ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДЕОИГР
1.1. История возникновения видеоигр
В настоящее время видеоигры можно назвать феноменом, потому что их развитие происходит слишком быстро. После создания первой вычислительной машины под названием «компьютер», многих людей заинтересовала перспектива развлекательного контента, связанного со специальным математическим оборудованием. Естественно, многие люди быстро отвергли эту идею, потому что она казалась невозможной и глупой.
Первые видеоигры были созданы не для развлечения, а для каких-либо научных работ. Так в 1952 году Александр Дуглас импортировал примитивную игру «Крестики нолики» на компьютер, предоставив ее, как часть собственной диссертации. В этом же году несколько других ученых предоставили миру науки около 10 видеоигр разных жанров. С помощью их трудов и развития компьютеров простые люди узнали о видеоиграх. Это натолкнуло многих программистов на развитие индустрии развлекательного контента.
В начале 80-ых годов у некоторых людей дома стали появляться персональные компьютеры, которые многие использовали не только для работы, но и для развлечений. Можно смело утверждать, что эти события стали началом стремительного развития индустрии видеоигр. Начали появляться специализированные компании, которые занимаются созданием различных видеоигр. Также помимо компьютеров человечество захватили игровые консоли, предназначенные исключительно для видеоигр.
В настоящее время видеоигры стали чем-то привычным для всех людей. Для кого-то они являются смыслом жизни, а для кого-то отдушиной в сером и скучном мире. Интересным является то, что визуальное представление современных игр очень схоже с реальностью, хотя несколько десятков лет назад оно представляло собой белые точки на экране компьютера.
1.2. Классификация и жанры видеоигр
На данный момент существует огромное количество видеоигр, именно поэтому люди классифицируют их для удобства. Так, например, все видеоигры можно разделить на 2 группы: одиночные и онлайн игры. Разница заключается в том, что одиночные игры предназначены для самостоятельного прохождения, а онлайн игры – для группы людей, играющих по сети.
Также стоит упомянуть разделение видеоигр по жанрам. Жанр видеоигр – особая группа игр, связанных друг с другом схожими игровыми деталями. На данный момент имеется около 130 жанров, но самые популярные из них:
1. Экшен игры. Данный жанр можно назвать самым разносторонним и популярным, потому что многие видеоигры из него не похожи друг на друга, хотя основная идея игрового процесса одинаковая. Она заключается во взаимодействии игрока с противниками или опасными явлениями.
2. Приключенческие игры (Adventure). Уже несколько веков среди людей популярны истории про героев, это объясняет популярность данного жанра. Чаще всего Adventure – это одиночные игры с увлекательным сюжетом, которые направлены на исследование мира и выполнение заданий и квестов.
3. RPG-игры. Этот жанр возник благодаря настольным играм, в которых нужно создавать и улучшать своего персонажа. RPG игры дают возможность игрокам прокачивать собственного персонажа с помощью активностей в игре.
4. Игры-выживание (Survival). Данный жанр – это смесь приключенческих игр и RPG. Основная задача – выживание в любых условиях, чаще всего они тяжелые и опасные. Многие люди считают данный жанр привлекательным, потому что каждому хочется представить себя в новой среде.
5. Шутеры. В детстве нам нравилось бегать по двору и играть в «стрелялки» с друзьями, но, когда мы вырастаем, такой вид деятельности кажется глупым. Именно поэтому шутеры пользуются огромной популярностью среди взрослых. Основная суть заключается в применении различного огнестрельного оружия на физических целях и противниках.
1.3. Влияние видеоигр на здоровье человека
1.3.1. Положительное влияние
Чаще всего мы слышим о негативном влиянии видеоигр на человека, но на самом деле положительное тоже существует. Оно довольно обширно:
1. Развитие навыков общения. Чаще всего в онлайн играх люди общаются друг с другом с помощью чата, это помогает развить коммуникативные навыки. Разговоры в играх помогают побороть страх в общении, что является одной из главных проблем нашего времени.
2. Улучшение внимательности. При прохождении игр важно замечать детали, потому что они могут привести игрока к дополнительному контенту, награде или прохождению основной сюжетной линии. Многие игроки со временем начинают на подсознательном уровне замечать детали автоматически, что приводит к улучшению внимательности не только в игре, но и в жизни.
3. Обогащение словарного запаса. Многие сюжетные игры подразумевают огромное количество диалогов и текста. Игрок читает или прослушивает их, запоминая при этом новые слова, значения которых понятны из контекста.
4. Нестандартное мышление и воображение. Современные игры требуют нестандартные подходы прохождения, которые заставляют игрока думать, логически мыслить и представлять будущий ход своих действий.
5. Улучшение моторики. Видеоигры требуют от игрока способность быстрого нажатия клавиш. Это помогает развитию моторики пальцев.
6. Увеличение поля зрения. Когда ты играешь в видеоигру, тебе следует смотреть на несколько частей экрана одновременно, потому что в каждой из них происходит какое-то действие. Это увеличивает поле зрения в реальности.
7. Качественный отдых. Иногда хочется огородить себя от тягот реальной жизни. Видеоигры помогают уйти в другой мир с головой, забыв все проблемы и неприятные ситуации. Можно погрузиться в иной мир и отдохнуть от трудностей, став «охотников», «рыцарем» или кем-то другим.
1.3.2. Негативное влияние
Многие люди до сих пор не хотят верить в негативное влияние видеоигр, потому что сложно критиковать то, что ты любишь. На самом же деле такое влияние естественно существует и изучается учеными и психологами:
1. Разрушение личности. Когда мы играем в видеоигры за какого-то привлекательного нам персонажа, мы на подсознательном уровне перенимаем его привычки и вид поведения. Идёт разрушение собственной личности.
2. Ухудшение зрения. Иногда видеоигры занимают большую часть времени жизнедеятельности, заставляя человека постоянно смотреть в экран монитора. Такие тесные отношения с экраном компьютера приводят к падению зрения. Стоит учитывать то, что многие игроки предпочитают играть в полной темноте для сохранения атмосферы от игры. Зрению можно сказать «прощай».
3. Отдаление от реального мира. Реальный мир полон зла и ненависти, из-за которых потенциальный игрок предпочитает оставаться в виртуальном мире. Это приводит к непоправимым последствиям в жизни человека.
4. Увеличение уровня агрессии, жестокости и эгоизма. Существуют видеоигры, которые позволяют игроку не только наблюдать за жестокостью, но и использовать ее внутри игры самостоятельно. В результате таких действий человек привыкает к жестокости и переносит ее в реальный мир.
5. Заболевание кистей рук. Для того чтобы играть в видеоигры необходимо использовать компьютерную мышь или геймпад. Часто игроки предпочитают засиживаться за игрой долгое время, оставляя при этом кисть руки в непривычном положении. Появляются различные синдромы и болезни.
6. Развитие игромании. Видеоигры – это то, что требует от игроков регулярности, а как мы знаем, частые действия в нашей жизни становятся привычкой, а в последствии перерастают в настоящую зависимость.
7. Развитие психических отклонений. К сожалению, видеоигры могут не только изменить модель поведения человека, но и нарушить общее психическое состояние здоровья.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ВИДЕОИГР
2.1. Социологический опрос
База респондентов: 50 человек в возрасте примерно 10-18 и 20-35 лет.
Для проведения опроса я использовал социальные сети, именно для охвата большой группы людей.
1. Вы играете в видеоигры? Среди респондентов 10-18 лет 87% ответили «Да», другие 13% дали ответ «Нет». В возрастной категории 20-35 лет «Да» отметили 71% респондентов, «Нет» 29%.
2. Сколько жанров видеоигр Вы знаете? Среди респондентов 10-18 лет 42% ответили «Менее 2», другие 38% дали ответ «Менее 5», а 20% респондентов назвали «более 5». В возрастной категории 20-35 лет «Менее 2» отметили 64% респондентов, «Менее 5» 27%, а 9% респондентов назвали «более 5».
3. Какое влияние на человека оказывают видеоигры? Среди респондентов 10-18 лет 31% ответили «Негативное», 26% дали ответ «Положительное», а остальные 43% назвали «Положительное и негативное». В возрастной категории 20-35 лет «Негативное» отметили 67% респондентов, «Положительное» 14%, а остальные 19% назвали «Положительное и негативное».
4. Существует ли способ избавиться от негативного влияния видеоигр? Среди респондентов 10-18 лет 46% ответили «Да, существует», 54% дали ответ «Нет, не существует». В возрастной категории 20-35 лет «Да, существует» отметили 19% респондентов, «Нет, не существует» 81%.
Многие современные подростки и взрослые играют в видеоигры. Большинство из них не знают о положительном влиянии видеоигр на человека, а также не верят в существование способа, который может помочь избавить от большей части негативного влияния видеоигр.
2.2. Экспериментальное исследование влияния видеоигр
2.2.1. Условия проведения эксперимента
Я решил изучить влияние видеоигр на человека. В этом мне помогли трое моих друзей. Также участвовал и я.
Суть эксперимента: мои друзья и я были разделены на две экспериментальные группы. Первая группа состояла из людей, которые никогда не играли в компьютерные игры, а вторая группа включала в себя регулярных игроков. Каждой группе даются задания, в результате выполнения которых мы определим истинное влияние компьютерных игр на человека.
Длительность эксперимента: 2 дня.
Информация об экспериментальных группах:
1. Группа №1 – люди, которые никогда не играли в видеоигры.
Количество участников: 2 человека в возрасте 16-17 лет
Задания для группы:
– На протяжении двух дней играть в компьютерные игры более 5 часов подряд;
– Под конец дня делать подведение итогов, которое включает в себя состояние физического и психологического здоровья, настроения, общих навыков и умений.
2. Группа №2 – люди, которые постоянно играют в видеоигры.
Количество участников: 2 человека в возрасте 16-17 лет
Задания для группы:
– Не играть в видеоигры на протяжении всего эксперимента;
– Под конец дня делать подведение итогов, которое включает в себя состояние физического и психологического здоровья, настроения, общих навыков и умений.
2.2.2. Результаты эксперимента в группе №1
Изменения физического состояния здоровья участников: в первый день эксперимента участники не ощутили изменений физического состояния здоровья. Но на второй день, после второго часа игры, они заметили сонливость и помутнение зрения.
Изменения психологического состояния здоровья участников: из-за короткой продолжительности эксперимента участники не заметили изменений.
Приобретенные навыки и способности: внимательность, способность мыслить нестандартно, быстрая реакция, свободное общение с людьми.
2.2.3. Результаты эксперимента в группе №2
Изменения физического состояния здоровья участников: под конец первого дня эксперимента участники стали ощущать улучшение физического состояния здоровья. Многих заядлых игроков раньше преследовала бессонница, которая исчезла в первый же день. Они заметили избавление от головной боли, а также боли в спине и пояснице.
Изменения психологического состояния здоровья участников: участники эксперимента отметили уменьшение агрессии и стресса.
Приобретенные навыки и способности: умение находить занятие, свободное общение в реальности, способность правильно распределять время.
2.2.4. Обобщение результатов эксперимента
После получения результатов эксперимента во всех группах, можно сделать вывод. Видеоигры – хороший способ развлечься и отдохнуть, который не только приносит человеку удовольствие, но и пользу. Например, человек, который играет в видеоигры, развивает навык общения, пополняет свой словарный запас, улучшает внимательность и скорость реакции. К большому сожалению, негативное влияние тоже присутствует. Оно выражается в ухудшении здоровья.
Для извлечения из видеоигр большей пользы нужно ограничивать себя по времени, а также контролировать весь процесс игры. Самое главное – не стоит заигрываться и забывать про реальный мир. Важно уметь находить себе интересные занятия без игр. Все это поможет избавиться от большей части негативного влияния видеоигр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Видеоигры являются отличным вариантом отдыха и развлечения. В наше время невозможно найти человека, который ни разу в своей жизни не сталкивался с видеоиграми. Именно поэтому важно знать в лицо влияние данного развлечения.
1. Анализ истории видеоигр показал, что изначально видеоигры создавались исключительно в научных целях, лишь со временем они стали популярным способом для развлечения и отдыха;
2. Исследование и разбор жанров видеоигр показали, что на данный момент существует огромное количество жанров и поджанров видеоигр. Каждый человек может найти что-то для себя;
3. Изучение положительного и негативного влияния видеоигр на человека показало, что чаще всего из-за видеоигр страдает физическое и психологическое здоровье человека. Не существует преобладающего влияния, количественный состав примерно одинаковый;
4. Исследование знаний людей о видеоиграх показало, что многие современные подростки и взрослые играют в видеоигры, но лишь некоторые знают о существовании положительного влияния видеоигр на человека;
5. Эксперимент для изучения влияния видеоигр показал, что от видеоигр в любом случае будет как положительное, так и отрицательное влияние. Но негативное влияние можно максимально минимизировать с помощью грамотного ограничения времяпровождения в видеоиграх.
Исходя из того, что все задачи были решены, следует сделать вывод о том, что цель проекта достигнута. Гипотезы подтверждены с помощью проведённого экспериментального исследования.
Видеоигры оказывают значительное влияние на здоровье человека, причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Использование видеоигр должно быть сбалансированным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Барлас Т. В., Головина А. П. Влияние видеоигр на индивидуально-психологические особенности геймеров.
2. Беляева У. П. Видеоигры как технокультурный феномен: история становления и социокультурная значимость.
3. Булганина С. В. Социологический опрос молодежи по выбору видеоигр и отношению к ним.
4. Ветушинский А. С. Краткая история игровой индустрии.
5. Егармин А. А., Окуловская А. Г. Влияние видеоигр на современную молодежь.
6. Кузютченков О. И., Докукин М. Д., Прошкина А. С. Влияние видеоигр.
7. Кыштымова И. М., Тимофеев С. Б. Влияние видеоигр на геймеров: к проблеме определения трансформационного потенциала игровой активности.
8. Машкина А. В., Вериго В. П. Обзор и перспективы развития жанров видеоигр.
9. Романова Е. С., Шубин С. Б. Психологическое влияние компьютерных и консольных видеоигр на молодежь.
10. Сланова А. В. Влияние видеоигр на человека.