UTRAVEL MEDIA РАССКАЖЕТ ПОЧЕМУ СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ПОРОЙ МОЖЕТ НАВОДИТЬ УЖАС И СТРАХ; ГДЕ НАХОДИТСЯ ОДИН ИЗ САМЫХ КРАСИВЫХ ДОМОВ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ, В КАКОЙ ТОЧКЕ ОРГАНИЧНО СОЧЕТАЮТСЯ ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННОСТЬ И ОТКУДА НА ВИЗе ПАЛЬМЫ.
ВИЗ – жилой район города Екатеринбурга, получивший своё название от Верх-Исетского металлургического завода, основанного еще во времена Петра I по инициативе его сподвижника Вильгельма де Геннина. Но что вы знаете о нём? В смысле, о ВИЗе, а не о Вильгельме де Геннине. Городской пляж, где в особо жаркие дни можно спастись от летнего зноя, знаменитый «Екатеринбург Арена», ставший одним из 11 стадионов, принимавших в России FIFA-2018… Возможно, кто-то еще назовет дом № 77 на улице Татищева, так называемую «китайскую стену» – очень оригинальное жилое здание длиной около 400 метров. А дальше? Ведь этими общеизвестными достопримечательностями ВИЗ не ограничивается!
И начнем мы свое путешествие по одному из старейших районов города… на трамвайчике! Именно на ВИЗе можно прокатиться на уникальном трамвае
№ 11, рельсы которого представляют собой однопутное полотно, где вагоны передвигаются в обоих направлениях по очереди. По маршруту курсирует всего 2 трамвая, и для того, чтобы они одновременно не заезжали на однопутную часть линии, была организована жезловая система проезда: водители, встречаясь на разъезде, должны обмениваться жезлами, тем самым разрешая друг другу дальнейшее движение. В случае же, если один из водителей задерживается и не подъезжает к разъезду в назначенное время, второй не имеет права продолжать движение, не дождавшись встречного вагона, дабы избежать не столько неожиданных, сколько весьма и весьма курьезных ситуаций.
Вторая особенность трамвайного маршрута № 11 состоит в том, что это самый короткий трамвайный маршрут в городе – его длина всего 8,6 км (что, в общем-то, и неудивительно), а рельсы здесь и вовсе – узкоколейные. И раньше они предназначались для транспортировки вагонетками торфа и продовольствия для нужд электростанции. Той самой легендарной электростанции на Большом Конном полуострове, о которой мало кто сейчас вспоминает, но которая в начале ХХ века питала электричеством весь Свердловск.
После Октябрьской революции было принято решение восстанавливать экономику с помощью электрификации, а Урал – превратить в крупный индустриальный центр. Так в 1924 году начинается строительство новой современной на тот момент электростанции, которая должна была поднять уральские заводы на новый уровень. Выбор места строительства был очевиден – большая неосвоенная территория, болото… Болото, а значит, и торф, и топливо, которые обходились в разы дешевле, чем уголь и дрова.
Именно с этого самого момента и начинается история развития и заселения Большого Конного полуострова, или Зелёного острова. Постепенно здание ТЭС стало обрастать первыми деревянными постройками. Причем, построены такие дома были на каменном фундаменте, и когда в Свердловске еще были проблемы с водоснабжением… попросту говоря, водопровод еще не построили, то в этих передовых зданиях из крана всегда стабильно шла вода. И, разумеется, главным архитектурным сооружением среди всех этих построек всегда было здание электростанции, которая не просто обеспечивала электроэнергией весь город, но и была для него настоящим украшением.
Вот что писала об электростанции газета «Уральский рабочий»:
«Сама станция красива и чиста, как только что выпущенная из мастерской игрушка… Ровно в половине первого товарищ Пылаев разрезал красную ленту, которая связывала паропуск и турбогенератор, и сердце новой красавицы забилось. На распределительном щите зажглись контрольные лампочки, и поплыл в новеньком зале мягкий, характерный гул. Директор завода «Красная Кровля» повертывает рычаг всего на три сантиметра влево, и новый цех его завода за 4 километра от станции получает жизнь. Зампред Горсовета товарищ Кушнерук поворачивает другой рычаг, и за 5 километров зажглись лампочки в Свердловске…»
В 60-х годах прошлого столетия электростанцию закрыли. На данный момент на её территории располагаются филиалы фирм, мастерские, склады и офисы. Однако в энергоблоках до сих пор сохранилось оборудование, что позволяет электростанции по-прежнему питать Большой Конный полуостров и сады, расположенные неподалёку.
И если об истории первой передовой электростанции на Урале мало кто знает, то уж каждый житель Екатеринбурга точно знает о пляжном комплексе Куба, который расположен, буквально, в шаговой доступности от электростанции.
Кстати местные жители тоже прониклись духом острова свободы и строят во дворах тематические беседки.
Так что… Большой Конный полуостров – это, и вовсе, место контрастов, где история органично соседствует с современностью, а старинная архитектура с непринужденным пляжным отдыхом – запоминающимся и ярким.
Ну а нам – самое время продолжить своё путешествие по ВИЗу, и для этого мы с вами отправляемся на площадь, где одновременно можно увидеть сразу две городские достопримечательности. Во-первых, это, конечно же, здание Верх-Исетского металлургического завода, которое мы уже упоминали с вами в самом начале. А во-вторых, это Дворец культуры – шикарное сооружение в стиле советской неоклассики, построенное по заказу и на средства завода в 1952-1957 годах.
Что сразу бросается в глаза, так это внешнее убранство фасада: гирлянды, факелы, атрибуты труда и науки, стилизованные вазоны с цветками и звездами, художественное чугунное литьё (литые фонари-торшеры). Красивы и резные парадные двери Дома культуры – полностью изготовленные из дуба и художественно оформленные уральским краснодеревщиком В. П. Голубой.
Не менее красивы и внутренние интерьеры Дома культуры – облицовка из натурального камня, лепной декор, барельефные портреты русских писателей, ученых, люстры и бра с фигурными держателями из бронзы. Сохранились даже авторские образцы мебели 1950-х годов. Так что, если будете проходить мимо, – не проходите. А обязательно загляните внутрь! Тем более, что визовский ДК считается одним из самых красивейших в России. Подобных дворцов в нашей стране всего 265. Но наш говорят – самый-самый красивый!
От архитектуры советской плавно перейдём к искусству современному. А именно – к уличному искусству. Знаете ли вы, что Екатеринбург – это негласная столица российского стрит-арта, который на Урале не просто очень ценят и любят, но еще и изучают!
Есть даже исследователи уличного искусства, которые досконально исследуют этот современный жанр, активно его пропагандируют и могут рассказать историю каждого мурала и арт-объекта.
И раз уж мы с вами сегодня путешествуем по ВИЗу, то изучать и пропагандировать, подобно современным исследователям всего нового, яркого и необычного, будем стрит-арт именно этого района. И первый экспонат нашей выставки современного искусства под открытым небом – это яркий и запоминающийся мурал «Соседи», украсивший торец здания по адресу ул. Красноуральская, 11. Невероятно позитивное, красочное монументальное граффити с изображением забавных пёселей создано художницей Натальей Пастуховой в рамках фестиваля STENOGRAFFIA.
Однако отсылает оно к теме совершенно не позитивной и не радостной, как его персонажи. Дело в том, что сюжет мурала, по задумке Натальи, навеян периодом самоизоляции во времена пандемии, когда каждый из нас сидел дома, и эти весёлые псы, подобно нам,– стали нашими добрыми соседями. Каждый пёс занят своим делом – кто-то спит, кто-то работает, кто-то ест пиццу, а кто-то просто мечтает о том, что скоро самоизоляция закончится и вновь наступит время беспечных прогулок и посиделок с друзьями. В каждом из них можно узнать себя во время пандемии. Попробуйте найти похожего на себя персонажа и вы.
Но, пожалуй, самое неоднозначное произведение современного искусства, которое до сих пор собирает вокруг себя самые противоречивые мнения и эмоции, начиная от восторга и заканчивая тревогой и осуждением, это скульптура «Индустриальный младенец», установленная на берегу Визовского пруда, – трехметровая голова младенца, выполненная из переплавленного алюминия. Скульптура создана художницами арт-группы «LKKL» Людмилой Калиниченко и Ксенией Лариной. Забавно, но работа над ней заняла у девушек около 9 месяцев. Символично, не правда ли?
По задумке художниц, «Малыш из металла – это наше отражение: суровый, стойкий, но в то же время искренний, отзывчивый, справедливый. Малыш вышел из воды, которая появилась благодаря строительству заводской плотины. Он спит младенческим безмятежным сном на фоне промышленного района, а вокруг него трехсотлетний город. Что он слышит, что ему снится? Я думаю, он слышит птиц, стук трамвайных колес и наши шаги. Видит во сне, как весной зацветают парки, вечером зажигают фонари, но при этом видно звезды, и, конечно, он видит слезы и улыбки на лицах, но для вашего света его глаза закрыты».
Однако обыватели трактуют такое появление младенца по-иному. Мы привыкли, что младенец всегда ассоциируется у нас с чем-то чистым, сакральным… И когда объект не вписывается в наше традиционное мировоззрение, то это всегда вызывает смятение и даже тревогу. На многих алюминиевая голова наводит ужас, многих пугает отсутствие тела у ребёнка (голову мы всегда воспринимаем в рамках общей дихотомии голова – тело), а кого-то – страшит вода вокруг головы и закрытые глаза младенца. Неуместный это арт-объект, страшный, а может быть, – современный, бросающий вызов обществу и расширяющий границы сознания? Какие эмоции он способен вызывать – решать вам. Но в любом случае, эмоции будут. Вы точно не сможете остаться к нему равнодушными.
И в завершении нашего путешествия по ВИЗу хочется в качестве итога немного объединить всё вышеперечисленное – историю, архитектуру, искусство классическое и современное. И лучше всего это сделать в музее «Синара Центр», который очень органично в себе это всё сочетает. Побывав в этой галерее, вы точно окунётесь в историю и по достоинству оцените стилевое убранство зданий. Это неудивительно. Ведь «Синара Центр» разместился в одном из старейших архитектурных ансамблей Екатеринбурга начала XIX века – в зданиях бывшего госпиталя Верх-Исетского завода.
Данный комплекс является объектом культурного наследия регионального значения. Архитектурный ансамбль состоял из пяти корпусов и вплоть до 90-х годов прошлого века здесь размещались медицинские учреждения. Однако впоследствии комплекс зданий был полностью разрушен – более 80% построек пришлось восстанавливать с нуля, когда Группа «Синара» на основе архивных чертежей и сохранившихся подлинных элементов ансамбля провела в 2016-2019 годах тотальную реконструкцию объекта.
Сейчас бывшие здания заводского госпиталя – это ультрасовременная галерея современного искусства, где можно увидеть уникальные произведения художников не только уральского региона, но и всей России.
Постоянно сменяющиеся выставки и уникальная атмосфера старинного здания, построенного в стиле классицизма, придают этому месту особую уникальность, сочетая в себе, казалось бы, несовместимые вещи – нетленную классику, историю и современность…
Часто ли вы задумывались над историей тех мест, которые уже кажутся вам привычными? Останавливались ли вы когда-нибудь посреди улицы, чтобы просто поднять голову вверх, рассмотреть архитектуру знакомых зданий родного района, где когда-то родились и выросли? А может быть, вы каждое утро присматриваетесь к деталям окружающего вас урбанистического пейзажа, суетливо торопясь на работу?.. Скорее всего – нет. А зря! Ведь даже привычные с детства маршруты, здания и целые районы города могут раскрыться перед нами в весьма новом и неожиданном облике – современные и исторические, непредсказуемые и традиционные, впитавшие в себя десятки городских легенд и историй. И знакомый нам всем ВИЗ – не исключение!
Больше классных маршрутов и идей в нашем Дзен-канале @utravel_media