Традиционно в Византии, а затем и на Руси, христианские соборы расписывались фресками или украшались мозаиками, повествующими библейскую историю и провозглашающими вероучительные догматы; в западноевропейской культуре наравне с живописью получило развитие использование скульптурных композиций.
Ввиду редкости и дороговизны книг, а также низкого уровня грамотности среди населения церковное искусство выполняло не только эстетическую функцию, но и выступало "Библией для неграмотных", помогая каждому человеку, пришедшему на богослужение – вне зависимости от уровня образованности и знаний – лично пережить ключевые священные события и стать соучастником Таинства Евхаристии.
Программа размещения храмовых росписей символически читается в двух направлениях: по вертикали движение осуществляется сверху вниз – от купола (круг – символ неба, бесконечности) к прямоугольному основанию стен (квадрат – символ земли); по горизонтали сюжеты располагаются с запада на восток – от входа в храм к апсиде, аллегорически показывая путь от мира дольнего к миру горнему.
В главном куполе собора над всем церковным пространством обычно возвышается образ Спаса Вседержителя (Пантократора) – в напоминание о всемогуществе Сына Божьего как Царя и Судии.
Ниже, в подкупольном барабане, изображаются небесные силы и пророки. На парусах, соединяющих барабан и стены храма (небесный круг и квадрат земли) – образы четырех евангелистов, возвестивших слово Божие миру.
При входе в собор, в притворе, традиционно показываются ветхозаветные сцены, предвозвестившие грядущее спасение человечества и явление Мессии. Нередко в противовес восточной алтарной части, символизирующей свет и небесные обители, западная стена храма иллюстрирует сцены Страшного Суда и вечных мук, ожидающих грешников – тем самым Церковь предостерегает человека, покидающего богослужение, о скоротечности земной жизни, по окончании которой каждый будет держать ответ перед Господом.
Росписи основного объема храма обычно содержат сюжеты из земной жизни Спасителя, а также являют образы Богоматери и святых угодников Божиих.
За алтарной преградой изображаются евхаристические и эсхатологические сюжеты о Втором Пришествии, прославляющие воскресшего Христа и Его победу над дьяволом и смертью, в результате которой человечеству была вновь дарована возможность вечной жизни, утраченной после грехопадения первых людей.
Верхний ярус росписей центрального алтаря Святой Софии ("конха") отдан ростовому образу Девы Марии – "Нерушимой стены" – предвозвестницы боговоплощения. Божия Матерь представлена в изводе Оранта – с воздетыми в молитвенной позе руками (в переводе с греческого "Оранта" – "молящая").
Ниже традиционно расположена сцена Причащения апостолов, симметрично разделенная на две стороны вокруг Престола со Святыми Дарами.
Следующие 2 яруса содержат изображения святителей Церкви (Николая Мирликийского, Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого,...), символически сослужащих священству во время Литургии.
В зависимости от посвящения придела его росписи могут также повествовать о жизни Богородицы или какого-либо конкретного святого.
Особое внимание при декоре храма уделяется Царским вратам, ведущим в алтарную часть и символически обозначающим вход в Рай. Согласно сложившимся канонам на двух створках Царских врат изображается сцена Благовещения Пресвятой Богородицы в ознаменование "начала нашего спасения", а также образы Евангелистов, несущих "благую весть" в мир и указывающих человечеству путь в Царство Небесное.
Не меньшее значение имеет оформление входных порталов в храм, аллегорически отделяющих земное царство и Царствие Божие. Подобный символизм церковных врат уходит корнями в слова Священного Писания:
Сам Христос в Евангелии от Иоанна называет Себя дверью спасения: "Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10:9), а образ Богородицы в христианской культуре часто сопоставляется с "непроходимыми вратами, таинственно запечатанными" (строки Богородична), через которые в результате чуда боговоплощения явился в мир Спаситель.
Характерным примером того, с какой тщательностью подбирались ведущие в храм двери, может стать история Святой Софии Новгородской. Сразу по завершении строительства собора в середине 11 века в парадном западном портале были установлены изящные медные врата византийской работы, украшенные процветшими крестами и получившие вследствие своего происхождения наименование Корсунских.
Корсунь – Херсон, современный Херсонес – центр Византийской Империи в Тавриде, где согласно летописям в 988 году принял православную веру равноапостольный князь Владимир – Креститель Руси.
Крест с пышными побегами в христианском искусстве служит напоминанием об утраченном первыми людьми райском Древе Жизни, а в Новом Завете символизирует искупительную жертву Христа за все человечество и Его победу над смертью как "живота начальника". На Корсунских вратах процветшие кресты размещены под сводами профилированных арок, опирающихся на витые колонны, что в соответствии с иконографическими канонами является образным воплощением храма.
Согласно предположению А.Н. Трифоновой, в целом данную композицию можно прочитать в качестве идеограммы "Дом Премудрости – храм Святой Софии" (в своих размышлениях исследовательница опирается на традиционные представления о Софии Премудрости Божией как одном из имен Второй Ипостаси Святой Троицы – Бога Слова, Иисуса Христа).
"Таким образом, – делает вывод Трифонова, – через изображения, помещенные на дверях <...> нового собора, новгородцы приобщались к истинам христианского учения еще до того, как они вступали в сам храм".
Не позднее середины 14 века Корсунские врата были перемещены в боковой вход, ведущий в Софийский собор из полуоткрытой галереи, по-прежнему сохранив статус наружных.
По всей вероятности, в этот период в пару к ним были изготовлены двери-двойники с целью симметричного оформления северного и южного порталов храма. Так, Т.В. Николаева обнаружила идентичные по форме, конструкции и наличию гвоздей-розеток ворота в Троицком соборе Александровской слободы.
По сложившейся традиции данный памятник принято идентифицировать в качестве медных врат тверского Спаса-Преображенского собора. Но, согласно предположению Л.И. Лифшица, Тверские врата были изготовлены именно для храма Святой Софии в новгородской мастерской, а после покорения города Иваном Грозным оказались вывезенными вместе с Васильевскими вратами в Александров.
Сегодня на Тверских воротах сохранилось одно единственное резное изображение Ветхозаветной Троицы в изводе "Гостеприимство Авраама", стилистически близкое с алтарной фреской 1352 (1363?) года в церкви Успения на Волотовом поле, расположенной близ Новгорода.
Согласно реконструкциям Т.В. Николаевой и А.Н. Трифоновой изначально Корсунские и Тверские врата были разделены по вертикали на 4 яруса, а потому, возможно, что на двух филенках Корсунских врат, изъятых во время реконструкции, также содержались лицевые резные изображения, иллюстрировавшие сюжеты священной истории.
В середине 16 века арочный вход в Мартирьевскую паперть закрыли дверным порталом, а в конце 17 века для увеличения количества естественного света в соборе были растесаны окна и стены, отделяющие основной объем храма от галерей.
В этот же период вход с Корсунскими вратами заменили на широкую арку, а сами врата поместили в придел Рождества Богородицы, где они находятся и сегодня. По всей вероятности, к последней четверти 17 века относится и нанесение резного растительного орнамента на разграничительные поля Корсунских врат.
До покорения Иваном Грозным Новгорода в 1570 году вход из наружной галереи в Рождественский Богородичный придел украшали другие медные врата, выполненные в технике золотой наводки по заказу архиепископа Василия Калики в 1336 году и получившие по имени святителя название Васильевские.
4 клейма с полуциркульным завершением, расположенные в верхней части врат, относятся к середине 16 века и были сделаны после перестройки портала, ведущего в придел, вызванной существенным повышением уровня новых полов в соборе.
Большая часть оригинальных пластин 1336 года посвящены Двунадесятым праздникам и являют собой пример использования изображений в качестве годичного церковного календаря, возвещающего основы христианской веры.
В 1560 году при перестройке наружной галереи Софийского собора из полуоткрытой в закрытую для южного входа в храм были изготовлены новые деревянные резные ворота, украшенные позолотой и получившие известность как Златые врата.
В настоящее время памятник утрачен, сохранились лишь 3 фрагмента с рельефами, хранящиеся в фондах Государственного Русского музея, и прорись существовавших на 1833 год клейм, выполненная Ф.Г. Солнцевым.
В верхней части Златых врат находилась композиция Деисуса с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, со 2 по 6 ярусы на левой створке были изображены 12 пророков, на правой – 12 апостолов. Программа размещения изображений на памятнике была направлена на раскрытие связей между Ветхим и Новым Заветом, напоминая зрителю, что после конца времен наступит вечное Царствие Божие.
Самыми известными вратами Святой Софии являются романские бронзовые двери середины 12 века, установленные, согласно данным исследований, в парадном западном портале собора в период от 1187 года до середины 15 века.
В современной научной литературе данный памятник чаще всего встречается под именем Магдебургских врат (данное название происходит от места изготовления врат в мастерской Магдебурга, однако, в разных источниках западные двери Софийского собора также именуются Сигтунскими, Плоцкими, а до середины 20 века в результате ошибочной атрибуции и Корсункими – все эти названия являются следствием различных теорий о появлении врат в средневековом Новгороде).
Композиционно Магдебургские врата образованы парой деревянных створок, каждая из которых содержит по 12 квадратных бронзовых клейм с возвышающимися над ними двумя дополнительными прямоугольными клеймами, изображающими эсхатологические сюжеты Господь во славе (Majestas Domini) и Даяние закона (Traditio Legis).
Так, через акцентирование взгляда на верхних скульптурных группах создатели памятника подчеркнули главенство композиций, посвященных торжеству Церкви Нового Завета, над прочими изображениями.
Со 2 по 6 ярусы клейма на обеих створках дверей последовательно читаются сверху вниз, подобно развороту книги, и иллюстрируют сцены новозаветной истории от Благовещения до Воскресения Христова (некоторые пластины размещены с нарушением хронологического порядка, что произошло, скорее всего, при повторном монтаже врат в Новгороде). Евангельские сюжеты перемежаются с прообразовательными образами из Ветхого Завета, символически указывающими на описанные события, и аллегорическими фигурами.
В нижнем 7-ом регистре размещены библейские сюжеты о сотворении первых людей и их грехопадении, образ Кентавра (Китовраса) как символ гордости и двойственности человеческой натуры, а также автопортреты мастеров-литейщиков.
Сказание о Китоврасе – мифическом существе, обладающем великими знаниями и помогавшим, согласно легенде, царю Соломону советами в строительстве храма Премудрости Божией – получило особое распространение среди новгородцев во времена архиепископа Василия Калики. Изображение Китовраса есть и на Васильевских вратах.
Таким образом, парадные западные врата Софийского собора не только иллюстрируют годичный цикл двунадесятых праздников, но и напоминают всякому взирающему на них о месте человека в мироздании – о творении, грехопадении, крестной жертве Спасителя ради искупления всего людского рода, о сошествии Христа во ад и Его победе над смертью, о возвращении Божественного Слова на небо, где Он предвечно восседает одесную Отца.
__________
Спасибо за прочтение!
Все статьи, посвященные Софийскому собору и его святыням, можно найти в подборке.
Приятных прогулок по Новгородскому Кремлю и до новых встреч на канале!
__________
Источники:
- Трифонова А.Н. Двери Новгородской Софии. Великий Новгород: [б. и.], 2015. 192 с.