Найти в Дзене
магазин Фотолюбитель

Фотоаппараты группы Дятлова

Оглавление

Вот уже 65 лет прошло со времени ухода группы Игоря Дятлова в свой последний поход. Споры об обстоятельствах гибели туристов не утихают и по сей день, а в некотором смысле даже усиливаются. Внимание особенно остро приковано к загадочным обстоятельствам, многочисленными конспирологами в этой теме даже открыто отдельное направление, известное в широких кругах как «Дятловедение»

Мы не специалисты в теориях заговоров, по которым иллюминаты под управлением цеховиков с Нибиру открывают порталы в параллельные вселенные, ориентируясь на кедр, у которого туристы оказались не по своей воле, и т.д. и т.п.

Но мы специалисты по фотоаппаратам и фототехнике, поэтому рассмотрим подробнее знакомую нам тему. Изучим фототехнику туристов, их фотографии из похода(и не только), а также обстоятельства создания снимков и найдём нечто интересное!

К событиям

Доподлинно известно, что Игорь Алексеевич Дятлов - спортивный турист и руководитель туристической группы был хорошим фотографом и выдающимся для своего времени радиолюбителем. С детства Игорь проявлял интерес к технике, фотографии, а также участвовал в общественной жизни школы. В ранние годы он смастерил из патефона звукозаписывающее устройство, носителем для которого служила плёнка для рентгеновских снимков, собрал самодельный радиоприёмник, который брал в походы со старшим братом.

Игорь Дятлов в походе
Игорь Дятлов в походе

Будучи членом свердловского радиоклуба выиграл первую премию на областной выставке детского технического творчества за изготовленный записывающий магнитофон со стирающей головкой. В 7 классе вступил в комсомол. Позднее, увлёкшись туризмом, он соорудил подвесную туристическую печку собственной складной конструкции, которую использовал в походах 1958—1959 годов

После окончания школы поступил на радиотехнический факультет Уральского политехнического института. Учитывая опыт участия Дятлова в туристических походах, его сразу избрали председателем туристической группы института. В 1956 году он вошёл в состав сборной Свердловской области по спортивному туризму. В этом же году в составе сборной осуществил поход высшей категории трудности по Восточному Саяну. Дятлов пользовался уважением среди студентов, обладал хорошей физической подготовкой, отличался требовательностью к членам своих туристических групп

-2
-3
-4
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова

В начале 1959 года Дятлов, будучи одним из самых опытных членов туристской секции спортклуба УПИ, разработал маршрут и собрал группу для похода по Северному Уралу с целью взойти на Отортен и Ойка-Чакур. 23 января группа в составе 10 человек выехала в Серов…

Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова
Плёнка из вещей И.Дятлова

Очевидно, что все плёнки использовавшиеся дятловцами были чёрно-белыми

-15
-16

В туристической группе почти все участники имели представление о фотографии и делали снимки на свои фотоаппараты, или групповые фото по просьбе владельца аппарата. Например, известны ранние снимки Р.Слободина

ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина
ранний снимок Слободина

23 января 1959 группа находится в Свердловске, а уже 24 января прибывает поездом №43 (или 45) в Серов

съемка Слободина в Серове
съемка Слободина в Серове
съемка Слободина в Серове
съемка Слободина в Серове
съемка Слободина в Серове
съемка Слободина в Серове
Съемка Дятлова в Серове
Съемка Дятлова в Серове
Семен Золотарев, съемка Кривонищенко
Семен Золотарев, съемка Кривонищенко
Зина Колмогорова, съемка Кривонищенко
Зина Колмогорова, съемка Кривонищенко
сборы перед походом, съемка Кривонищенко
сборы перед походом, съемка Кривонищенко

25 января 1959 группа И.Дятлова отправляется в точку начала маршрута. Рано утром автобус ГАЗ-51 везет туристов в Ивдель, вместе с ними попутчиками едут ребята из туристической группы Блинова. На единственном снимке из той поездки (вероятно снят Дятловым) видна толкучка, описываемая в дневниках туристов

-30

Днем 25 января туристы прибывают в посёлок Вижай. В это время сделаны последние групповые фото с Блиновцами.

групповое фото в поселке, снимок Семена Золотарева
групповое фото в поселке, снимок Семена Золотарева

В поселке туристы провели два дня, общались с местными, смотрели кино, что описано как в дневниках, так и по воспоминаниям очевидцев. Но нас интересуют конкретно фотоподробности, далеко не все снимки за эти дни оказались пустыми. Стоит сказать, что многие снимки на плёнках из похода не получились, причем ещё до трагических событий.

Были тому виной неверные настройки, или поломка аппарата, погодные условия, но добрая часть каждой найденной плёнки просто была пустой, снимки не получились. Примером тому - плёнки Дятлова, который был самым опытным фотографом

пустой кадр
пустой кадр
пустой кадр
пустой кадр
неудачный кадр, засветка
неудачный кадр, засветка

на последнем снимке из представленных выше можно заметить, что на плёнку попал свет несфокусированного объектива. Скорее всего произошел случайный спуск затвора при сложенном объективе.

Известный кадр тех дней, где группа сидит в кузове грузовика ГАЗ-63

Дятловцы в кузове грузовика. Снимок на фотоаппарат Кривонищенко
Дятловцы в кузове грузовика. Снимок на фотоаппарат Кривонищенко

27 числа туристы добираются ещё ближе к точке начала маршрута. Остановка в поселке «41 квартал» даёт нам много снимков местных жителей и их быта. Зачастую отсюда и начинаются коспирологические теории, попробуем внести ясность но это не точно

В посёлке снимали сразу на четыре фотоаппарата. Больше всего снимков у Кривонищенко:

поселок лесорубов
поселок лесорубов
«Борода» и товарищи
«Борода» и товарищи
подготовка лыж
подготовка лыж
свежий хлеб
свежий хлеб

Известная фотография Зины с фотоаппаратом Зоркий

Зина фотографирует
Зина фотографирует

Разберем подробнее, этот редкий кадр с фотоаппаратом дает нам представление об используемой технике. Очевидно в кадре дальномерный фотоаппарат типа «Лейка» с тубусным объективом, в нашем случае ФЭД или Зоркий, по фотографии точно не видно. Забегая вперед скажу, что все фотоаппараты используемые дятловцами были марки «Зоркий»

кадр ближе
кадр ближе

Золотарев, Слободин и даже Тибо снимали в одно время сборы в поход. Известная фотография участников похода с рабочими 41 квартала с плёнки Слободина

сборы в поход
сборы в поход

Есть некоторые сумасбродные теории относительно участников этих фотографий, некоторые усматривают там подозрительных личностей и даже комиссара с погонами в окне. Стоит ли говорить, что личность каждого известна исследователям, большинство этих людей описаны в дневниках и в уголовном деле. дневники и дело подделали цеховики, подстроили постановочные фотографии, улыбки нарисовали на плёнке карандашом, а поселок специально построили и тайгу высадили

фотографии Слободина отражают обстановку перед уходом группы из посёлка. Рабочие тепло прощаются с туристами, те пополняют припасы, проверяют лыжи

Рабочие. Снимок Слободина
Рабочие. Снимок Слободина
подготовка к походу. кадр Золотарева
подготовка к походу. кадр Золотарева

Из «странных» с фотографической стороны кадров, есть темные снимки портретов в помещении. Не совсем понятно, почему не сделать подобный кадр на улице, где больше света. Или подойти к окну, но Кривонищенко снимает в глубине комнаты со слабым естественным освещением из окна со спины. Не совсем понятно с профессиональной точки зрения, что он хотел показать этим странным снимком.

-45
-46

Что касается повреждений негатива, стоит понимать, такие следы остаются и от химии при некачественной проявке, и постфактум от повреждения самого негатива, засветки катушки или самого фотоаппарата. Тёмное помещение не могло быть причиной такой засветки негатива во время съемки. При детальном рассмотрении я делаю вывод, что повреждения негатива появились после съемки во время проявки или вследствие нахождения плёнки в неблагоприятных условиях

Поход

27 числа туристическая группа отправляется в поход, путь лежит по замерзшей реке. Дятловцы много фотографируют. Возникает вопрос о целесообразности такого количества снимков, казалось бы несущественных

На фотографиях Кривонищенко снова видны следы повреждения негатива

путь по реке, снимок Кривонищенко
путь по реке, снимок Кривонищенко

Этот день запомнился ещё и фотографиями Золотарева, где туристы во время путешествия сняты в «подозрительных» позах

-48
-49
-50
-51

Повреждения плёнки и прочие следы, характерные для брака плёнки/эмульсии либо появившиеся после съёмки в процессе проявки. Как человек частенько проявляющий подобные плёнки, не вижу тут ничего удивительного.

Проводник дедушка Слава везет поклажу на лошади. Распространенный миф о пятой ноге лошади просто не выдерживает никакой критики, но если человек даже с лупой не способен разглядеть где каркас саней, чтож..

-52

Аналогичная ситуация и с ростом и положением туристов на «загадочном» третьем снимке. Стоит ли упоминать, что положение тела, расстояние объектов снятые не на одной линии, а под углом и вообще постойте на снегу.. Снег не то, чтобы очень равномерный материал, стоять можно на пятке или на носке, лыжи и поклажа вносят свои коррективы. Лично у меня есть и более курьёзные фотографии друзей в самых различных ситуациях, кажущиеся куда более странными

Покажу просто рост человека в зависимости от позы с художественной точки зрения

-53

Пару слов по поводу некой «ретуши» на фотографиях.. Для плёночного фотографа и эксперта по работе в фотолаборатории, который много лет занимается проявкой, печатью и сканированием негативов, в том числе их ретушью, разговоры о вмешательстве кровавойгэбни ретушера с контактной рамочкой и прочей ерунды, скажем мягко, необоснованны.

Лично я подробно изучив все (абсолютно все) кадры со всех доступных плёнок дятловцев, не вижу на них следов монтажа или ретуши. Разговоры о царапинках, черных кружках, разводах и деревьях считаю полной ахинеей чайника, имеющего довольно слабое представление о плёночной фотографии вообще, и о работе с негативами в частности. До конца оставаясь оптимистом, спишу это на плохой монитор, отсутствие сканов в высоком разрешении и проблемы со зрением, помноженные на… ментальные рас особенности восприятия

Развитие событий

28 числа группа прибывает на 2-й Северный рудник, где разделяется, Юрий Юдин остаётся и позже отправится назад в посёлок. Он не будет продолжать поход под предлогом воспаления нерва, позже его уход будет объясняться дятловцами во всех дневниках, для убедительности. Фотографии прощания с Юрой известны и являются одиними из самых цитируемых

керн из кернохранилища. фото Г.Кривонищенко
керн из кернохранилища. фото Г.Кривонищенко
падение на лыжах. фото Г.Кривонищенко
падение на лыжах. фото Г.Кривонищенко
прощание с Юрой. фото Г.Кривонищенко
прощание с Юрой. фото Г.Кривонищенко
прощание с Юрой. фото Г.Кривонищенко
прощание с Юрой. фото Г.Кривонищенко

на негативах отчетливо видны повреждения плёнки, вызванные её замораживанием в фотоаппарате, долгим нахождением в неблагоприятных условиях. Что не удивительно, фотоаппараты пролежали долгое время, пока не были найдены поисковиками. Например камера Золотарева, фотоаппарат вместе с Семеном пролежал в ручье почти месяц

фотография на память. фото Г.Кривонищенко
фотография на память. фото Г.Кривонищенко
ответное фото. снимает Н.Тибо-Бриньоль
ответное фото. снимает Н.Тибо-Бриньоль

Вообще, стоит отметить, что на реке Лозьва туристы много фотографировались. Все сильнее возникает ощущение «разбазаривания» кадров. Если вы идёте в поход с плёночным фотоаппаратом, то у вас не так много кадров в запасе, не стоит бездумно щёлкать каждый куст. Однако туристы снимают кажется все, что движется и попадается им на глаза. О количестве самих фотоаппаратов мы поговорим чуть позднее

еще один кадр с Лозьвы. фото Слободина
еще один кадр с Лозьвы. фото Слободина

В походе не просто много фотографировали, шуточную сценку при переходе в русле реки снимали сразу на четыре (sic!) фотоаппарата. Хотя на первый взгляд, снимать тут особенно нечего, тем более, с таким упорством и подробностями. Многие участники «фотосессии» сами с фотоаппаратами, иногда не со своими

известная фотография Кривонищенко
известная фотография Кривонищенко
скажи кто? фотоаппарат Золотарева
скажи кто? фотоаппарат Золотарева
да вот он! фото Кривонищенко
да вот он! фото Кривонищенко
групповое фото. фотоаппарат Золотарева
групповое фото. фотоаппарат Золотарева

Как можно заметить, ребята не всегда снимали сами на свои фотоаппараты, а иногда просили снимать других, например для группового портрета как на последнем фото.

групповой портрет. фото И.Дятлова
групповой портрет. фото И.Дятлова

Далее, путь туристов лежал по реке Ауспии, многие фотографии из тех мест не получились. Снимали много, на тех кадрах есть и путь по реке, и знаки манси, и несколько привалов. Брак на негативах есть у всех снимавших, но больше всех не повезло Слободину, похоже его фотоаппарат перестал корректно работать

неудачный кадр Кривонищенко
неудачный кадр Кривонищенко
неудачный кадр Слободина
неудачный кадр Слободина
неудачный кадр Слободина
неудачный кадр Слободина
неудачный кадр Слободина
неудачный кадр Слободина
неудачный кадр Слободина
неудачный кадр Слободина

Такой «эффект» даёт застревающая шторка в фотоаппарате, на плёнку попадает слишком много света, снимки полностью пересвечены или засвечены частично.

На фотографии Кривонищенко мы можем видеть Дятлова с фотоаппаратом и экспонометром

И.Дятлов с фотоаппаратом и экспонометром
И.Дятлов с фотоаппаратом и экспонометром

Другие плёнки у ребят начали подходить к концу и были испорчены внешними воздействиями. Последние кадры наиболее подвержены влиянию внешних факторов, т.к. не были закрыты слоями отснятой плёнки и лежали на приемной катушке свободно

испорченная пленка
испорченная пленка

С 31 числа погода начала меняться, пришлось отклоняться от намеченного маршрута, выходить со стоянки и позже возвращаться. На всех фото после 31 уже можно заметить ухудшающуюся погоду, сильный ветер, метель. Кадров на плёнках все меньше. Изредка фотографировать могут только «штатный фотограф» Кривонищенко и Тибо, поскольку из-за своих физических данных тот нес легкую поклажу

метель. фото Кривонищенко
метель. фото Кривонищенко
привал. фото Кривонищенко
привал. фото Кривонищенко
метель
метель

Поздние снимки

На последних снимках туристы запечатлели переход к горе, стоянки в лесу и метель. На выходе из леса метель усилилась, и это хорошо видно на снимке

Последний переход
Последний переход
Последний переход. Фото Кривонищенко
Последний переход. Фото Кривонищенко

Атмосфера того дня видна на известных фотографиях Дятлова, где группа с лыжами в сугробах

-78
-79

Умозаключения

Фотоплёнки дятловцев были типичными советскими ч/б плёнками. По распространенному заблуждению, фото и кинопленки 35мм могли использоваться как в фотоаппарате, так и в кинокамере. Лишь много позднее на плёнках kodak и fujifilm для кино перфорация частично изменила геометрию, но это к данному делу не относится. Еще отмечу, что наличие кинокамеры считаю крайне маловероятным по двум причинам:

а) кинокамера нигде никем не отмечена, даже намеком, ни до, ни после похода

б) кинокамера на 35мм плёнку в те годы - это типичный условно-ручной «Конвас», который заряженный весит… примерно как бензопила «Дружба», в поход нести такое сможет только Терминатор

При осмотре палатки и вещей дятловцев был найден «Рулон плёнки в коробке» в который были уложены и другие плёнки

плёнка в коробке подобная найденной
плёнка в коробке подобная найденной

Тут стоит сказать, что весьма распространенной практикой в то время было брать с собой старую/испорченную пленку в поход. Классические эмульсии тех годов наносились на легковоспламеняющуюся основу, что делало такую пленку отличным средством для розжига костра, не было необходимости искать и сушить растопку. Плюс к этому у дятловцев перед отъездом были контакты со знакомым киномехаником, а у них такие испорченные киноаппаратами плёнки водились в большом количестве. Но так или иначе, были катушки отснятые туристами отрезами от бобины в коробке, или это отдельная фотопленка для фотоаппаратов, доподлинно неизвестно

Плёнка

На проявленных негативах нет конкретных данных о плёнке, во всяком случае плёнка могла быть и технической, можно утверждать лишь о чувствительности 65 Ед. ГОСТ. А вот темные следы и засветки на негативах вполне могли получиться постфактум. Дело в том, что плёнка достаточно хрупкий материал и не терпит неподобающих условий хранения. Например, больше всего «странных объектов» на плёнке Семена Золотарева, но как я уже упоминал выше, фотоаппарат вместе с Семеном пролежал в горном ручье месяц

пленка Семена
пленка Семена
пленка Семена
пленка Семена

Дабы развеять некоторые сомнения у непосвященных в плёночный процесс современных читателей, представляю вашему вниманию мои собственные фотографии, сделанные на вполне приличную новую отечественную плёнку Тасма, которая прямо с завода имела вот такие следы на эмульсии, которые проявились на снимках:

моя Тасма
моя Тасма
моя Тасма
моя Тасма
моя Тасма
моя Тасма
моя Тасма
моя Тасма
моя Тасма
моя Тасма

Что вы видите на этих фотографиях, НЛО или Полтергейста? Может быть следы радиоактивного топлива?…

Ситуация с самими негативами дятловцев еще более запутанная. Дело в том, что плёнки проявляли отнюдь не эксперты-криминалисты, или соответствующие «компетентные» органы. Плёнки проявлял студент Биенко, которому следователь Иванов отправил их. Как вспоминал впоследствии сам Биенко: «…наверное он мне доверял»

Трудно сказать в какой момент что-то пошло не так, но многие снимки на плёнках оказались испорчены. Была тому виной погода, неисправность фотоаппарата, неверные настройки или халатность при проявке, мы точно установить не можем.

Сконцентрируемся на фактах.

Возвращаясь в те далекие времена, можно с уверенностью утверждать только лишь то, что на 27 число было найдено 13 плёнок, сколько было найдено позже(и найдено ли) неизвестно. Мы знаем, что фотоаппаратов было по меньшей мере 5.

Фотоаппараты

Позволю себе заметить, что количество фотоаппаратов в походе зашкаливало. Мало того, в вещах был найден штатив-струбцина, подобные тем, которые мы и сейчас предлагаем покупателям нашего магазина в комплекте с советскими фотоаппаратами, воистину гениальное изобретение!

-88

Стоит отметить, что это не полноценный напольный штатив, как многие думают (который попросту глупо тащить в пеший поход на лыжах), а карманный штатив, способный закрепляться на любой поверхности, хоть даже на ветке дерева. А ещё он может быть вкручен как саморез в деревяшку, открывая возможность снимать практически в любом положении камеры

Лично мне всегда казалось подозрительным не все вышеперечисленное, а то, зачем студенты делали так много странных, необязательных фото. Такое чувство, что им по какой-то причине было важно запечатлеть сам факт похода, многочисленные сугубо бытовые действия, просто «пустые» кадры, где нет даже конкретного предмета или объекта съемки. Имея очень ограниченное количество кадров в плёночном аппарате, такая расточительность для плёночного фотографа выглядит странно.

Лист 6 уголовного дела:

расписка Игоря
расписка Игоря

Расписка Игоря Кривонищенко о получении им фонарика и фотоаппарата его брата Георгия(Юрия) Кривонищенко. Фотоаппарат Зоркий, серийный номер 488797 со штативом

лист дела
лист дела

Лист 17а написано: ф/пленка из аппарата Зоркий 486963

лист дела
лист дела

На листе 17б написано: 488797 Зоркий пленка номер 1 штатив прикручен, идут 3 кадра. Наконец на листе 17в написано следующее: из фотоаппарата 55149239

лист дела
лист дела

На листе 42 мы узнаем подробности об этих фотоаппаратах, что Зоркий со штативом, с разбитым светофильтром но мер 488797 снято 34 кадра

Ф/а «З» (Зоркий) 486963 - 27 кадров, царапины, ремень оборван. Приписка «Слоб», что, вероятно, означает Слободин

Ф/а «З» (Зоркий) 55149239 - 27 кадров, Дятлов, приписка (Зоркий Слободина)

лист дела
лист дела

На листе 45 появляется четвертый фотоаппарат, номер фотоаппарата Кривонищенко несколько перепутан, но строка внизу вопрошает «чей аппарат н.55242643?»

лист дела
лист дела

Лист 46 дает ответ на этот вопрос, расписка о том , что фотоаппарат Зоркий принадлежал Игорю Дятлову, как и Фотоэкспонометр «Ленинград» и часы «Звезда» на ремне

лист дела
лист дела

На листе 73 расписка, из которой следует, что Зоркий н.486963 и часы «Победа» на ремешке принадлежали Слободину

Итак, по данным Уголовного дела:

Зоркий н.486963 - Слободин

Зоркий н.55242643 - Дятлов

Зоркий н.488797 - Кривонищенко

Зоркий н.55149239 - неизвестно

По словам поисковика Брусницына из 1 тома уголовного дела, 25 февраля поисковики принесли в лагерь из палатки 3 фотоаппарата, эти фотоаппараты упомянуты на обороте пятого листа 1 тома. н.488797, н.486963 и н.55149239, фотоаппарата Дятлова не было

В мае месяце вместе с Золотаревым тоже был найдет фотоаппарат, его номер ни в одном из томов уголовного дела не указан

Итого, если раньше документально подтверждается четыре фотоаппарата, то в мае к ним присоединяется и пятый

лист дела
лист дела

А ещё, на листе 14 тома 1 упомянут некий «Зоркий серийный номер неизвестен», что значит «неизвестен»? Не стёрт же он напильником…

Минутка истории

Судя по материалам дела и снимкам из похода, Дятловцы использовали в походе фотоаппараты одной марки - «Зоркий»

Это компактные дальномерные фотоаппараты, выпускавшиеся в Советском Союзе с 1940-х годов, и являвшиеся копиями первого массового компактного фотоаппарата «Лейка»

В начале ХХ века киноплёнка уже повсеместно использовалась для съёмки, ещё в 1913г Оскар Барнак придумал свою компактную «коробочку для тестирования плёнки», которая впоследствии и стала знаменитой первой «Лейкой» стандард. Снимать фото на перфорированную киноплёнку свернутую в рулончик оказалось очень удобно, тогда и сформировались «фото» стандарты в 36 кадров и формат кадра 24х36мм.

В 1925г уже начато серийное производство популярнейшего фотоаппарата Leica I со складным объективом. Камера имела очень компактную и продуманную конструкцию, позволявшую положить её в карман, а сменные объективы расширяли область применения такой техники. С 1932г начато производство Leica II и её повсеместное копирование во многих странах, что интересно, в СССР патенты на Лейку не действовали, и фотоаппарат вполне успешно был копирован.

С 1934г в СССР развернуто производство фотоаппаратов ФЭД по мотивам Leica II, подобно камерам были копированы и многие объективы для них. Во время ВОВ завод был эвакуирован из Харькова, а вся техническая документация передана на КМЗ (Красногорский механический завод). И уже с 1948г начато производство красногорских фотоаппаратов, в 1950 они были модернизированы и уже выпускались под брендом «Зоркий»

зоркий из ассортимента нашего магазина
зоркий из ассортимента нашего магазина
зоркий из ассортимента нашего магазина
зоркий из ассортимента нашего магазина
зоркий из ассортимента нашего магазина
зоркий из ассортимента нашего магазина

Фотоаппараты с дальномером легче зеркальных фотоаппаратов, по аналогии с современными цифровыми беззеркалками. Они имеют более компактный корпус и лаконичные органы управления, необязательные функции и дополнительные «крутилки» отсутствуют, что позволяет добиться небольших размеров самого аппарата и оптики. В прошлом, дальномерками пользовались кроме прочего журналисты, которым надо было быстро и качественно делать фоторепортажи. Кроме того, дальномерки гораздо тише зеркалок в работе, отсутствие подвижных зеркал и других механизмов делает такую камеру незаменимой при скрытой съемке

съемка за Зоркий
съемка за Зоркий

Одним словом, такие фотоаппараты были очень удачным выбором для путешествий. Маленькие и компактные, с возможностью качественно снимать на широко распространенную плёнку. Не удивительно, что ребята выбрали их, хотя Зоркие и были одними из самых популярных фотоаппаратов того времени. Другой вопрос, откуда у студентов 1950-х средства на довольно дорогостоящую фототехнику, да еще в таком количестве?

лист дела
лист дела

В протоколе обнаружения указано «…и множество других мелких вещей и документов и фотоаппарат и принадлежности к фотоаппарату». Так что это за аксессуары? Мы уже знаем о штативе-струбцине, но были еще сменный объектив и видоискатель, а конкретно Юпитер-11 и так называемый «универсальный видоискатель», о чем можно судить по более поздним документам

лист дела
лист дела
Расписка: Мною, Кривонищенко Игорем Алексеевичем получено от прокурора Иванова: Объектив "Ю-11" №5603851 Универс. видоискатель №018076
Как вещи моего погибшего брата.

Что это такое Ю-11?

Юпитер-11 советский теле-фото объектив с фокусным расстоянием 135мм и светосилой f/4 (13см F=1:4)

Ю-11 из ассортимента нашего магазина
Ю-11 из ассортимента нашего магазина
Ю-11 из ассортимента нашего магазина
Ю-11 из ассортимента нашего магазина

Зачем может понадобиться такой большой и странный объектив? Такой объектив, в отличие от стандартного объектива Зоркого с фокусным расстоянием 50мм, позволяет снимать удаленные объекты и портреты с сильным размытием заднего фона. Объективы класса 135мм имеют довольно узкий угол обзора, говоря привычным языком они «сильно приближают» снимаемый объект.

Но съемка дальномерным фотоаппаратом с таким объективом даже сейчас весьма сложная штука. Угол обзора видоискателя во всех Зорких рассчитан на стандартный объектив, при установке Ю-11 видеть границы снимаемого им кадра будет невозможно. Для таких ситуаций существуют внешние видоискатели, и в частности Универсальный видоискатель револьверного типа. Такая хитроумная конструкция позволяет совместить рамки для всех сменных объективов для советских дальномерных фотоаппаратов в одном устройстве

универсальный видоискатель из нашего ассортимента
универсальный видоискатель из нашего ассортимента

Являясь копией немецкого объектива Carl Zeiss собранного по оптической схеме «Sonnar» (четырехлинзовый анастигмат) Юпитер-11 в те годы был весьма и весьма дорогим, редким объективом. Обычный фотолюбитель обходился без таких изысков, а использовались они в основном репортерами газет, где казённую технику выдавали в редакции. Универсальный видоискатель имел рамки для объективов типа «Орион-15» или «Юпитер-9», тоже весьма дорогостоящих, чего и говорить, аксессуар не самый популярный.

-106

Многие скептики заявляли, мол объектив начал производиться позднее описанных событий. Это не так. Ранняя версия этого объектива была сделана уже в 1940-е годы, а массовое производство началось к 1950-м. Самый ранний экземпляр на дальномерной полке нашего магазина датируется 1948г

Юпитер-11, конструкция варианта для камер типа «Зоркий»
Юпитер-11, конструкция варианта для камер типа «Зоркий»

Меня больше смущает сам факт приобретения студентами дорогущего телевика для дальномерки Зоркий, да еще и с Универсальным видоискателем. Я конечно не раз сталкивался с необходимостью снять пейзаж на телевик, но чтобы оправдать эти редкие 2-3 кадра нести данный комплект... Более того, ведь мы так и не увидели его в деле, на проявленных снимках нет ни одного снятого телевиком 135мм

лист дела
лист дела

Как можно судить по следующим материалам, у Игоря Дятлова был экспонометр «Ленинград»

Мною, Дятловым Алексеем Александровичем получено от т.Иванова:
…Фотоэкспонометр "Ленинград" …Фотоаппарат "Зоркий" №55242643

Для плёночных фотографов того времени (да и сейчас) актуальной проблемой всегда есть экспозиция съемки. Соотношение света и тени, количество поступающего света и характер сцены вынуждают устанавливать разные настройки на фотоаппарате. Специальное устройство - Экспонометр позволяет установить какие значения диафрагмы и выдержки можно использовать для съемки в данных условиях. В целом, вещь довольно обычная, странно что многие принимают ее за нечто таинственное. Предполагаю, что экспонометр «Ленинград» Игорь использовал как наиболее опытный фотограф и подсказывал настройки другим ребятам

экспонометр Ленинград
экспонометр Ленинград
И.Дятлов с Экспонометром Ленинград в руке, на шее фотоаппарат Зоркий
И.Дятлов с Экспонометром Ленинград в руке, на шее фотоаппарат Зоркий

В наше время экспонометры данного типа практически не встречаются в рабочем состоянии, химический селеновый элемент имеет сравнительно небольшой срок службы и портится от света. Из всего многочисленного модельного ряда «Ленинградов» только 6 модель имеет питание от батареи и может использоваться для точного замера экспозиции.

Матери Золотарева долго не могли отправить фотоаппарат Семена, и между Верой Ивановной и следователем случилась переписка по этому поводу

-111
-112
листы дела
листы дела
выслано 10/IX-59 г. /ценной. № квитанции 103/ Уважаемый тов. Иванов Л.Н.
К Вам обращается с просьбой мать, погибшего в туристском походе около Ивделя - Золотарева Семена Алексеевича - Золотарева Вера Ивановна:
После моего сына, как Вам известно остался фотоаппарат любительский, который Вы мне обещали выслать после того как будут проявлены пленки. Однако после смерти сына прошло уже 7 месяцев и пятый месяц пошел как его отыскали. Фотоаппарата мне никто не высылает. Мне же он дорог как память оставшаяся после сына, обращаясь к Вам я убедительно прошу помогите мне в получении этого фотоаппарата, неужели из-за такой вещи мне нужно еще обращаться в суд?
Неужели мало еще того горя, которое мне пришлось пережить и на старости лет остаться совершенно одной?
Прошу Вас очень помогите мне получить дорогую мне вещь умершего сына.
Вышлите свой ответ или фотоаппарат по адресу:
г.Лермонтов Ставропольского края Квартал 3 барак 3, квартира 3 Золотаревой Вере Ивановне
С большой к Вам просьбой (подпись)
IX-1959 г.
лист дела
лист дела
Направляю обнаруженный в горах фотоаппарат, принадлежащий вашему сыну Золотареву. Приложение: фотоаппарат.
Прокурор криминалист Младший советник юстиции /Иванов/
лист дела
лист дела
7-16
21/IX (подпись) гр-ке Золотаревой Вере Ивановне
Ставропольский край, г.Лермонтов,
квартал 3, барак 3, квартира 3
Сообщаю, что фотоаппарат вашего сына выслан вам почтой 10 сентября с.г. по квитанции №103 ценной посылкой.
Прокурор криминалист
Младший советник юстиции /Иванов/

Как видно, прокурор Иванов отослал такой важный для матери фотоаппат и отдельно уведомил об этом еще раз.

Все таки, другое отношение к фотоаппаратам было в то время. Как и ко многим личным вещам

Родственники Слободина тоже получили фотоаппарат Зоркий после завершения расследования

лист дела
лист дела

Неясная ситуация возникла только вокруг фотоаппарата принадлежавшего Тибо. О ней из позднего интервью с родственницей Тибо - Мариной Евгеньевной Казанцевой

Марина Евгеньевна Казанцева: Я помню разговоры о том, что из вещей не возвратили ничего, даже фотоаппарат. В то время фотоаппарат был большой ценностью. Но его не вернули. Шептались о том, что все вещи заражены большой дозой радиации, поэтому возвращать родным их нельзя. О часах разговоров не было, а про фотоаппарат говорилось не раз. А потом в семье остался только фотоаппарат "Мир", который делал довольно серые, нечёткие снимки. А хороший фотоаппарат, Колин, семья просила вернуть и называла его марку и опознала среди других , но его отказались вернуть. Ведь это так очевидно: есть расписка Елизаветы Иосифовны, что она получила Колины часы. Насчёт фотоаппарата такой расписки нет. Если бы он забыл взять с собой в поход фотоаппарат, то он должен был быть находиться там, где жил Коля. Но ведь там не было фотоаппарата!

- Значит, у Коли в том походе был фотоаппарат? Какой марки?

Марина Евгеньевна Казанцева: Я читала много раз в воспоминаниях друзей Коли, что он мастерски фотографировал. Фотоаппарат у Коли был, хорошего качества. Скорее всего, его покупал ещё Владимир Иосифович до ареста. Это мог быть "Зоркий", "ФЭД". Не исключено, что это был фотоаппарат немецкой марки, который Владимир Иосифович привез из Германии, где он в свое время учился. Следователь показал тёте Люсе (так в семье называли сестру Коли - Елизавету Владимировну) фотоаппарат: "Это ваш? - Да." После этого следователь убрал его в сейф и тёте Люсе не отдал.

- Но почему?!?

Марина Евгеньевна Казанцева: Его не вернули, объяснив, что он облучён повышенной дозой радиации, пользоваться им и хранить дома нельзя.

Честно говоря, сложно оценивать ситуацию по воспоминаниям далеких родственников в 2012г некоему корреспонденту. Но что точно известно:

Владимир Иосифович Тибо-Бриньоль арестован 7 января 1931 г. Фотоаппараты ФЭД выпускались с 1934 г. фотоаппараты Зоркий производились с 1948 г.

И самое главное: фотоаппараты возвращенные родственникам не «фонят» (не излучают радиационный фон)

Чего только не вспомнится спустя 50 лет, особенно когда тебя там не было…

Странные фото

На одной из последних фотографий Н.Тибо-Бриньоля запечатлен силуэт, в котором конспирологи однозначно угадывают Йети

снимок «Йети» от Тибо
снимок «Йети» от Тибо

В целом могу сказать, что удачные фото Тибо действительно качественно лучше, скажем фотографий Золотарева или Слободина. Видимо Коля следил за состоянием объектива и не носил фотоаппарат без чехла, стекло было в хорошем состоянии. Но еще можно отметить очень большой процент брака на его плёнках, что заставляет сомневаться в его превосходных фотографических способностях.

В частности, большое количество его снимков имеют такой дефект, как нерезкость по всему кадру. Причем нерезкость довольно сильная, настолько, что простым фокусом на ближний план со стантартным несветосильным объективом такого не добиться. В этой ситуации Тибо, вероятно, не до конца раскладывал объектив на своем фотоаппарате, стоит лишь немного неправильно вытащить объектив, не довести его до упора и получишь такой кадр

снимок Тибо
снимок Тибо
снимок Тибо
снимок Тибо
снимок Тибо
снимок Тибо

Надеюсь логика понятна.

На последних снимках в лесу все ребята дурачатся. Например, у нас есть фото позирования и со сгоревшей курткой, описанной в дневниках, и странные позы в лесу, и прочие постановочные кадры

-121
-122
-123
фото предшествует фото «йети»
фото предшествует фото «йети»

Что и говорить, Тибо был весельчаком в любой компании и постоянно выдумывал всякие забавные штуки, об этом говорят и участники других походов. Что мешало ему намеренно сделать такой «таинственный» снимок, чтобы похвастаться друзьям, мол видели «снежного человека»?

Но я подкину любителям конспирологии еще кое что, как вам фото левитирующего Тибо на фоне НЛО из раннего похода 1948г?…:)

Левитирующий Тибо
Левитирующий Тибо

Перспектива снизу-вверх. По «официальной» версии он спрыгивает с уступа. Но кадр дает понять, что расстояние до приземления должно быть уж совсем огромным. Поза никак не соответствует падающему человеку, а наоборот говорит о взлете. Поля шляпы и шнурки стремятся под воздействием силы вниз, хотя подпрыгнуть на такую высоту для снимка в такой позе невозможно. А над горами на заднем плане летит горящий шар… а, каково?!

Ну а пока вы думаете…

Последние снимки Кривонищенко, которые тоже вызывают споры. Стоит сразу оговориться, что у него было два фотоаппарата. Это легко можно понять по характеру последнего и первого кадров с разных пленок

последний кадр на первом фотоаппарате
последний кадр на первом фотоаппарате
первый кадр на втором фотоаппарате
первый кадр на втором фотоаппарате

Лишь немного отойдя на лыжах от Северного рудника Г.Кривонищенко поворачивается и делает еще один кадр. Возможно тестовый, потому как не совсем понятно, что конкретно тут было снимать, но о необязательности многих снимков мы уже говорили.

Для меня вполне привычна схема съемки на два фотоаппарата, поэтому не вижу тут ничего такого. Но в случае с Зорким все еще сложнее, дело в способе зарядки пленки. Являясь какой-никакой но копией ранней Лейки (хорошо лЯйки для снобов) у этого фотоаппарата аналогично с оригиналом не снимается задняя крышка, а для зарядки требуется подрезать кончик пленки на 10см. Сам процесс сложен даже для проведения его в спокойной обстановке в помещении.

зарядка в leica
зарядка в leica
-129
зарядка в Зоркий
зарядка в Зоркий

Дополнительно рекомендуется откручивать объектив и проверять корректность установки на выдержке В, после установив объектив в рабочее положение. Проделать такую зарядку двигаясь на лыжах, с тяжелым рюкзаком, в варежках и на весу… откровенно говоря, это невозможно. При консультациях владельцам подобных фотоаппаратов у меня уходит масса времени на объяснение и демонстрацию даже в максимально удобных условиях, с ножницами и за столом. Причем редкий фотограф может сделать это с первого раза, даже если часто снимает на Зоркий

Следовательно, Кривонищенко взял другой фотоаппарат, так вот, съемка на тот второй фотоаппарат и завершается знаменитым «последним 34 кадром»

«последний 34 кадр»
«последний 34 кадр»

Этот фотоаппарат был найден в палатке, причем прикрученным к штативу, судьба первого фотоаппарата неизвестна.

Что тут только не усматривали, и НЛО и Йети и ракету. Я не усматриваю ничего, в центре кадра блик. 8 лепестков диафрагмы. Мы знаем, что фотоаппарат был на штативе, пытались что либо сфотографировать в темном помещении и свет падал через окно или типа того, и при сдвиге фотоаппарата получился такой сдвиг на плёнке.

Возможно фотоаппарат был расфокусирован или объектив был не разложен правильно, чем грешили и другие снимки. При определенной ситуации такие следы могут получаться еще и при зарядке пленки со снятым объективом

Вот и все таинственные кадры.

Надеюсь я смог раскрыть фотографическую сторону вопроса, а еще надеюсь, что эта история была интересна не только плёночным фотографам, но и просто интересующимся.

Я убежден, все что мы можем делать сейчас - это выдвигать версии, предполагать, разбирать подробности. Но мы никогда не сможем установить точно, что произошло в те роковые дни.

За сим откланиваюсь, и напоминаю, что мы подготовили огромный выбор плёночных и не только фотоаппаратов в нашем магазине Фотолюбитель, снимайте на плёнку! А с выбором техники и плёнки мы с удовольствием поможем в нашем уютном шоуруме на Невском пр. 32-34А, правый двор от базилики Св.Екатерины.

Уже более 20 лет мы помогаем фотолюбителям с покупкой и реализацией техники, у нас вы можете выгодно обменять самую разную фототехнику на денежные знаки и денежные знаки на технику, а ещё мы занимаемся проявкой плёнки и обслуживанием плёночных фотоаппаратов.

Александр О. эксклюзивно для Photolubitel