В сентябре 1994 года спецслужбы начали обращаться к офицерам, прапорщикам и контрактникам Кантемировской и Таманской танковых дивизий с тайным предложением принять участие в высокооплачиваемой и "легкой" миссии. Суть предложения заключалась в поездке на танках в составе чеченской оппозиции в Грозный.
По версии спецслужб, сепаратисты Чечни утратили поддержку населения и разбежались бы перед колонной бронетехники, позволив взять под контроль лояльному правительству. Считалось, что у местных бандитов есть только автоматическое и пулеметное оружие, что недостаточно для борьбы с танками.
44 танкиста-"солдата удачи"
В то время армия находилась в тяжелом финансовом положении, и многие военнослужащие, привлеченные обещанными большими деньгами и продвижением по службе, присоединились к плану. Каждому из них авансом выплатили миллион рублей.
Задействованные военнослужащие были официально уволены в запас с обещанием восстановления на службе и повышения на ранг после возвращения из Чечни. Примечательно, что вместе с офицерами и прапорщиками в группу включили 12 военнослужащих срочной службы с навыками управления танком, также формально уволенных из своей части.
Боевые действия в Грозном 26 ноября 1994 года
Утром 26 ноября 1994 года колонна из 40 российских танков Т-72, лишенных опознавательных знаков и украшенных триколорами, двинулась из северной части Чечни к Грозному. За ними следовали БТР-80, грузовики с боевиками местного ополчения и автомобили с антидудаевскими политиками.
План действий отсутствовал. Цели операции не были четко определены. Танкисты полагались на местных, а местные - на танкистов.
Колонна беспрепятственно вошла в Грозный. Город функционировал в обычном режиме, и на улицах было много людей. Танки останавливались на светофорах, и экипажи спрашивали у прохожих дорогу к Президентскому дворцу (бывшему зданию республиканского комитета КПСС). Танкисты заходили в магазины, чтобы купить сигареты и другие повседневные мелочи.
Телецентр и Дом печати были захвачены без сопротивления. Выяснилось, что Дудаев и его правительство покинули город. Чеченская оппозиция начала праздновать победу.
Однако вскоре боевики открыли огонь по танкам из гранатометов и стрелкового оружия. Было уничтожено 20 (по другим данным, 23) танка, остальные были захвачены целыми.
В ходе боевых действий погибли 13 российских танкистов. 21 человек был взят в плен. Пленные не скрывали своей принадлежности к армии России и факт вербовки ФСК.
Судьба пленных и погибших танкистов
Российские власти цинично отрицали свою причастность к операции в Грозном, называя танкистов наемниками на чужих танках. 29 ноября 1994 года Дудаев пригрозил казнить пленных, если Кремль не признает их показания.
Но Кремль так и не признал. Забирать тела погибших и вызволять пленных отправились депутаты и правозащитники. В итоге 19 пленных танкистов были освобождены.
Однако судьба двух из них сложилась трагически.
Старший лейтенант Алексей Растопко попытался разоружить конвоира и скрыться, но был пойман и расстрелян. Другая версия утверждает, что он отстреливался из пистолета при попытке ареста и ранил боевика, после чего сдался. Ранение боевика оказалось тяжелым, и ему пришлось ампутировать руку. В отместку за это Растопко был казнен.
Лейтенант Александр Налетов, сын генерал-майора Василия Александровича Налетова, отправился в Чечню в надежде заработать денег и получить повышение. Помимо показательных допросов на камеру, танкистов подвергали жестоким допросам в "Департаменте государственной безопасности Республики Ичкерия" (ДГБ). На одном из допросов Налетов, по всей видимости, повел себя дерзко и вызвал гнев своих мучителей. Его убили и похоронили во дворе здания ДГБ, сообщив российским властям о месте захоронения.
Родственники Налетова долгое время не верили в его гибель и пытались его разыскать. Однако официально он числился пропавшим без вести.
Последней жертвой этой неудачной операции стал старший прапорщик Сергей Фомин. Он умер в Солнечногорске Московской области 12 декабря 1994 года от ран, полученных в Грозном и не получивших должного лечения в плену.
Тем временем к контролируемой Дудаевым территории стягивались российские войска, готовя новый поход на Грозный. Эта операция также не увенчалась успехом, что стало отражением темного периода российской истории.