Найти в Дзене
Новгородская Русь

Церковное искусство как "Библия для неграмотных": о чем повествуют настенные росписи и врата Святой Софии Новгородской

Традиционно в Византии, а затем и на Руси, христианские соборы расписывались фресками или украшались мозаиками, повествующими библейскую историю и провозглашающими вероучительные догматы; в западноевропейской культуре наравне с живописью получило развитие использование скульптурных композиций. Ввиду редкости и дороговизны книг, а также низкого уровня грамотности среди населения церковное искусство выполняло не только эстетическую функцию, но и выступало "Библией для неграмотных", помогая каждому человеку, пришедшему на богослужение – вне зависимости от уровня образованности и знаний – лично пережить ключевые священные события и стать соучастником Таинства Евхаристии.  Программа размещения храмовых росписей символически читается в двух направлениях: по вертикали движение осуществляется сверху вниз – от купола (круг – символ неба, бесконечности) к прямоугольному основанию стен (квадрат – символ земли); по горизонтали сюжеты располагаются с запада на восток – от входа в храм к апсиде, ал
Новгородский Софийский собор. Вид с востока. 08.2018.
Новгородский Софийский собор. Вид с востока. 08.2018.

Традиционно в Византии, а затем и на Руси, христианские соборы расписывались фресками или украшались мозаиками, повествующими библейскую историю и провозглашающими вероучительные догматы; в западноевропейской культуре наравне с живописью получило развитие использование скульптурных композиций.

Алексеевский крест, Новгородский Софийский собор. 14 век. Представленные рельефы отображают краткую версию годичного цикла церковных праздников. Боковые сцены последовательно раскрывают смысловой центр креста, посвященный искупительной жертве Спасителя за все человечество (Распятие). Для этого было необходимо сначала Боговоплощение (Благовещение и Рождество Христово – верхняя и левая ветви креста), а затем победа Бога над дьяволом и смертью (Сошествие во ад – правая ветвь) и триумфальное восшествие Иисуса Христа на небеса (Вознесение – нижняя ветвь). 03.2024.
Алексеевский крест, Новгородский Софийский собор. 14 век. Представленные рельефы отображают краткую версию годичного цикла церковных праздников. Боковые сцены последовательно раскрывают смысловой центр креста, посвященный искупительной жертве Спасителя за все человечество (Распятие). Для этого было необходимо сначала Боговоплощение (Благовещение и Рождество Христово – верхняя и левая ветви креста), а затем победа Бога над дьяволом и смертью (Сошествие во ад – правая ветвь) и триумфальное восшествие Иисуса Христа на небеса (Вознесение – нижняя ветвь). 03.2024.

Ввиду редкости и дороговизны книг, а также низкого уровня грамотности среди населения церковное искусство выполняло не только эстетическую функцию, но и выступало "Библией для неграмотных", помогая каждому человеку, пришедшему на богослужение – вне зависимости от уровня образованности и знаний – лично пережить ключевые священные события и стать соучастником Таинства Евхаристии. 

Программа размещения храмовых росписей символически читается в двух направлениях: по вертикали движение осуществляется сверху вниз – от купола (круг – символ неба, бесконечности) к прямоугольному основанию стен (квадрат – символ земли); по горизонтали сюжеты располагаются с запада на восток – от входа в храм к апсиде, аллегорически показывая путь от мира дольнего к миру горнему.

Центральный продольный неф Софийского собора, ведущий от западного входа к алтарю. 01.2020 © фото из группы в ВКонтакте "Православный Великий Новгород".
Центральный продольный неф Софийского собора, ведущий от западного входа к алтарю. 01.2020 © фото из группы в ВКонтакте "Православный Великий Новгород".

В главном куполе собора над всем церковным пространством обычно возвышается образ Спаса Вседержителя (Пантократора) – в напоминание о всемогуществе Сына Божьего как Царя и Судии.

Ниже, в подкупольном барабане, изображаются небесные силы и пророки. На парусах, соединяющих барабан и стены храма (небесный круг и квадрат земли) – образы четырех евангелистов, возвестивших слово Божие миру.

В главном куполе Софийского собора частично сохранились древние фрески 12 века. Образ Спаса Вседержителя был утерян уже в наши дни – во время Великой Отечественной войны. Далее расположены небесные силы, а в простенках между световыми окнами барабана – изображения восьми пророков (фрески 1108 года). Образы четырех евангелистов, размещенные на парусах, были написаны в конце 19 века в процессе комплексной реставрации Софийского собора. 05.2024.
В главном куполе Софийского собора частично сохранились древние фрески 12 века. Образ Спаса Вседержителя был утерян уже в наши дни – во время Великой Отечественной войны. Далее расположены небесные силы, а в простенках между световыми окнами барабана – изображения восьми пророков (фрески 1108 года). Образы четырех евангелистов, размещенные на парусах, были написаны в конце 19 века в процессе комплексной реставрации Софийского собора. 05.2024.

При входе в собор, в притворе, традиционно показываются ветхозаветные сцены, предвозвестившие грядущее спасение человечества и явление Мессии. Нередко в противовес восточной алтарной части, символизирующей свет и небесные обители, западная стена храма иллюстрирует сцены Страшного Суда и вечных мук, ожидающих грешников – тем самым Церковь предостерегает человека, покидающего богослужение, о скоротечности земной жизни, по окончании которой каждый будет держать ответ перед Господом.

В Софийском соборе фрески западного притвора повествуют о сотворении мира и первых людей, первородном грехе и последовавшем в результате грехопадения изгнании Адама и Евы из Рая. 05.2024.
В Софийском соборе фрески западного притвора повествуют о сотворении мира и первых людей, первородном грехе и последовавшем в результате грехопадения изгнании Адама и Евы из Рая. 05.2024.

Росписи основного объема храма обычно содержат сюжеты из земной жизни Спасителя, а также являют образы Богоматери и святых угодников Божиих.

За алтарной преградой изображаются евхаристические и эсхатологические сюжеты о Втором Пришествии, прославляющие воскресшего Христа и Его победу над дьяволом и смертью, в результате которой человечеству была вновь дарована возможность вечной жизни, утраченной после грехопадения первых людей.

Центральный алтарь Софийского собора. 05.2021 © фото из группы в ВКонтакте "Православный Великий Новгород".
Центральный алтарь Софийского собора. 05.2021 © фото из группы в ВКонтакте "Православный Великий Новгород".

Верхний ярус росписей центрального алтаря Святой Софии ("конха") отдан ростовому образу Девы Марии – "Нерушимой стены" – предвозвестницы боговоплощения. Божия Матерь представлена в изводе Оранта – с воздетыми в молитвенной позе руками (в переводе с греческого "Оранта" – "молящая").

Дева Мария Оранта в конхе алтаря. 11.2024.
Дева Мария Оранта в конхе алтаря. 11.2024.

Ниже традиционно расположена сцена Причащения апостолов, симметрично разделенная на две стороны вокруг Престола со Святыми Дарами.

Фрагмент сцены Причащения апостолов. Алтарная фреска Софийского собора. 04.2023 © фото из группы в ВКонтакте "Православный Великий Новгород".
Фрагмент сцены Причащения апостолов. Алтарная фреска Софийского собора. 04.2023 © фото из группы в ВКонтакте "Православный Великий Новгород".

Следующие 2 яруса содержат изображения святителей Церкви (Николая Мирликийского, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого,...), символически сослужащих священству во время Литургии.

Митрополит Новгородский и Старорусский Лев в алтаре Софийского собора во время служения Литургии. 05.2020 © фото из группы в ВКонтакте "Православный Великий Новгород".
Митрополит Новгородский и Старорусский Лев в алтаре Софийского собора во время служения Литургии. 05.2020 © фото из группы в ВКонтакте "Православный Великий Новгород".

В зависимости от посвящения придела его росписи могут также повествовать о жизни Богородицы или какого-либо конкретного святого.

Роспись придела Рождества Богородицы Софийского собора раскрывает сцены из земной жизни Приснодевы Марии (фрески 1890-х годов). 05.2024.
Роспись придела Рождества Богородицы Софийского собора раскрывает сцены из земной жизни Приснодевы Марии (фрески 1890-х годов). 05.2024.

Особое внимание при декоре храма уделяется Царским вратам, ведущим в алтарную часть и символически обозначающим вход в Рай. Согласно сложившимся канонам на двух створках Царских врат изображается сцена Благовещения Пресвятой Богородицы в ознаменование "начала нашего спасения", а также образы Евангелистов, несущих "благую весть" в мир и указывающих человечеству путь в Царство Небесное.

Царские врата придела Рождества Богородицы. 1528 год. Предназначались для Успенского (Большого) иконостаса, но вскоре были перенесены в малый иконостас. Изображения на левой створке (сверху вниз): архангел Гавриил (сцена Благовещения), евангелисты Иоанн и Лука. Правая створка: Дева Мария (сцена Благовещения), евангелисты Матфей и Марк. До Великой Отечественной войны Царские врата были увенчаны хрустальным крестом, в настоящее время на его месте осталось пустое отверстие. 05.2024.
Царские врата придела Рождества Богородицы. 1528 год. Предназначались для Успенского (Большого) иконостаса, но вскоре были перенесены в малый иконостас. Изображения на левой створке (сверху вниз): архангел Гавриил (сцена Благовещения), евангелисты Иоанн и Лука. Правая створка: Дева Мария (сцена Благовещения), евангелисты Матфей и Марк. До Великой Отечественной войны Царские врата были увенчаны хрустальным крестом, в настоящее время на его месте осталось пустое отверстие. 05.2024.
Царские врата Успенского (Большого) иконостаса. 1659 год (иконописец Лука Фомин). Изображения на левой створке (сверху вниз): архангел Гавриил (сцена Благовещения), евангелисты Иоанн и Лука. Правая створка: Дева Мария (сцена Благовещения), евангелисты Матфей и Марк. 05.2024.
Царские врата Успенского (Большого) иконостаса. 1659 год (иконописец Лука Фомин). Изображения на левой створке (сверху вниз): архангел Гавриил (сцена Благовещения), евангелисты Иоанн и Лука. Правая створка: Дева Мария (сцена Благовещения), евангелисты Матфей и Марк. 05.2024.

Не меньшее значение имеет оформление входных порталов в храм, аллегорически отделяющих земное царство и Царствие Божие. Подобный символизм церковных врат уходит корнями в слова Священного Писания:

Сам Христос в Евангелии от Иоанна называет Себя дверью спасения: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10:9), а образ Богородицы в христианской культуре часто сопоставляется с "непроходимыми вратами, таинственно запечатанными" (строки Богородична), через которые в результате чуда боговоплощения явился в мир Спаситель. 
Корсунские врата Софийского собора. 11 век © фото из книги А.Н. Трифоновой "Двери Новгородской Софии". Великий Новгород, 2015.
Корсунские врата Софийского собора. 11 век © фото из книги А.Н. Трифоновой "Двери Новгородской Софии". Великий Новгород, 2015.

Характерным примером того, с какой тщательностью подбирались ведущие в храм двери, может стать история Святой Софии Новгородской. Сразу по завершении строительства собора в середине 11 века в парадном западном портале были установлены изящные медные врата византийской работы, украшенные процветшими крестами и получившие вследствие своего  происхождения наименование Корсунских.

Корсунь – Херсон, современный Херсонес – центр Византийской Империи в Тавриде, где согласно летописям в 988 году принял православную веру равноапостольный князь Владимир – Креститель Руси.
Фрагмент Корсунских врат. 11 век. Филенки створок украшены изображениями процветших крестов. Позднее, в 16–17 веках, на разграничительные поля между филенками был нанесен резной растительный орнамент. 05.2024.
Фрагмент Корсунских врат. 11 век. Филенки створок украшены изображениями процветших крестов. Позднее, в 16–17 веках, на разграничительные поля между филенками был нанесен резной растительный орнамент. 05.2024.

Крест с пышными побегами в христианском искусстве служит напоминанием об утраченном первыми людьми райском Древе Жизни, а в Новом Завете символизирует искупительную жертву Христа за все человечество и Его победу над смертью как "живота начальника". На Корсунских вратах процветшие кресты размещены под сводами профилированных арок, опирающихся на витые колонны, что в соответствии с иконографическими канонами является образным воплощением храма.

Процветший крест под сводом арки, опирающейся на две витые колонны. 05.2024.
Процветший крест под сводом арки, опирающейся на две витые колонны. 05.2024.

Согласно предположению А.Н. Трифоновой, в целом данную композицию можно прочитать в качестве идеограммы "Дом Премудрости – храм Святой Софии" (в своих размышлениях исследовательница опирается на традиционные представления о Софии Премудрости Божией как одном из имен Второй Ипостаси Святой Троицы – Бога Слова, Иисуса Христа).

"Таким образом, – делает вывод Трифонова, – через изображения, помещенные на дверях <...> нового собора, новгородцы приобщались к истинам христианского учения еще до того, как они вступали в сам храм".

Не позднее середины 14 века Корсунские врата были перемещены в боковой вход, ведущий в Софийский собор из полуоткрытой галереи, по-прежнему сохранив статус наружных.

Тверские врата. 14 век © фото с сайта Александровской епархии.
Тверские врата. 14 век © фото с сайта Александровской епархии.

По всей вероятности, в этот период в пару к ним были изготовлены двери-двойники с целью симметричного оформления северного и южного порталов храма. Так, Т.В. Николаева обнаружила идентичные по форме, конструкции и наличию гвоздей-розеток ворота в Троицком соборе Александровской слободы.

Тверские врата в Троицком соборе Александровской слободы. 14 век. 03.2018 © фото vadimrazumov.ru.
Тверские врата в Троицком соборе Александровской слободы. 14 век. 03.2018 © фото vadimrazumov.ru.

По сложившейся традиции данный памятник принято идентифицировать в качестве медных врат тверского Спаса-Преображенского собора. Но, согласно предположению Л.И. Лифшица, Тверские врата были изготовлены именно для храма Святой Софии в новгородской мастерской, а после покорения города Иваном Грозным оказались вывезенными вместе с Васильевскими вратами в Александров.

Резное изображение Ветхозаветной Троицы на Тверских вратах. Фрагмент. 14 век © фото с сайта Александровской епархии.
Резное изображение Ветхозаветной Троицы на Тверских вратах. Фрагмент. 14 век © фото с сайта Александровской епархии.

Сегодня на Тверских воротах сохранилось одно единственное резное изображение Ветхозаветной Троицы в изводе "Гостеприимство Авраама", стилистически близкое с алтарной фреской 1352 (1363?) года в церкви Успения на Волотовом поле, расположенной близ Новгорода.

Ангелы с рипидами. Фрагмент фрески в апсиде церкви Успения на Волотовом поле. 1352 (1363?) год © фото из книги "Фрески церкви Успения на Волотовом поле". М, 1977.
Ангелы с рипидами. Фрагмент фрески в апсиде церкви Успения на Волотовом поле. 1352 (1363?) год © фото из книги "Фрески церкви Успения на Волотовом поле". М, 1977.

Согласно реконструкциям Т.В. Николаевой и А.Н. Трифоновой изначально Корсунские и Тверские врата были разделены по вертикали на 4 яруса, а потому, возможно, что на двух филенках Корсунских врат, изъятых во время реконструкции, также содержались лицевые резные изображения, иллюстрировавшие сюжеты священной истории.

Тверские врата. а. Реконструкция Т.В. Николаевой. б. Левая створка. Обмерный чертеж Б.Д. Комарова © из книги А.Н. Трифоновой "Двери Новгородской Софии". Великий Новгород, 2015.
Тверские врата. а. Реконструкция Т.В. Николаевой. б. Левая створка. Обмерный чертеж Б.Д. Комарова © из книги А.Н. Трифоновой "Двери Новгородской Софии". Великий Новгород, 2015.

В середине 16 века арочный вход в Мартирьевскую паперть закрыли дверным порталом, а в конце 17 века для увеличения количества естественного света в соборе были растесаны окна и стены, отделяющие основной объем храма от галерей.

Корсункские врата на входе в придел Рождества Богородицы Софийского собора. 08.2020 © фото из группы в ВКонтакте "Православный Великий Новгород".
Корсункские врата на входе в придел Рождества Богородицы Софийского собора. 08.2020 © фото из группы в ВКонтакте "Православный Великий Новгород".

В этот же период вход с Корсунскими вратами заменили на широкую арку, а сами врата поместили в придел Рождества Богородицы, где они находятся и сегодня. По всей вероятности, к последней четверти 17 века относится и нанесение резного растительного орнамента на разграничительные поля Корсунских врат.

Новгородские Васильевские врата, вывезенные по приказу Ивана Грозного в Троицкий собор Александровской слободы. 1336 год. 03.2018 © фото vadimrazumov.ru.
Новгородские Васильевские врата, вывезенные по приказу Ивана Грозного в Троицкий собор Александровской слободы. 1336 год. 03.2018 © фото vadimrazumov.ru.

До покорения Иваном Грозным Новгорода в 1570 году вход из наружной галереи в Рождественский Богородичный придел украшали другие медные врата, выполненные в технике золотой наводки по заказу архиепископа Василия Калики в 1336 году и получившие по имени святителя название Васильевские.

4 клейма с полуциркульным завершением, расположенные в верхней части врат, относятся к середине 16 века и были сделаны после перестройки портала, ведущего в придел, вызванной существенным повышением уровня новых полов в соборе.

Большая часть оригинальных пластин 1336 года посвящены Двунадесятым праздникам и являют собой пример использования изображений в качестве годичного церковного календаря, возвещающего основы христианской веры. 

В 1560 году при перестройке наружной галереи Софийского собора из полуоткрытой в закрытую для южного входа в храм были изготовлены новые деревянные резные ворота, украшенные позолотой и получившие известность как Златые врата.

В настоящее время памятник утрачен, сохранились лишь 3 фрагмента с рельефами, хранящиеся в фондах Государственного Русского музея, и прорись существовавших на 1833 год клейм, выполненная Ф.Г. Солнцевым.

Иоанн Предтеча. Сохранившийся рельеф Златых врат Софийского собора. 1560 год. ГРМ © фото из книги А.Н. Трифоновой "Двери Новгородской Софии". Великий Новгород, 2015.
Иоанн Предтеча. Сохранившийся рельеф Златых врат Софийского собора. 1560 год. ГРМ © фото из книги А.Н. Трифоновой "Двери Новгородской Софии". Великий Новгород, 2015.

В верхней части Златых врат находилась композиция Деисуса с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, со 2 по 6 ярусы на левой створке были изображены 12 пророков, на правой – 12 апостолов. Программа размещения изображений на памятнике была направлена на раскрытие связей между Ветхим и Новым Заветом, напоминая зрителю, что после конца времен наступит вечное Царствие Божие.

Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата западного портала Софийского собора. 1152–1154 годы. 10.2023.
Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата западного портала Софийского собора. 1152–1154 годы. 10.2023.

Самыми известными вратами Святой Софии являются романские бронзовые двери середины 12 века, установленные, согласно данным исследований, в парадном западном портале собора в период от 1187 года до середины 15 века.

Западный фасад Софийского собора с Магдебургскими вратами. 02.2024.
Западный фасад Софийского собора с Магдебургскими вратами. 02.2024.

В современной научной литературе данный памятник чаще всего встречается под именем Магдебургских врат (данное название происходит от места изготовления врат в мастерской Магдебурга, однако, в разных источниках западные двери Софийского собора также именуются Сигтунскими, Плоцкими, а до середины 20 века в результате ошибочной атрибуции и Корсункими – все эти названия являются следствием различных теорий о появлении врат в средневековом Новгороде).

Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Фрагмент. 12 век. 10.2023.
Магдебургские (Сигтунские, Плоцкие) врата. Фрагмент. 12 век. 10.2023.

Композиционно Магдебургские врата образованы парой деревянных створок, каждая из которых содержит по 12 квадратных бронзовых клейм с возвышающимися над ними двумя дополнительными прямоугольными клеймами, изображающими эсхатологические сюжеты Господь во славе (Majestas Domini) и Даяние закона (Traditio Legis).

Так, через акцентирование взгляда на верхних скульптурных группах создатели памятника подчеркнули главенство композиций, посвященных торжеству Церкви Нового Завета, над прочими изображениями.

Со 2 по 6 ярусы клейма на обеих створках дверей последовательно читаются сверху вниз, подобно развороту книги, и иллюстрируют сцены новозаветной истории от Благовещения до Воскресения Христова (некоторые пластины размещены с нарушением хронологического порядка, что произошло, скорее всего, при повторном монтаже врат в Новгороде). Евангельские сюжеты перемежаются с прообразовательными образами из Ветхого Завета, символически указывающими на описанные события, и аллегорическими фигурами.

В нижнем 7-ом регистре размещены библейские сюжеты о сотворении первых людей и их грехопадении, образ Кентавра (Китовраса) как символ гордости и двойственности человеческой натуры, а также автопортреты мастеров-литейщиков.

Кентавр (возможно, Китоврас). Копия, середина 20 века. Оригинальная пластина, изготовленная гораздо позже основных рельефов врат – между 14 и 15 веками, была утрачена в 1952 году. (Правая створка врат, 7 ярус, правое клеймо).
Кентавр (возможно, Китоврас). Копия, середина 20 века. Оригинальная пластина, изготовленная гораздо позже основных рельефов врат – между 14 и 15 веками, была утрачена в 1952 году. (Правая створка врат, 7 ярус, правое клеймо).

Сказание о Китоврасе – мифическом существе, обладающем великими знаниями и помогавшим, согласно легенде, царю Соломону советами в строительстве храма Премудрости Божией – получило особое распространение среди новгородцев во времена архиепископа Василия Калики. Изображение Китовраса есть и на Васильевских вратах.

Китоврас. Васильевские врата. 1336 год. Надпись на изображении: "Китоврас мече(т) братом своим Соломоном на Обетованную землю за слово", – то есть за надменное самовосхваление и величание перед Китоврасом © фото из группы в ВКонтакте "Зело".
Китоврас. Васильевские врата. 1336 год. Надпись на изображении: "Китоврас мече(т) братом своим Соломоном на Обетованную землю за слово", – то есть за надменное самовосхваление и величание перед Китоврасом © фото из группы в ВКонтакте "Зело".

Таким образом, парадные западные врата Софийского собора не только иллюстрируют годичный цикл двунадесятых праздников, но и напоминают всякому взирающему на них о месте человека в мироздании – о творении, грехопадении, крестной жертве Спасителя ради искупления всего людского рода, о сошествии Христа во ад и Его победе над смертью, о возвращении Божественного Слова на небо, где Он предвечно восседает одесную Отца. 

__________

Спасибо за прочтение!

Все статьи, посвященные Софийскому собору и его святыням, можно найти в подборке.

Приятных прогулок по Новгородскому Кремлю и до новых встреч на канале!

__________

Источники:

  1. Трифонова А.Н. Двери Новгородской Софии. Великий Новгород: [б. и.], 2015. 192 с.