том, что такое творческий человек. Как правило, это человек нестандартно мыслящий, чье поведение часто не вписывается в общие рамки. Таким людям свойственны резкие смены настроений — приподнятый настрой сменяется депрессией, и наоборот. Творческая личность в какой-то степени противопоставляет себя окружению, талант позволяет выделяться, быть не таким, как все.
Модель «жизнь-творчество» чрезвычайно популярна и приближается по привлекательности к модели «жизнь-целедостижение». Почему? Возможно, и потому, что сегодня творческие профессии — дизайнер, артист, композитор, писатель и т.д. — стали синонимом успеха, эти люди знамениты и богаты.
Однако важно различать действительно творческих людей и тех, кто причисляет себя к таковым. Творческий человек — создатель, он демиург, для него главное— продукт творчества как реализация его внутреннего импульса, как самовыражение.
Сегодня же к творческим людям относят себя все, кому не лень: бездарные артисты, безголосые певцы, производители книжной макулатуры и т.д. Соответственно такому псевдотворческому человеку приходится надевать маску со всеми внешними атрибутами: изображать муки творчества, нестандартно одеваться, позволять себе экстравагантные выходки и т.д.
На самом деле творчество — это процесс, который побуждается внутренним состоянием, и без этого внутреннего импульса к созиданию его быть не может.
Такие люди будут творить независимо от того, платят ли им гонорары, печатают ли их произведения и т.д. Работа на заказ — написание песен или детективов — не всегда тождественна творческому процессу, хотя может быть адекватно оплачена. Творческий человек как бы предоставлен сам себе и в большей степени зависит лишь от собственной инициативы. Помните, у Лермонтова: «В своей душе я создал мир иной и образов иных существованье».
Но бывает, что у некоторых истинно творческих людей происходит так называемая личностная инфляция. Так, например, известная актриса, народная любимица, создававшая шедевры, а теперь пошлая, распущенная «звезда». И многие ее прежние поклонники теряются, не могут понять, кто она — творческий человек или нет? Изначально, когда искусство было для нее целью, — безусловно, да. А теперь, когда это лишь средство, — безусловно, нет. И сейчас уже никак нельзя отнести к ней фразу: «Служенье муз не терпит суеты».
Как и человек целедостижения, творческий человек чаще всего равнодушен к делам семьи, к общественным, служебным обязанностям. Он непредсказуем, не привязан к месту и ко времени, не может жить по правилам, подчиняться регламенту. Внешний мир, окружение имеют для него небольшое значение, все внимание сосредоточено на внутреннем творческом импульсе и его реализации. Сергей Довлатов на вопрос, как Иосиф Бродский относится к советской власти, отвечал: «Он не точно знал о ее существовании». Для псевдотворческих людей, напротив, огромное значение имеют внешние проявления — отношение власти, окружение, комфорт, благосостояние и т.п.
Творческий человек может быть очень сложным в общении, но это не столько его вина, сколько его беда. Для него очень важно, реализуется ли внутреннее содержание его личности во внешнем мире. Таким людям необходимо, чтобы их музыка звучала, стихи читали, картины выставляли, проекты реализовывали и т.д. Отсюда их повышенная ранимость, чувствительность к успеху и неудаче.
Руководителю стоит учитывать, что творческий человек должен занимать в организации адекватную позицию для реализации своего потенциала. Ведь только в этом случае можно предъявлять жесткие требования к результату, срокам исполнения и т.д. Если же это базовое условие не соблюдено, любая самая грамотная система управления бесполезна.
Отрывок из книги Марины Мелии «Бизнес – это психология"