Найти тему

Писательница Екатерина Бордон: «Книги могут быть убежищем и источником счастья»

Человечество можно весьма условно разделить на две большие категории: тех, кто книги читает, и тех, кто их пишет. А что читают те, кто пишет книги? Героиня нового выпуска проекта «Главная книга» – писательница, драматург, выпускница Тольяттинского государственного университета (ТГУ) 2010 года Екатерина Бордон. Она рассказала корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» о произведениях, которые образно называет «хрустальными», о своих первых писательских неудачах и... книжных свиданиях.

Екатерина Бордон. Фото из личного архива

– Какие эмоции вы испытывали, когда увидели свой первый опубликованный текст?

– Если честно, не помню, какой мой текст опубликован первым. Это был один из ранних рассказов. Его выбрали для публикации в литературном журнале. Ощущения были, конечно, космические. Это было долгожданное подтверждение того, что я на правильном пути – писательском!

– А какой была первая книга, которую вы самостоятельно прочли?

– Моя первая книжная любовь – цикл о приключениях Алисы Селезнёвой Кира Булычёва. В детстве я терпеть не могла читать, но эти книги всё изменили. Помню, как, наткнувшись в тексте на возраст героини, считала, сколько ещё у меня есть лет, чтобы и со мной случились все эти удивительные приключения. Мне не хватало их в реальной жизни, поэтому мы с сестрой разыгрывали целые сцены из любимых книг.

– Какие книги вы предпочитаете – электронные, бумажные, аудиокниги?

– Аудиокниги слушаю очень редко, их, наверное, можно пересчитать по пальцам одной руки. А электронные и бумажные – плюс-минус поровну. Гораздо больше люблю бумажные книги. Я книжный романтик. Но иногда с телефона читать удобнее: например, когда под боком спит ребёнок или в пути.

Ещё я постоянно перечитываю книги. Для меня это как упасть на мягкий диван после долгого пути, вытянуть ноги, укрыться одеялом. Таких книг очень много. Например, почти каждые новогодние праздники я читаю несколько романов из «Саги о Форкосиганах» – это цикл романов и повестей в жанре научной фантастики американской писательницы Лоис Макмастер Буджолд. Мне нравится то, как герой, при всех его физических недостатках, выкручивается из сложных ситуаций и не даёт себя сломить.

Поражают своей искренностью и романы Анны Гавальды. Они какие-то почти... хрустальные. Мне нравится, как писательница относится к своим героям: с нежностью и бесконечной любовью ко всем их «трещинкам». Она показывает, какие они хрупкие и ранимые под своими «доспехами». Её книги настолько настоящие, что у меня иногда перехватывает дыхание от того, как тонко она подмечает детали, какими живыми и прекрасными в своём несовершенстве получаются персонажи её книг. Она не осуждает, знает, что быть человеком – непросто.

– Самая интересная книга за последний год, которая произвела на вас впечатление?

– Для меня такой книгой стал рифмованный роман Насти Рябцевой «Гриша не свидетель». Я бы включила его в обязательную школьную программу. Это роман для подростков в стихах типа рэпа. Он о том, как Гриша решает, что больше не может наблюдать за тем, как травят его одноклассницу. И он выбирает не быть молчаливым соучастником.

-2

Обложка книги «Гриша не свидетель» Насти Рябцевой. Источник: samokatbook.ru

– В жизни каждого есть книги, которые ему не нравятся. А какие книги не нравятся вам?

– Я не люблю, когда автор манипулирует моими чувствами. Например, слишком сильно давит на жалость. Уж такие герои бедные-разнесчастные! Не люблю поверхностных персонажей. И ещё не очень-то жалую российскую элитарную прозу. Может, не доросла?..

Есть много книг, которые меня разочаровали. «Анна Каренина» Льва Николаевича Толстого, например. В школе меня возмутило, что я столько страниц перелопатила, а она так прозаично прыгнула под поезд буквально в одном абзаце.

– Как вы писали свою первую книгу? Какие эмоции и мысли были у вас?

– Моя первая книга так и осталась черновиком. Она называется «Слова, которые». История получилась очень сырой, а текст – неровным. Я писала её почти год, но после решила, что не хочу мучить текст бесконечными переписываниями. И на читательский суд выносить тоже не хочу. Работать над этой историей в будущем пока не планирую.

– Почему для вас так важно писать? Проводили ли вы над собой жестокий эксперимент и совсем ничего не писали?

– Есть такая известная цитата Толстого: «Писать надо только тогда, когда не можешь не писать». Это не про меня. Думаю, я вполне могу и не писать. Но не хочу! Писательство делает меня значимой в моих собственных глазах. Когда я пишу, мне кажется, что я не зря живу и делаю что-то особенное.

– Какова главная тема вашего творчества? Можете ли вы выделить вашу самую особенную книгу?

– Думаю, моя главная тема – преодоление одиночества. А что касается «особенной» книги... Наверное, это «Самый синий из всех». Благодаря этому роману со мной случилось много прекрасных событий и людей. «Самый синий из всех» – роман в жанре янг-эдалт (young adult – молодые взрослые; книги этого жанра поднимают подростковые проблемы и созданы преимущественно для читателей от 12 до 20 лет. – Прим. авт.). У главной героини Саши есть очень необычная способность – прикасаясь к людям, она видит их чувства и эмоции как вспышки разных цветов. Гнев – красный, зависть – жёлтая, одиночество – синее... Влюбившись в одноклассника с «чернотой» в душе, Саша решает пойти на всё, лишь бы его спасти. Даже сыграть дряхлую старушку в школьном спектакле по «Евгению Онегину», который изменит их жизни.

-3

Фото из личного архива Екатерины Бордон

Эта книга очень важна для меня. Она получила несколько значимых премий (например, «Звезда молодёжной литературы самиздата – 2021»), стала моей первой опубликованной крупной прозой и «свозила» меня на арт-кластер «Таврида», где её очень здорово поддержал «ЛитРес». Изначально книга вышла в издательстве «Аквилегия-М», но уже летом перейдёт в Like Book и, я надеюсь, обретёт новых читателей. А ещё мы с издательством работаем над заявкой на экранизацию.

– Вы пишете не только стихотворения и прозу. Как вы работали над своей первой пьесой?

– Мне посчастливилось попасть на мастер-класс к драматургу Юлии Тупикиной. Она дала участникам два задания: первое – написать на листочке тридцать своих страхов, второе – создать пьесу о самом страшном из них. Признаюсь честно, о самом страшном страхе я написать не смогла, но на втором месте был пункт «Моего ребенка будут травить в школе, и я не смогу помочь». Из этого постепенно, по крупицам, родилась моя первая пьеса «И мы смеёмся». Она до сих пор самая успешная, её ставили во многих городах. Например, сейчас она идёт в «Театре Поколений» в Питере и в московском театре-студии «Постскриптум». По ней сняли фильм «Игорь-стул». Думаю, свою роль сыграл не только сам текст, но и то, насколько острой стала тема буллинга и шутинга в школах. «И мы смеёмся» как раз об этом – как шутка перерастает в травлю и почему взрослые оказываются бессильны её предотвратить.

– Как происходит взаимодействие с театром, когда по вашей пьесе ставят постановку?

– После того, как пьеса написана, от драматурга уже ничего не зависит. В этом смысле драматургия похожа на прозу: я не сижу за спиной у каждого читателя и не комментирую прочитанное. На готовых спектаклях стараюсь бывать, если позволяет география, или хотя бы смотреть в записи. Честно признаюсь, на мой взгляд, не все постановки были удачными. Но я благодарна всем режиссёрам и актёрам, которые пропустили через себя такой тяжёлый текст и прожили его вместе с персонажами. Для меня главный показатель удачного спектакля по этой пьесе – если мне страшно его смотреть.

– О чём жалеете, что не ваше? Есть ли такая книга, про которую вы думаете: «Эх, жаль, не я написала».

– Их огромное множество! Каждый раз, когда я читаю книгу, которая меня потрясает, то жалею, что она не моя. Что это не я смогла так сильно затронуть кого-то своим текстом. Это, например, «Книжный вор» Маркуса Зусака, «Медвежий угол» Фредрика Бакмана или «Бегущий за ветром» Халеда Хоссейни. Все они глубокие, сильные, человечные... Я восхищаюсь ими.

-4

Фото из личного архива Екатерины Бордон

– Какую книгу вы можете посоветовать начинающим писателям?

– Я бы, наверное, в большей степени посоветовала не книгу, а писательские курсы. Причём желательно с обратной связью. Например, у «Бэнда» или «Союза детских и юношеских писателей России». Помимо знаний там можно найти важнейший ингредиент успеха – поддержку.

– Можете выделить одну книгу, которая повлияла на вас, стала самой главной и судьбоносной?

– Пожалуй, нет, не смогу выделить одну-единственную книгу. Очень люблю «Валькирию» Марии Семёновой. Это книга о верности себе. А «Ведьмак» Анджея Сапковского – настоящая классика фэнтези. Мы читали его всей семьёй ещё тогда, когда книги цикла выходили по одной в год. Они классно написаны, у них интересный сюжет и сильные сложные персонажи, перед которыми постоянно встаёт непростой выбор.

Вообще, чтение играет в моей жизни огромную роль. В детстве я терпеть не могла читать, но в доме читали все: бабушка с дедушкой, родители, сестра... Никто не хотел со мной играть, так что пришлось мне, чтобы не скиснуть от скуки, тоже полюбить книги. Сейчас у меня своя семья, мы с мужем обожаем читать. Правда, он математик, а я гуманитарий, но это не мешает нам создавать совместные книжные традиции. Например, книжные свидания. Примерно раз в два-три месяца мы выбираемся в книжный и покупаем себе новые книги. Потом идём в кафе, усаживаемся за столик и хвастаемся друг перед другом покупками, попивая кофе и зачитывая вслух интересные цитаты. Вот так чтение объединяет меня с самыми близкими людьми. Мария Семёнова, Анджей Сапковский, Кир Булычёв и многие другие авторы показали мне, что книги могут быть убежищем и источником счастья.