Найти тему

Быстрое повторение по заданиям №1-5 ЕГЭ по химии 2024!

Вечный вопрос, который мучает каждый год: ЧТО ПОВТОРИТЬ ПЕРЕД ЭКЗАМЕНОМ? Конечно невозможно повторить всё перед экзаменом. Но что же тогда можно повторить и при чем достаточно быстро?

В первую очередь стоит повторить задания №1-5, т.к. теорию к этим заданиям обычно проходят в самом начале подготовки, и перед экзаменом уже сложно вспомнить все детали.

Итак, начнем!

Для задания №1

1) Вспомним последовательность заполнения орбиталей электронами, в пределах того что нам будем необходимо записывать с самого начала:
1s² 2s² 2p⁶ 3s² 3p⁶ 4s² 3d¹⁰ 4p⁶ 5s²

2) Внешние электроны - это электроны последнего энергетического уровня (электронного слоя);
Валентные электроны - это электроны, за счет которых атомы могут образовывать химические связи и участвовать в химических реакциях.

Для элементов ГЛАВНЫХ подгрупп - число внешних электронов = числу валентных электронов = номеру группы, в которой стоит элемент.

электронная конфигурация атома главной подгруппы
электронная конфигурация атома главной подгруппы

Для элементов ПОБОЧНЫХ подгрупп число внешних электронов = числу электронов на последнем энергетическом уровне, т.е. на орбиталях с номером периода, в котором стоит элемент. А число валентных электронов = сумме внешних электронов и электронов на d-орбиталях (с предвнешнего уровня).

электронная конфигурация атома побочной подгруппы
электронная конфигурация атома побочной подгруппы

3) у хрома Сr и меди Cu перескок электронов (провал):

электронная конфигурация атома хрома
электронная конфигурация атома хрома
электронная конфигурация атома меди
электронная конфигурация атома меди

4) как сделать задание на электроны у катионов и анионов:

задание №1 ЕГЭ по химии
задание №1 ЕГЭ по химии

Считаем число электронов у катиона Ca²⁺ = 20-2=18 электронов. И будем искать атомы с анионами (отрицательная степень окисления) на 18 электронов.
У Аl нет аниона, у As есть отрицательная степен окисления -3, считаем там электроны = 33 +3 =36 электронов, не подходит. У серы S есть ст. окисления -2, считаем электроны = 16+2 =18 электронов, подходит! У хлора Cl есть ст. ок. -1, считаем электроны = 17+1 =18 электронов, подходит!
Ответ: 34

Для задания №2

1) Повторить ряд электроотрицательности.

2) Кислотность соединений с кислородом и водородных соединений. Можно повторить эту тему здесь.

Для задания №3

1) Повторяем исключения в соединениях, где валентность не равна степени окисления:

- в простых веществах неметаллах (ст.ок. ноль, а валентность по числу неспаренных электронов),
- в солях аммония,
- в пероксидах (у кислорода ст.ок. -1, а валентность II),
- в пирите FeS₂ (у серы ст.ок. -1, а валентность II),
-
у азота +5 (а валентность IV), напоминаю, что у азота нет V валентности, максимально только валентность IV.

2) Повторим как выглядят водородные соединения у неметаллов

водородные соединения неметаллов
водородные соединения неметаллов

Для задания №4

1) Теория по химическим связям:

где есть ковалентные неполярные связи - простые вещества неметаллы; органические соединения, где есть связи С-С; в пероксидах; в пирите; в некоторых карбидах - карбид кальция, карбид меди (I), карбид серебра, карбид натрия - все они органической природы - ацетилениды.

где есть водородные связи - H₂O, H₂O₂, NH₃, HF, спирты, фенол, карбоновые кислоты, первичные и вторичные амины, белки, РНК, ДНК.

где есть ков. связи, образованные по донорно-акцепторному механизму - в солях аммония и в солях аминов (так же они есть и в других соединениях, но на ЕГЭ спрашивают пока только в указанных соединениях).

где есть ков. связи, образованные за счет общих электронных пар - это ковалентные связи, образованные только по обменному механизму. Как найти эти связи? Для простоты восприятия представьте, что это все обычные ковалентные связи, но нельзя брать донорно-акцепторные, т.к. они образованы по другому механизму.

механизмы образования ковалентной связи
механизмы образования ковалентной связи

2) Повторите физические свойства кристаллических решеток:

физические св-ва кристаллических решеток
физические св-ва кристаллических решеток

Для задания №5

1) Повторяем обязательно тривиальные названия.

2) Помним что гидроксиды бывают трех типов: основные, амфотерные и кислотные (кислородсодержащие кислоты, например, кремниевая кислота ❗H₂SiO₃ это нерастворимый гидроксид❗).

3)❗ОСНОВНОСТЬ относится к КИСЛОТАМ! Одноосновный гидроксид это кислородсодержащая кислота с одним атомом водорода. Одноосновная органическая кислота (монокарбоновая кислота) - у которой только одна -СООН группа. Двухосновная органическая кислота (дикарбоновая кислота) - у которой две НООС-...-СООН группы.
❗КИСЛОТНОСТЬ относится к ОСНОВАНИЯМ. Однокислотное основание это основание с одной ОН-группой.

4) Обратите внимание на то, кто из соединений является основаниями, а кто - амфотерными гидроксидами:

ОСНОВАНИЯ - LiOH, NaOH, KOH, RbOH, CsOH, Ca(OH)₂, Sr(OH)₂, Ba(OH)₂, Cu(OH)₂, Cr(OH)₂, Fe(OH)₂, Mg(OH)₂

АМФОТЕРНЫЕ ГИДРОКСИДЫ - Cr(OH)₃, Fe(OH)₃, Al(OH)₃, Zn(OH)₂, Be(OH)₂, Pb(OH)₂, Sn(OH)₂

5) Вспомним список несолеобразующих оксидов: N₂O, NO, CO, *SiO

6) Повторите названия металлов и неметаллов:
щелочные металлы - Li, Na, K, Rb, Cs

щелочно-земельные металлы - Ca, Sr, Ba

амфотерные металлы - Al, Zn, Be, Pb, Sn

галогены - F, Cl, Br, I

благородные газы - He, Ne, Ar, Kr, Xe

*халькогены - O, S, Se, Te

*редкое название элементов VI группы, пока не попадалось на ЕГЭ

**элементы 7 периода не попадаются на ЕГЭ, поэтому их характеристику мы не повторяем.

7) Повторите отличие смешанной соли от двойной.

смешанная соль
смешанная соль

двойная соль
двойная соль

Удачного повторения!