Считается, что в Средние века женщина считалась если не собственностью мужчины, то уж во всяком случае, бесплатным приложением к отцу, мужу или брату, хотя бы и младшему — точно. А уж изнасилование точно преступлением не считалось. Такие дела и сейчас-то расследуются не так чтобы особенно охотно.
Однако, если судить по документам, обнаруженным в архивах ещё несколько десятилетий назад, как минимум на северо-западе Испании в XV веке изнасилование всё же считалось преступлением, и довольно тяжким, а наказания за него бывали весьма суровыми.
Но выясняется, что в Иберии на подобные преступления обращали внимание и гораздо раньше, в VIII-XII веках. Во всяком случае, именно это следует из результатов прочтения письменных источников — проповедей, житий святых и хроник. В таких документах обнаруживаются самого разного рода свидетельства — как собственно заявления и жалобы женщин, так и признательные показания обвиняемых.
Правда, давать трактовки текстам было довольно непросто — документы были написаны не только на общепринятой в те времена в судопроизводстве латыни, но и на других языках, по большей части романских, которые как раз в те времена бурно развивались и менялись. К тому же самого точного термина, соответствующего современному «изнасилование» тогда ещё не существовало. Да и читаемее документы за много веков не стали.
Вдобавок ни жертвы, ни преступники, ни судьи особой откровенностью под протокол не отличались. Из-за всего этого современному исследователю зачастую вообще трудно было понять, идёт ли речь об изнасиловании, избиении или ещё о каком поступке, вне всякого сомнения, нехорошем, но к исследуемому вопросу отношения не имевшем.
Тем не менее, из исследуемых материалов удалось сделать вывод, что и в Средневековье, даже довольно раннем, сексуальное насилие просто так с рук не сходило — власти, как светские, так и церковные, подобные дела расследовали и виновных наказывали.
Например, удалось обнаружить случай конца X века, когда некая девушка, о которой, впрочем, известно только то, что она не была замужем, явилась в монастырь и сообщила о сексуальном насилии со стороны деда. После расследования в деле появились признательные показания подозреваемого, в которых он описал как характер своего родства с жертвой, так и свои действия.
Наказание, впрочем, оказалось довольно странным — излишне бойкого дедулю заставили отдать монастырю часть имущества семьи, то есть, в том числе, и самой жертвы. Тем не менее, этот случай всё же говорит о том, что уже в конце Тёмных веков у женщины была возможность выдвинуть обвинение против мужчины и добиться хоть и своеобразной, но справедливости.
Ещё веком позже датируется уже случай с судом светским, точнее, сеньоральным. Некие Дучидия и дочь её, девица Химена, передали местному сеньору, Алвиту Сандизи, ценности, причём из церковного имущества, в обмен на защиту. Химена жаловалась на некого Хуана Ариаса, утверждая, что тот преследовал её и пытался изнасиловать. Причём Химена весьма чётко и без обиняков описала, чем, собственно, ей досадил Хуан, и ясно дала понять, что спать с ним она не собирается.
Впрочем, для какой либо статистики обнаруженных документов явно недостаточно, и насколько часто сексуальные преступления против женщин оказывались наказуемыми, непонятно. Однако из бумаг вполне ясно следует, что случаи, когда сообщениям женщин о таких преступлениях верили, а преступников наказывали, бывали не только в Новое время, но и гораздо раньше.