Походно-полевые жены — это любовницы офицеров.
Особенно распространенным это было в тылу армии, на передовой в меньшей степени или практически не встречалось.
Сам факт появления походно-полевых жен связан со многими причинами.
Первое – это отсутствие на фронте женской ласки как таковой. При этом мужские организмы требовали не только пищи.
Второе - женщинам и девушкам было на фронте очень тяжело в плане повышенного мужского внимания.
Интересный пример, еще в сентябре 1941 года Жуков, узнав об массовом походно-полевом явлении на фронте, издал приказ, по которому было рекомендовано из всех командных пунктов и штабов удалить всех женщин, оставив только машинисток, согласовав их количество с особым отделом. Цель этого приказа - прекратить внеуставные отношения командиров и штабистов с женщинами, которых и называли походно-полевыми женами. Приказ настолько интересен, что есть смысл его привести:
«СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО. Приказ войскам Ленинградского фронта № 0055 гор. Ленинград 22 сентября 1941 В штабах и на командных пунктах командиров дивизий, полков имеется много женщин под видом обслуживающих, прикомандированных и т. п. Ряд командиров, потеряв лицо коммунистов, просто сожительствуют…
При этом сам будущий маршал в качестве фронтовой жены держал при себе военфельдшера Лидию Захарову.
Здесь же интересная деталь, что после войны на Жукова поступил донос, соответствующий конечно.
Ради справедливости нужно сказать, что многие офицеры женились на своих боевых подругах, разводясь с прежними женами, многие, будучи не женатыми до войны, находили свою любовь именно на фронте.
А вот обычные женщины, наслушавшись рассказов о походных женах, откровенно презирали участниц, махом зачисляя всех в ряды офицерских любовниц.
Еще немного с другой стороны
Кстати, и в предательской армии генерала Власова также были аналоги «института фронтовых подруг».
Власовцы якобы (полуофициально) женились на так называемых остарбайтерах – жительницах оккупированных регионов СССР, перевезенных фашистами в Германию.
Для угнанных такой брак сулил хоть какой-то официальный статус. Однако никаких привилегий походные жены власовцев не получили. Доказательством этого является интересное письмо жен военнослужащих русской освободительной армии, направленное генерал-лейтенанту Г. Н. Жиленкову, возглавлявшему управление пропаганды.
«Господин генерал-лейтенант, уже шесть месяцев работаем мы на бумажной фабрике и вынуждены были сильно голодать, и продолжаем голодать. Было, правда, небольшое исключение, когда мы 14 дней получали в небольших количествах продукты. Теперь же мы получаем только 200 г хлеба, 50 г маргарина и 1 раз в день 1 литр супа из брюквы. При этом питании мы работаем 11-12 часов ежедневно и многие из нас заболели, в том числе дети».
Однако никакого ответа женщины не получили ни от собственных мужей, ни от Жиленкова.