Найти тему

Можно ли использовать 92-й бензин вместо 80-го?

Оглавление
Взволнованная девушка подбегает к кассе автозаправки и кричит:
— У вас бензин плохой, у меня машина не едет!
Кассир смотрит на монитор и говорит:
— Так вы заправились не бензином, а ДТ.
— А что такое ДТ?
— Дизельное топливо.
Девушка с удивлённым выражением лица:
— А я думала — для "Тойоты"...
АИ-80 больше нет
АИ-80 больше нет

В далёком 2008 году, с вводом Технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", было запрещено производство бензина марки АИ-80 (А-76). На практике введение этой нормы несколько раз откладывалось. В итоге топливо АИ-80 сняли с производства 1 января 2011 года. Фактически с этого дня Россия перешла экологический стандарт топлива "Евро-3".

На 80-м бензине работает старая садовая техника (бензопилы и мотоблоки), машины из СССР (Москвичи, Волги УАЗы и т.п.), некоторые мотоциклы и лодочные моторы. Для владельцев этой техники встал вопрос: чем заправляться? Лично у меня в саду имеется мотокультиватор "Крот", произведенный в 90-е годы. Поэтому я и заинтересовался этой темой.

Самый простой вариант

Производство 80 бензина не было полностью запрещено. Производить можно бензин любых марок, главное чтобы его остальные показатели соответствовали нормам экологичности, прописанным в техрегламенте. Поэтому некоторые мелкие нефтеперерабатывающие заводы его еще производят. При желании можно найти в крупном городе одну-две заправки на которых продают бензин АИ-80.

Минусы этого варианта:

  • Очень ограниченное число заправок, возможно за бензином Вам надо будет ехать на другой конец города, если конечно в городе найдется такая заправка.
  • Низкое качество топлива (поскольку его производят мелкие, иногда полукустарные заводы).
  • Цена будет близка к цене 92 бензина.

Наш вариант

Некоторые "механики", начитавшись советских книжек, и современных форумов, рассказывают, что использование высокооктанового бензина в старых моторах приведёт к прогоранию поршней и клапанов. А еще это чревато повышенным расходом, потерей мощности, увеличением токсичности выхлопа. Это якобы происходит потому что скорость сгорания 92 бензина существенно ниже.

На самом деле все эти страшилки про прогоревшие поршни остались в эпохе применения этилированного бензина. В те времена добавки тетраэтилсвинца и ферроцена сильно замедляли процесс сгорания топлива. Но с 15 ноября 2002 использование этилированного бензина запрещено в России. Поэтому скорость сгорания современного 80-го и 92-го бензина практически одинакова, и это не должно привести к перегреву и прогоранию деталей двигателя.

Таким образом можно смело заливать 92-ой бензин в старую технику, рассчитанную на 80-ый. Единственное, что желательно сделать (раз уж детонационная стойкость 92-го выше), это увеличить угол опережения зажигания на 3-5 градусов. Это приведет к более полному сгоранию топлива, и повышенные антидетонационные свойства бензина будут использованы более рационально. Этим можно добиться небольшого повышения мощности и снижения токсичности выхлопных газов.

Плюсы это варианта очевидны:

  • Самый главный плюс - минимум доработок двигателя. Увеличение угла опережения зажигания я бы не считал за доработку, скорее это регулировка.
  • Бензин АИ-92 есть на любой заправке, дефицита в ближайшее время не предвидится.
  • Поскольку 92-ой бензин производится крупнейшими заводами и продается на всех "фирменных" заправках - качество должно быть на высоте.
  • За счет наличия в топливе современных присадок двигатель будет чуть "чище", меньше отложений в камере сгорания и на свечах зажигания - дольше жизнь двигателя.

Не все двигатели позволяют регулировать угол опережения зажигания. В каких то моторах это делается довольно просто, достаточно сместить кулачок прерывателя. А где-то угол опережения зажигания шпоночным пазом на коленчатом валу и маховике магнето.

Сложный вариант

Поскольку высокооктановый бензин имеет большую стойкость к детонации - это значит его можно использовать в двигателе с большей степенью сжатия. Это позволит наиболее полно использовать энергию топлива.

Степень сжатия — отношение полного объёма цилиндра двигателя внутреннего сгорания (при положении поршня в нижней мёртвой точке, НМТ) к объёму камеры сгорания (надпоршневого пространства цилиндра при положении поршня в верхней мёртвой точке, ВМТ).

Таким образом, чтобы повысить степень сжатия нужно либо увеличить полный объем цилиндра (что на практике без полной переделки двигателя недостижимо). Либо можно уменьшить объем камеры сгорания. Это можно сделать на станке, сточив немного металла с головки двигателя. После этой доработки угол опережения зажигания тоже подлежит регулировке.

Основной плюс этого метода - более полное использование потенциала бензина, а значит повышение мощности двигателя и снижение расхода топлива. Сюда же можно добавить почти все плюсы предыдущего метода, за исключением простоты доработки.

Доработка двигателя для этого способа довольно сложна:

  • Доработка возможна не на всех двигателях.
  • Нужно рассчитать толщину снятого металла. Если снять больше чем нужно - возможно появление детонации.
  • Необходимо применение фрезерного станка и навыки работы с ним. А это требует определенных затрат.

Видео про уменьшение камеры сгорания на мотоциклах ИЖ

Вариант "Сделай сам"

В комментариях мне подсказали еще один способ накормить своего железного коня 80-м бензином: нужно понизить октановое число 92-го бензина.

Способ №1: выветривание

Современные антидетонационные присадки состоят в основном из эфиров и спиртов, которые легко улетучиваются из бензина, тем самым понижая октановое число. Таким образом, чтобы понизить октановое число - достаточно просто оставить канистру с бензином на несколько дней и октановое число понизится на несколько единиц.

Как известно - скорость испарения зависит от температуры, наличия движения воздуха, площади поверхности и т.п. К тому же мы достоверно не знаем какое октановое число было изначально у бензина с заправки.

Таким образом мы не знаем изначального октанового числа, не знаем скорости его понижения в текущих условиях, поэтому предсказать конечное октановое число не представляется возможным.

При этом в бытовых условиях измерить октановое число не представляется возможным. Все бытовые измерители измеряют электрическую проводимость бензина, которая зависит от множества факторов. Измерить истинное октановое число можно в лаборатории на специальном двигателе с изменяемой степенью сжатия, но это дорогое удовольствие.

Недостатки способа:

  • высокая пожароопасность - пары бензина, скопившиеся в жаркую погоду в гараже, могут вспыхнуть от любой искры и устроить пожар,
  • токсичность - пары бензина вредны для организма, это факт,
  • невозможность оценить результат, из-за большого количества переменных.

Достоинство я вижу только одно:

  • полученное топливо является бензином, без сомнительных добавок

Способ №2: добавление керосина или солярки

Внимание! Я не рекомендую это делать! Применяйте на свой страх и риск!

Смысл этого способа в следующем: для снижения октанового числа бензина нужно добавить в него другую горючую жидкость, понижающую октановое число.

Кто-то рекомендует добавлять керосин, кто-то дизельное топливо, кто-то бензин "калоша". Существуют даже формулы и онлайн-калькуляторы для проведения расчетов. Но проблема в том, что неизвестно как та или иная добавка к бензину будет вести себя в конкретном двигателе. Кто-то говорит, что повысилась дымность выхлопа, значит на стенках цилиндра, на поршне, на клапанах (если это четырехтактный двигатель) и в выхлопной системе будет повышенное образование сажи. В двухтактных двигателях есть вероятность ухудшения свойств масла, со всеми вытекающими последствиями.

Способ №3: добавление моторного масла

Этот способ раньше применялся в основном для двухтактных двигателей. Я не нашёл достоверных сведений о том насколько масло снижает октановое число бензина (и снижает ли вообще). Также нет и пропорций добавления масла, но масла добавляют гораздо больше, чем рекомендовано по инструкции.

Последствия добавления лишнего масла: высокая дымность выхлопа, повышенное образование нагара в камере сгорания, нарушение нормальной работы свечи зажигания из-за нагара на электродах, забивается сажей глушитель, ну а про запах и экологию дальше и говорить не надо.

Этот метод я не рекомендую для длительного использования. Излишек масла не добавит "здоровья" двигателю, а скорее наоборот навредит.

Подводим итоги

Я попытался вкратце рассмотреть решение проблемы с топливом для старых двигателей. Какой способ выбрать - каждый решит сам. Лично я выбрал способ с увеличением угла опережения зажигания. И вот уже который год двигатель моего "Крота" работает на 92-бензине. При этом чувствует себя довольно хорошо: поршень не прогорел, тянет вполне прилично.

Вывод: 92-ой бензин можно применять вместо 80-го (в настоящее время выбора всё равно нет, так как 80 бензин практически не найти). Если есть возможность - можно немного увеличить угол опережения зажигания.

Не забудьте подписаться и поставить лайк. Это помогает развитию канала.