Книга пророка Даниила - одна из самых удивительных книг.
- Во-первых, пророчества этой книги простираются до наших дней.
- Во-вторых, читая её, мы видим как развивается конфликт, который касается не только земных сил, но и небесных.
- И в-третьих, эта книга актуальна для любого времени, потому что показывает как необходимо жить верующему человеку в этом "строптивом и развращенном веке".
Но обо всём по-порядку.
Начинается эта книга с того, что Иерусалим захватывает Вавилонский царь. При этом в плен уводится не только народ. Написано, что священные сосуды из храма были вывезены в Вавилон и помещены в языческий храм.
Именно так в те времена "доказывали" превосходство одного народа над другим. Считалось, что если ты вывез утварь, которая использовалась в богопоклонении, то значит твой бог сильнее, чем бог побеждённого народа.
Одно это могло ввести верующего человека в удрученное состояние. И всё же в самом начале книги Даниила звучат слова, которые могут поддержать верующего человека. (Хотя могут показаться немного странными).
Уже в начале Даниил пишет о том, что всё это произошло по воле Бога - и плен народа Божия, и вывезенный храмовый инвентарь.
С одной стороны, Бог допустил, чтобы Его народ подвергся этому несчастью, потому что необходимо было остановить беззаконие, которое происходило в Иудее. Те, которые должны были нести свет Истины, вместо этого погрязли во грехах.
С другой стороны, мы понимаем, что Господь держит всё под Своим контролем и совершает то, что необходимо для спасения.
В дальнейшем станет понятно, что благодаря этому сокровища храма, помещенные пусть и в языческое капище, будут сохранены. В противном случае, их бы просто разворовала армия и солдаты, и собрать всё уже было бы невозможно.
И здесь, как ни странно, мы можем найти утешение, которое в дальнейшем будет высказано апостолом Павлом: "Любящим Бога и призванным по Его изволению, всё содействует ко благу." (Римлянам 8:28)
Поэтому, когда Вам кажется, что всё рушится и земля уходит из-под Ваших ног, вспомните об этом утешении. Хотя, здесь можно ещё поразмыслить о личном отношении к Богу - мы приходим к Нему только, когда нам плохо, или ищем Его воли каждый день?
Впрочем, вернёмся к тем, кого увели в плен в Вавилон. Среди пленных были молодые люди, принадлежавшие к именитым родам Иудеи. Так мы знакомимся с черьмя юношами - Даниил, Анания, Мисаил и Азария.
Имя каждого из этих отроков были связаны с Истинным Богом. Именам раньше вообще придавали особое значение. Царь Навуходоносор переименовывает их так, чтобы имена этих молодых людей теперь напоминали языческих идолов.
Делалось это всё не с проста. Уводя в плен, а затем и меняя имена, поработители хотели, чтобы народ как можно быстрее забыл кто он и откуда. Ослабленных духовно, морально, эмоционально всегда легче переманить в другую сторону. А ещё таким народом легче управлять.
Поэтому царь даёт приказание выбрать лучших молодых людей, которые будут обучаться вавилонским наукам и умениям. Навуходоносор желал чтобы, переученные под "халдейский" манер юноши, в дальнейшем верой и правдой служили ему.
“Учебное заведение”, в котором предстояло учиться четырем друзьям было очень высокого уровня. В наши дни такое заведение можно было бы назвать престижным вузом. Ученикам предстояло изучать различные языки, клинопись, чтобы они могли разбираться в письменностях того времени.
Здесь обучали также астрономии и магии. Да, Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии пришлось овладевать “халдейскими” науками. Кстати, “халдей” происходит от вавилонского “калду” - составитель астрономических карт. А для нас это слово созвучно со словом “колдун”.
Четыре друга действительно изучали эти науки, но как мы увидим дальше, они никогда не пользовались колдовством и подобными методами. Все способности и умения они черпали из Небесного Источника, от Бога, в Которого верили.
Заведение, в котором друзьям предстояло обучаться, занималось не только заполнением их умов определенными знаниями. Здесь также прививали определенный образ жизни и питания.
Представьте, Вы обучаетесь в самом престижном мировом вузе, Вас называют будущей элитой, которой предстоит занимать высокие посты в правительстве, Вам подают самую изысканную пищу с царского стола. Одним словом, Вас воспитывают как “сливки” общества. А если учесть, что Вы еще и бывший пленный, но теперь перед Вами такие возможности! Голова может “закружиться” у кого угодно. И не мудрено, что многие становились после этого самыми преданными подданными в могучем царстве.
Но Даниил, Анания, Мисаил и Азария не покупаются на все это. Они не будут применять “колдовство” в своей дальнейшей практике и жизни. И пищу с царского стола они тоже не будут есть и пить.
Иудейские юноши прекрасно знают, что мясо и вино в то время в языческой религии было больше, чем просто еда. Принятие подобной пищи было связано с поклонением языческим богам. “Но Даниил решил не осквернять себя царской едой и вином и просил у главы придворных разрешения не оскверняться ими.” (Даниил 1:8, Новый русский перевод)
Даниил и его друзья питаются самой простой пищей - овощами, пьют обычную воду. И по истечении определенного времени они выглядят не хуже, а даже лучше и здоровее, чем другие ученики: “По истечении же десяти дней лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами.” (Даниил 1:15)
Жизнь Даниила и его друзей показывает нам, что возможно оставаться верным Богу в любых обстоятельствах. При этом они находятся в гуще событий, в самом могучем государстве того времени. Вокруг них полно ложных религий, они обучаются языческим наукам и при этом остаются верными Богу во всем.
“И даровал Бог четырём сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу ещё даровал разуметь и всякие видения и сны.” (Даниил 1:17)
И если в начале главы мы читаем о том, что Бог позволил, чтобы Его народ был пленен, теперь, Тот же Самый Бог “дарует” верным Ему мудрость. Всемогущий не оставляет Своих детей где бы они не находились, если они не оставляют Его.
По окончании учебы, когда царь экзаменовал всех учеников, обнаружилось, что четыре друга - Даниил, Анания, Мисаил и Азария, превзошли всех других учеников и по знаниям, и по внешним данным. Навуходоносор оставляет этих юношей при дворе.
Закружится ли у них голова от такого “взлета” или нет? Это мы сможем увидеть в следующих главах.