Найти в Дзене
О важном — на книжном

Вечная проблема отцов и детей в романе Гузель Яхиной "Дети мои"

Я все-таки вернулась к аудиокнигам. А то неудобно, половина книжно-пешеходного марафона позади, а я только шагаю, не читая🤦 Выбрала книгу наугад. И, боже мой, как это было - хорошо! Необыкновенной красоты текст. Очень интересные герои. Необычные сюжетные повороты. Я очарована. Кажется, эту историю собирается экранизировать Алексей Учитель. Премьера ожидается в следующем году. Точно буду смотреть. Речь о романе Гузель Яхиной "Дети мои". Секрет книги очень прост. К героям невозможно не проникнуться симпатией, потому что автор пишет о них с большой любовью, не препарируя их, отыскивая скверные дела и мысли, а позволяя им мечтать, воплощая их мечты на страницах романа. Наверное, жанр этого романа можно было бы определить, как магический реализм. Но меня эти элементы магии не отпугнули, потому что в данном случае это не мистика, а метафизика. Этот текст наполнен не вымыслом ради вымысла, а прекрасными метафорами, которые хочется разгадывать и разглядывать. Текст очень живописен. Действие

Я все-таки вернулась к аудиокнигам. А то неудобно, половина книжно-пешеходного марафона позади, а я только шагаю, не читая🤦

Выбрала книгу наугад. И, боже мой, как это было - хорошо! Необыкновенной красоты текст. Очень интересные герои. Необычные сюжетные повороты. Я очарована. Кажется, эту историю собирается экранизировать Алексей Учитель. Премьера ожидается в следующем году. Точно буду смотреть.

Речь о романе Гузель Яхиной "Дети мои".

Секрет книги очень прост. К героям невозможно не проникнуться симпатией, потому что автор пишет о них с большой любовью, не препарируя их, отыскивая скверные дела и мысли, а позволяя им мечтать, воплощая их мечты на страницах романа.

Наверное, жанр этого романа можно было бы определить, как магический реализм. Но меня эти элементы магии не отпугнули, потому что в данном случае это не мистика, а метафизика. Этот текст наполнен не вымыслом ради вымысла, а прекрасными метафорами, которые хочется разгадывать и разглядывать. Текст очень живописен.

Действие разворачивается в небольшом поселении немцев на берегу Волги близ Саратова - поселке Гваденталь.

Главный герой романа - единственный учитель местной школы Яков Бах. Он немного странный и нелюдимый. Разновозрастную толпу школьников он обучает всем предметам, но истинный азарт и вдохновение его захватывают лишь на уроках словесности. Он пытается привить детям любовь к высокому немецкому языку, языку Гете и Гейне.

Бах заикается, но во время чтения немецких поэтов, словно забывает об этом. Впоследствии, с речью Баха еще будут происходит некоторые необъяснимые трансформации.

Спусковым крючком для развития сюжета является то, что Бах влюбляется и вынужденно покидает Гваденталь. Вместе с любимой женщиной, Кларой, он переселяется на другой берег Волги, в одинокий хутор, разместившийся на вершине холма в окружении диких лесов.

Двадцать два года Яков Бах проживет в этом хуторе.

Роман построен таким образом, что на первом плане показана личная история отдельного маленького человека, но за ней, не всегда понятая и осознанная главным героем, проступает - большая история.

Герой не понимает, что происходит вокруг, но читатель, имеющий хотя бы общие представления об истории нашей страны, дополняет эти пунктиром намеченные картины, становясь как бы соавтором романа, домысливая весь ужас происходящего.

-2

Бах с Кларой укрылись от мира на хуторе в 1917 году, до всех значимых исторических событий. Каждый год Бах пытается выяснить, можно ли им с Кларой вернуться, совершает тайные ночные вылазки в покинутый ими поселок, но видит лишь страшные непонятные картины. Друг друга сменяют "год разоренных домов", "год безумия", "год нерожденных телят", "год голодных", "год мертвых детей": 1918, 1919, 1920, 1921, 1922.

В 1924 году, одновременно с рождением Автономной Социалистической Советской республикой немцев Поволжья, в хуторе рождается ребенок - златовласая и синеглазая девочка Анна.

Взаимоотношениям Баха и Анны и посвящена большая часть романа. И описано все это невероятно трогательно. Представлена своеобразная эволюция отцовского чувства: от беспомощности и неприязни до всепоглощающей любви, от желания привязать к себе до готовности проглотить свою гордость и отпустить.

В романе присутствует еще одна сюжетная линия. В четырех из тридцати глав речь идет о Сталине. Прямо он не называется, но легко угадывается. Мне узнать его было вдвойне легко, т.к. я слушала аудиокнигу, и чтец, Александр Клюквин, изображал манеру речи Иосифа Виссарионовича.

В одном из интервью Гузель Яхина сказала, что в образе Баха представлен путь от неумения быть отцом до умения, а в образе Сталина (отца народов) - наоборот. Границей, разделяющей две сюжетные линии, служат описания Волги. Но по задумке автора Волга не разъединяет, а объединяет все и всех. Волга уподобляется самой истории, чей ход невозможно остановить.

В чтении современных романов есть одно неоспоримое преимущество - есть возможность послушать, что сам автор рассказывает о своем произведении. И слушать Гузель Яхину не менее интересно, чем читать написанный ею текст.