Найти тему

Дивертисмент. В Большом театре скрестили классику и современность

Оглавление

Можно, я начну сразу с классики?

А то «современности» мне и за окном хватает!

Кстати, спектакль так и называется:

Первое отделение

Две очень современные хореографические миниатюры.

Без декораций, без костюмов и без оркестра.

Я обычно не снимаю во время действия, но тут просто надо было чем-то себя занять, чтобы из себя не выйти...

Второе отделение

ДИВЕРТИСМЕНТ

Парад балетных шлягеров.

Собственно, из-за этого я и взяла билет. Хотела даже все первое отделение в буфете провести, но они свет быстро потушили.

Что сразу бросается в глаза:

Труппа смертельно устала. Не столько физически, сколько морально.

Вы же помните двухмесячные «Щелкунчиковые» скандалы, льющиеся из всех утюгов, да? «Билеты по 100 000 — 200 000 — 300 000 руб. Что эти московские артисты себе думают, совсем совесть потеряли» и прочее, и прочее. Кому приятно это слышать?

Потом директор то уходит, то остается, то снова уходит…

А потом Большой становится как бы филиалом Мариинского театра!

Вы за афишей следите? Гастроли Большого — тоже «как бы», на самом деле в «Драгоценностях», к примеру, выступал «смешанный состав».

Слушайте, даже шпалоукладчики предпочитают, наверное, работать одной бригадой; незнакомый напарник того и гляди — шпалу на ноги уронит. А тут — целая толпа народу на сцене… Тихий ужас!

При таком настроении можно работать нормально?

Ничего нет удивительного в том, что у них из трех Фригий за неделю травмы получили четыре (!). И все три «Спартака» на гастролях + еще половину «Легенды о любви» дома танцевала пятая балерина.

Сейчас увидите, зачем я это все рассказываю

ПРОГРАММКА
Пётр Чайковский
Па де де из балета «Спящая красавица»
Хореография Мариуса Петипа

-3


Принцесса Аврора -
Анна Никулина

Она и есть та самая трижды Фригия. Вы себе представляете, какое это напряжение, когда человек просто не имеет права допустить, чтобы с ним случилась хоть какая-то неприятность?

Конечно, после таких приключений принцесса Аврора держалась героически, но была не веселой и беззаботной, а очень серьезной и сосредоточенной.

Кстати, и в дивертисменте она не стояла в афише с самого начала, тоже была замена.

Принц Дезире - Денис Захаров

Тут дело другого рода: Принц был не очень принц.

Вы знаете, что под Большим театром речка Неглинка течет? Так вот, он приземлялся после прыжков с таким звуком, что думалось: сейчас сцена рухнет прямо в коллектор.

И потом, у них в балете есть такая поза, когда танцовщик встает и эдак меланхолично руки к небу воздевает. Иногда это получается и впрямь душевно. Но тут, при всем моем уважении — словно артист недоумевает: что я тут вообще делаю??

Сергей Прокофьев
Адажио из балета «Ромео и Джульетта»
Хореография Леонида Лавровского

Дарья Хохлова
Вячеслав Лопатин

-6

На мой взгляд, эти артисты хорошо подходят к этим партиям в целом.

Точнее не могу сказать, на премьере — возобновлении, то есть — не была, никакого определенного мнения, как это должно выглядеть, у меня нет.

Ой, есть!

Но не про танец.

Кто соорудил Ромео такой костюм с широченным белым воротником?

Нет, я понимаю, аутентичность и все такое. И первому исполнителю, для кого работал художник, такой фасон был к лицу. Но вообще квадратный вырез мало кому идет. Не понимаю, зачем так делать...

-7

Даниэль Франсуа Эспри Обер
Па де де Анжелы и Марко Спады из балета «Марко Спада»
Хореография Пьера Лакотта

Кристина Кретова
Артём Овчаренко

Вы не поверите, но на сегодня «Марко Спада» - мой любимый балет в Большом театре!

А кстати, как это переводится с итальянского? Мэкки-Нож, что-нибудь такое?

Кристина Кретова, мне кажется, отлично подходит к французским балетам. Да, я понимаю, что там итальянские фамилии. Но балетмейстер-то француз!

В этой партии я вижу ее впервые. Мне кажется, она и маркиза Сампьетри будет просто замечательная.

Однако бинокль и компактная сцена не позволяют скрыть, что вся искрометная французская мелкая техника выполняется довольно усталыми ногами. Но с большим задором!

Артём Овчаренко, напротив, скрупулезно проделывал каждое па. Однако, на мой взгляд, артисту скорее подойдут князь Федеричи или даже капитан Пепинелли. Не потому, что они технически проще. Просто у Артема Овчаренко, хоть он давно уже в театре, удивительным образом сохранилась юношеская пластика. Жаль будет не использовать его и дальше в этом направлении.

Пётр Чайковский
Па де де из балета «Лебединое озеро»
Хореография Мариуса Петипа

Арина Денисова

Очень правильно, что в концертах обычно исполняют "чёрное па-де-де". Современные барышни по преимуществу деловые Одиллии, редко увидишь трепетную Одетту.

Арину Денисову "насмотренные" зрители, конечно, ругают. А кого они не ругают? У меня твердого мнения пока не сложилось, не то, чтобы прямо "ах", но и не совсем" ох".

Единственное, чего нельзя не заметить, и это касается не только её, но и большинства молодежи:

Вы видели запись 2015 года со Светланой Захаровой? Сколько разных движений ей удается сделать за одну единицу музыки! Юная смена и вполовину не успевает...

Егор Геращенко

Кто знает, это про него сказал Цискаридзе, что "он пришёл в балет прыгать"? Если так, то мечта сбылась. Действительно, прыжок производит впечатление. Да и общий вид тоже.

Есть, правда, одна загвоздка.

Егор Геращенко в некотором роде артист-индивидуалист. Он лучше всего смотрится, когда танцует один.

Помните, я делилась впечатлениями от его дебюта в партии Курбского? Отличный выбор, на мой взгляд. Курский почти все время сам по себе, да и его некоторая отстраненность потом закономерно превращается в "гонор польский".

Но Одиллии нужен прежде всего партнёр! А с этим, говоря прямо, беда...

Арам Хачатурян
Монолог Фригии и адажио Фригии и Спартака
из балета «Спартак»

Хореография Юрия Григоровича

Программку, наверное, печатали «варяги». Балета не видели, либретто не читали, где чей монолог, не знают.

Маргарита Шрайнер

Тоже замена. Просто поветрие какое то...

Последний раз она танцевала в "Спартаке", если не ошибаюсь, на гастролях в Австралии. Лет прошло немало...

Возможно, поэтому её выступление мне показалось довольно сдержанным. Неудивительно, когда все мысли о том, не перепутать бы чего, тут уже не до высоких чувств. Но в целом все хорошо. На мой "ненасмотренный" взгляд.

Михаил Лобухин

Тут всё, как всегда

Ещё не успел он ступить на сцену, ещё только тень Спартака показалась из-за кулис, а по залу уже пронеслось восторженное "А-ах!"

"Насмотренные" зрители обычно меряют успех партии по тому, как Спартак - или, скажем, Базиль в "Дон Кихоте" - поднимают партнёру на одной руке.

Моё мнение прямо противоположное: когда впереди кульминация спектакля, лучше не сорвать аплодисментов, а надёжно страховать партнёршу.

Но здесь был только небольшой эпизод, можно порадовать публику.

Мало того, что он буквально подбросил Фригию в воздух, так ещё и всю дорогу не под ноги себе смотрел - Новая сцена чуть ли не в два раза меньше Исторической, немудрено и носом клюнуть - так вот, он смотрел прямо Фригии в глаза: как ей там наверху, удобно?

Видели, да?

(Запись поклонов внимательно смотрите)

Похоже, "Спартак десятилетия" скорее сделает два спектакля подряд - или даже три, как гласит легенда "друзей балета", но лишний раз на поклоны выйти - это прямо острый нож!

«Лебедь»
на музыку Камиля Сен-Санса
Хореография Михаила Фокина

Ольга Марченкова

Это не "Умирающий лебедь"!

Это засыпающий лебедь...

Но Сен-Санс вроде бы ничего и не говорил про умирание?

Ну, тогда все в порядке. Бодрый лебедь проснулся поутру, сделал зарядку, крылышками похлопал и, решив, что ещё рано, вновь смежил веки. Никакой трагедии, одни спортивные достижения.

Большое классическое па
на музыку Даниэля Франсуа Эспри Обера
Хореография Виктора Гзовского

Мария Кошкарёва
Дмитрий Смилевский

Единственный номер из всего дивертисмента, который я вижу впервые. А вы? Это где-нибудь идёт?

Хотя нет, не совсем впервые.

В "Большом балете" Мария Ильюшкина, кажется, представляла эту хореографию? Конечно, добрые зрители из культурной столицы и у не промолчали, ну да Бог с ними. Тогда мне все понравилось.

А сейчас - так себе ...

То есть для училища и даже выпускного класса - вполне-вполне. А для главного театра страны - не очень.

В защиту Марии Кошкаревой могу сказать, что она тоже кого-то заменяла.

Зато Дмитрий Смилевски все увереннее занимает позицию юного, но бесспорно го премьера.

Я уже видела его в нескольких очень разных балета, даже в "Марко Спада", и могу точно сказать: исполнение соответствует премьерскому статусу. Хотя столь быстрое продвижение по карьерной лестнице - серьёзное испытание для неокрепшего ума; не стоило, я думаю, подвергать ему столь многообещающего молодого танцовщика.

Кстати!

Вы обратили внимание?

Как и многие замечательные артисты, он левша. Вращение всегда через левое плечо, прыжок с правой ноги.

Почему именно его выделяю из множества молодых артистов?

У него очень тщательная манера исполнения, он не бросает движение на полпути, он все доводит до конца.

На фото не видно, но цвета просто невозможные!

У партнера - как называется верх от мужского костюма? - в общем, он совершенно кастрюльного цвета. А у партнерши пачка оттенка выцветших канцелярских чернил...

Ну вот, собственно, и все про "встречу классики и современности".

Если будете брать билеты на такие представления, не забудьте, что программа может быть разная. К примеру, в субботу будет небольшой балет Лакотта.
А про то, как мне удалось взять невероятно дешёвый билет, расскажу отдельно.

-16

Кстати!

Вот как вы думаете - правильно, что такие «сборные концерты» выходят дешевле, чем обычные спектакли?

Мне кажется, тут есть и плюсы, и минусы.

Обзоры разных театров в разных городах и странах:

Не имей 1000 статей, а имей каталог к ним. Здесь - о театре
Московский обозреватель5 июля 2021