7,2K подписчиков

"Встречи с инопланетянами, электронное правосудие и эликсир молодости": 3 замечательных советских фантастических фильма

2,1K прочитали

Обзор по кинофантастике СССР дал широкий отклик и я решила продолжить тему. Начнем с признанной гордости "Таллинфильма", получившей награду на ежегодном Международном кинофестивале фантастического кино в Триесте, - экранизации одноименной повести Аркадия и Бориса Стругацких.

 Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Отель "У Погибшего Альпиниста" 1979 г.

Инспектор полиции Петер Глебски намеревался отдохнуть. Раз уж судьба забросила его по ложному вызову в окружённый заснеженными горами отель со странным названием "У Погибшего Альпиниста", самым разумным казалось остаться здесь на предстоящие выходные. Покататься на лыжах, отведать вкусной еды, в меру, но с удовольствием надраться вечером в баре и приударить за женой одного из постояльцев, великолепной госпожой Мозес, явно оказывающей инспектору лестные знаки внимания. Её массивный и мрачный супруг выглядел человеком с тяжелым нравом, но, в конце концов, Глебски не собирался заходить слишком далеко.

Кадр из фильма "Отель "У Погибшего Альпиниста". Мозес (Карлис Себрис).
Кадр из фильма "Отель "У Погибшего Альпиниста". Мозес (Карлис Себрис).

И тут жизнь, показав ему светлую полосу, начала намекать на темную. Кто-то подкинул записку, сообщавшую, что Хинкус, клиент отеля, проводящий почти все время на открытой площадке крыши, не просто какой-то больной туберкулезом отдыхающий, а член опасной банды и в заведении намечается убийство.

Кадр из фильма "Отель "У Погибшего Альпиниста". Хинкус (Микк Микивер).
Кадр из фильма "Отель "У Погибшего Альпиниста". Хинкус (Микк Микивер).

Ну и кто же здесь находится под ударом? Чета Мозес? Чудаковатый секретный физик Симонэ? Красавчик Олаф Андварофорс или его подружка Брюн? Не старик же, хозяин отеля, и не его огромный сенбернар Лель?! И вот, в тот миг, когда подвыпивший инспектор вышел в сумерках на воздух освежиться, на его глазах с гор сошла лавина и запечатала единственный вход в долину, где находился отель. Вслед за этим посыпались и другие несчастья.

Сначала отключилось электричество, потом до порога горного приюта дополз замерзший полутруп, выбравшийся из под снежного завала и назвавший себя Луарвиком, а затем появился обещанный в записке труп. Олафа Андварафорса нашли в запертом изнутри номере без признаков жизни. Рука его тянулась к небольшому чемоданчику, где, после вскрытия, была обнаружена непонятная аппаратура.

Кадр из фильма "Отель "У Погибшего Альпиниста". Олаф Андварафорс (Тийт Хярм), Брюн (Нийоле Ожелите).
Кадр из фильма "Отель "У Погибшего Альпиниста". Олаф Андварафорс (Тийт Хярм), Брюн (Нийоле Ожелите).

Хинкус оказался неизвестно кем привязан к кровати, дрожащий Симонэ утверждал, что видел мертвой госпожу Мозес. Впрочем, красавица Ольга вскоре появилась в компании мужа, как ни в чем не бывало. Словом, от проблем у инспектора затрещала голова и отдых закончился, едва начавшись.

В своей книге "Комментарии к пройденному", Стругацкие признавались, что являясь старинными поклонниками детективного жанра, давно мечтали попробовать себя в нем, но их расхолаживала мысль о том, что в любом детективе, по мере продвижения действия, загадки разгадываются, а криминальный сюжет довольно убог идейно. Авторам хотелось поддерживать градус напряжения до самого конца и посвятить книгу серьезной моральной дилемме. В результате появилась повесть на стыке детективного и фантастического жанров.

Начало её любовно описывает традиционный сюжет об убийстве в доме, отрезанном от большого мира, где одинокий представитель закона, бьется над вопросом, кто из с виду порядочных граждан является преступником. Так написана "Мышеловка" Агаты Кристи, "Чисто английское убийство"Сирила Хэйра, так начинается и "Отель "У Погибшего Альпиниста".

Кадр из фильма "Отель "У Погибшего Альпиниста". Инспектор Глебски (Улдис Пуцитис).
Кадр из фильма "Отель "У Погибшего Альпиниста". Инспектор Глебски (Улдис Пуцитис).

Надо сказать, что в этой повести авторы, вольно или невольно, передали ту увлеченность скромным обаянием буржуазии, которой были подвержены многие из представителей советской интеллигенции. Хоть Глебски и ноет, что лучшее в предстоящем отдыхе - возможность остаться наедине, так как даже дома задолбала суета и лицемерие, быт небольшого частного отеля выписан с упоением.

"Я положил себе маслин и икры. Потом я посмотрел на хозяина и положил пикуль. Потом я посмотрел на настойку и выдавил на икру пол-лимона. Все смотрели на меня. Я взял рюмку, выдохнул воздух (еще пару затхлых кабинетов и коридоров) и вылил настойку в рот. Я содрогнулся. Все смотрели на меня, поэтому я содрогнулся только мысленно и откусил половину пикуля. Хозяин крякнул. Симонэ тоже крякнул. Госпожа Мозес произнесла хрустальным голосом: «О! Это настоящий мужчина»." (А. и Б. Стругацкие "Отель "У Погибшего Альпиниста").

Буржуазный западный колорит в советском кино, зачастую, обеспечивали актеры прибалтийских киностудий и городская натура Риги, Вильнюса, Таллина. В силу специфики сюжета экранизация снималась на горнолыжном курорте в Казахстане, но актеры участвуют прибалтийские. Из Эстонии также режиссёр Григорий Кроманов, оператор Юри Силларт и композитор Свен Грюнберг, чьи таланты создали фантастичную атмосферу картины.

С первых кадров, когда автомобиль инспектора одиноко движется по заснеженной долине, обрамлённой вершинами величественных гор и голубым куполом неба под поистине космическую музыку, появляется ощущение огромного иномирья, в котором человек мал, а Вселенная бесконечна и таит множество загадок.

Постоянная игра отражений зеркал и стеклянных поверхностей в полутемных помещениях отеля творит зыбкую реальность, где все колеблется и может оказаться не тем, чем кажется. Многое упустив в ироничном стиле первоисточника, создатели фильма сумели компенсировать потерянное за счет сюрреалистичности постановки.

При этом экранизация - одно из немногих воплощений произведений Стругацких в кино, где сохранен сюжет книги. По большому счету не соответствует тексту только исключение из действующих лиц фокусника дю Барнстокра и определенность пола Брюн. Одной из линий повести была непонятность того, девушка это или юноша. Кстати, существует польская экранизация "Отеля "У Погибшего Альпиниста", где этот аспект сюжета отражен удачно, но это, кажется, единственное, что в ней удалось.

Кадр из фильма "Отель " У Погибшего Альпиниста" 1976 г. (Польша). Кто поймет парень или девушка это блондинистое существо? Олаф (Богуш Билевский), , Брюн (Дорота Сталинская).
Кадр из фильма "Отель " У Погибшего Альпиниста" 1976 г. (Польша). Кто поймет парень или девушка это блондинистое существо? Олаф (Богуш Билевский), , Брюн (Дорота Сталинская).

Моральную диллему Глебски о том подпадают ли инопланетяне под действие земных законов или надо смотреть на их посещения более толерантно, каждый читатель и зритель до сих пор решает сам. Романтичная юность, как правило, считает инспектора болваном и службистом, а консервативная зрелость поддерживает его обеими руками. Мало ли кто тут прилетит и что скажет? А где гарантии, что они не врут и не вредители? Так что братьям Стругацким все же удалось создать детектив, проблема которого не закрывается вслед за захлопыванием книжной обложки.

В ролях: Улдис Пуцитис (Петер Глебски), Юри Ярвет (Алекс Сневар, владелец отеля), Лембит Петерсон (Симон Симонэ), Микк Микивер (Хинкус), Карлис Себрис (Мозес), Ирена Кряузайте (госпожа Мозес), Сулев Луйк (Луарвик), Тийт Хярм (Олаф Андварафорс), Нийоле Ожелите (Брюн), Каарин Райд (Кайса, служанка).

"Идеальное преступление" 1989 г.

Этот фильм тоже относится к редкому в кино СССР жанру фантастического детектива. Он появился в эпоху переходную между советским и коммерческим кинематографом, когда ставилось много необычного, и является незаслужено забытой экранизацией фантастического романа Зиновия Юрьева "Полная переделка".

Недалекое будущее, очень реалистичное, потому что многое в нем не отличается от сегодняшнего дня. От электронных машин все чаще зависит жизнь человека. Они ставят диагнозы в медицине, с их помощью проводят сложные операции, например, на человеческом мозге.

Система правосудия тоже автоматизируется. Технике больше доверяют: она не имеет симпатий и антипатий, не берет взяток. Ещё существуют традиционные судебные заседания с прениями обвинителя и адвоката, которые слушает публика, но в финале судебные и следственные материалы вводятся в компьютер и он выносит вердикт.

Приговоренный к смерти имеет право выбрать вместо казни полную переделку. В результате перепрошивки мозга ему сохранят память, сознание прежней личности, но необратимо сотрут способность к агрессии. После полной переделки он даже для защиты собственной жизни на человека руку не поднимет, даже грубостью на грубость не сможет ответить. Полное неприятие агрессии, вызвающее ряд парализующих физических симптомов в организме.

Язон Рондол - адвокат, представитель умирающей профессии. Скоро адвокатам, видимо, предстоит переквалифицироваться в консультантов судебных машин, а пока у него нет клиентов. Зато есть верный друг Айвэн Берман, работающий в тюрьме, где подозреваемые содержатся до суда, а осуждённые пребывают в заморозке на период времени от вынесения приговора до истечения срока, отведенного для подачи и рассмотрения апелляции.

Кадр из фильма "Идеальное преступление". Рондол и Берман издавна вместе ездят на рыбалку в выходные. Берман (Владимир Стеклов).
Кадр из фильма "Идеальное преступление". Рондол и Берман издавна вместе ездят на рыбалку в выходные. Берман (Владимир Стеклов).

Адвокат обращается к тюремщику с просьбой подыскать ему клиента. Берман сообщает, что есть такой. Богатый, самоуверенный, высокомерный бизнесмен Ланс Гереро. Обвиняется в убийстве юной любовницы. Дело его безнадёжно. Все улики и показания против него, а Гереро, как упертый буйвол, утверждает, что убитую никогда в жизни не видел. На деньги, правда, не скупится.

Кадр из фильма "Идеальное преступление". Ланс Гереро (Ромуалдс Анцанс).
Кадр из фильма "Идеальное преступление". Ланс Гереро (Ромуалдс Анцанс).

Рондол отправляется в тюрьму и убеждается, что все верно: и упертый, и деньгами швыряется, и улик больше, чем достаточно. Несмотря на скрупулёзную проверку каждого факта, адвокат не находит ничего для спасения своего клиента. Судебное заседание предсказуемо заканчивается не в его пользу.

Осуждённый выбирает полную переделку, но перед заморозкой сообщает адвокату, что снова перевел ему деньги на ведение расследования. Он надеется на апелляцию, но хочет узнать правду, даже если она будет выяснена после приведения приговора в исполнение.

Вернемся к первоисточнику. Рассказ ведется от лица главного героя, Язона Рондола, и это прекрасная стилизация под нуарный детектив в духе Эрла Стенли Гарднера с его адвокатом Перри Мейсоном, или Реймонда Чандлера с частным детективом Филипом Марлоу.

"— Господи, — пробормотал я, не отрывая взгляда от настенного календаря с морем, блондинкой и мухой, — если ты существуешь и если тебе не безразличны обнищавшие адвокаты, пошли мне знамение. Пусть муха оторвется от дамы и усядется на то число, когда у меня появится клиент. Если, конечно, он вообще когда-нибудь появится.

Муха слегка вздрогнула, словно ее неожиданно окликнули, торопливо засучила лапками и решительно сдвинулась к столбикам чисел. Остановилась она на двадцать третьем сентября.

— Ну-ну, — разочарованно вздохнул я и откинулся на спинку кресла, — учитывая, что сегодня как раз двадцать третье, эта муха много на себя берет." (Зиновий Юрьев "Полная переделка").

Вот этот чудный иронический тон, увы, теряется при переносе на экран, там все абсолютно серьезно и даже страшно. Страшно бывает и в книге молодому, но лишенному иллюзий адвокату в столкновении с всесильной циничной организацией, порождением общества, где спрос рождает предложение и кто сильнее, тот и прав.

"— О, Рондол, поверьте, наша фирма идеально вписывается в систему. Чем больше вводили электронных судов, тем больше возрастала степень юридической беспристрастности. Но человека с деньгами — а наша система, согласитесь, всегда лучше работала для человека с деньгами — человека с деньгами, повторяю, абсолютная юридическая беспристрастность не устраивает. Скажем, не всегда устраивает. Там, где деньги почти всемогущи, не может быть области, где они перестают играть роль. А раз нельзя подкупить судейскую машину, которая признает только факты, значит, можно купить факты. Мы продаем факты, мистер Рондол. Мы изготовляем И продаем факты. И нам за них хорошо платят. Знаете, сколько я смогу вам платить? До ста тысяч НД в год… Подумайте, мистер Рондол. Ваша профессия — профессия судейского адвоката — умирает. Вы не умеете воздействовать на кибернетику, как умели воздействовать на судей и присяжных. И поэтому вы становитесь ненужными. ((Зиновий Юрьев "Полная переделка").

Не правда ли все это очень реалистично, хоть и написано в 1975 году? Ничего личного, просто бизнес. Но пока только личное и спасает, и хотя герой боится и сам себя не раз уговаривает смириться, работать с мерзавцами, превращаясь в одного из них, ему оказывается тошнее смерти.

Кадр из фильма "Идеальное преступление". Язон Рондол (Ремигиюс Сабулис), Френк (Георгий Пицхелаури). Френк - очень характерный персонаж советского кино 80-х годов ХХ в. Тогда на экране стали мелькать парни с азиатской внешностью, владеющие восточными видами борьбы, с нунчаками и прочим экзотическим оружием.
Кадр из фильма "Идеальное преступление". Язон Рондол (Ремигиюс Сабулис), Френк (Георгий Пицхелаури). Френк - очень характерный персонаж советского кино 80-х годов ХХ в. Тогда на экране стали мелькать парни с азиатской внешностью, владеющие восточными видами борьбы, с нунчаками и прочим экзотическим оружием.

Не спасут нас машинные технологии там, где все решает капитал, и добродетели изменённых, неспособных к насилию, не спасут. Как говорит профессор Ламонт, из них получаются идеальные слуги, и хотя все они неизбежно приходят к Господу, служат-то могущественным земным господам.

В романе вопрос о том, что личная добродетель изменённых делает их неспособными бороться со злом подается очень тактично. Фильм гораздо жестче на этот счет - в нем появляется выразительный образ слуги, изменённого, бывшего страшного преступника Картежа (в исполнении Анатолия Мамбетова).

Кадр из фильма "Идеальное преступление". Картеж .
Кадр из фильма "Идеальное преступление". Картеж .

Теперь этот зверообразный детина, гора мышц, ухаживает за садом, подаёт на стол и только втягивает голову в плечи, когда его лупят бандиты. Да, сам он не делает ничего плохого, но и ничему плохому и не противится, объективно даже помогает. Спасти все может только полная переделка - переделка общества, в котором деньги важнее человеческой жизни.

В ролях: Ремигиюс Сабулис (Язон Рондол), Владимир Стеклов (Айвэн Берман), Ромуалдс Анцанс (Ланс Гереро), Александр Вокач (профессор Ламонт), Елена Проклова (Одри Ламонт), Витаутас Паукште (судья Роджер Ивам), Георгий Дрозд (Оуэн Бонафонте), Сальме Рээк (госпожа Нильсен), Георгий Пицхелаури (Френк) и другие актеры.

"Шанс" 1984 г.

А теперь, из мрака мира капитала, переместимся в солнечный мир экранизации повести Кира Булычёва "Марсианское зелье" из цикла о городе Великий Гусляр. Там ещё развитой социализм и уже почти решили вопрос бессмертия, по крайней мере, отдельные лица. Это не достижение общественного строя, а подарок одного мимо пролетавшего инопланетянина. Впрочем, обо всём по порядку...

К Великому Гусляру подъезжал грузовик, по-видимому, со стройматериалами, так как рядом с шофером сидел директор ремконторы Корнелий Удалов. У въезда в город в машину попросился прохожий, крепкий старик с большой бородой, большой дорожной палкой и большой собакой. Попросил подкинуть до Гостиных рядов.

Кадр из фильма "Шанс". Алмаз Битый (Сергей Плотников).
Кадр из фильма "Шанс". Алмаз Битый (Сергей Плотников).

Великий Гусляр - город с глубочайшими историческими корнями и, как оказалось, странный старик помнит его таким, каким не видел не только молодой шофер, но и средних лет директор ремконторы. Еще бы! Ведь постаревший Алмаз Битый, бывший участник восстания под предводительством Степана Разина, был здесь последний раз в 1836 году, о чем, естественно, умолчал.

Сейчас он прибыл повидать старинную приятельницу, персидскую княжну Милицу Федоровну, ту самую, что, по словам народного фольклора, бросали в набегавшую волну. Народный фольклор преувеличил - собирались, но, в конечном счете, скрыли под охраной Алмаза с глаз долой, чтобы не возбуждала разинских казаков.

Кадр из фильма "Шанс". Бывшая персидская княжна рассказывает пионерскому историческому кружку как за ней в молодости ухаживали разные аристократы и Саша Пушкин. Стихи из альбома читает не самого пионерского содержания). Милица Федоровна (Мария Капнист), Шурочка, руководитель кружка (Вера Новикова).
Кадр из фильма "Шанс". Бывшая персидская княжна рассказывает пионерскому историческому кружку как за ней в молодости ухаживали разные аристократы и Саша Пушкин. Стихи из альбома читает не самого пионерского содержания). Милица Федоровна (Мария Капнист), Шурочка, руководитель кружка (Вера Новикова).

Милица Федоровна узнала человека, которого давно уже называла "любезный друг", видимо, окончательно забыв его настоящее имя, но тут с улицы раздался грохот - это грузовик с Удаловым рухнул колесом в образовавшийся на дороге провал.

Раздражённый происшествием, в результате которого он повредил руку, Удалов смотрел на провал с профессиональной точки зрения: если быстро не засыпать, рабочие ремконторы лишатся премии, да и машинам надо как-то ездить по улице. Директор школьного музея Елена Сергеевна Кастальская противоречила ему и требовала исследования ходов, открывшихся под провалом.

Кадр из фильма "Шанс". Корнелий Удалов (Виктор Павлов), Елена Кастальская (Раиса Куркина).
Кадр из фильма "Шанс". Корнелий Удалов (Виктор Павлов), Елена Кастальская (Раиса Куркина).

Алмаз Битый пребывал в ужасе. Он один знал, что обнаруженный ход ведет в лабораторию, где хранятся ингредиенты эликсира молодости, подаренные ему инопланетянином, приземлившимся в XVII веке на своей летающей тарелке в сибирской тайге.

Кира Булычёва, как писателя, я думаю, представлять не надо, но замечу , что именно "Марсианское зелье" написано просто очаровательно. В теплом уютном мире булычёвского Великого Гусляра даже катастрофы выглядят не страшно.

"Корнелий вцепился в шляпу, будто она могла помочь в эти жуткие секунды. Быстрое его воображение породило образ разрушенного стихией Великого Гусляра, развалины вдоль засоренных кирпичами улиц, бушующие по городу пожары, стоны жертв и плач бездомных детей и стариков. И он, Корнелий, идет по улице, не зная, с чего начать, чувствуя беспомощность и понимая, что, как руководитель ремконторы, он основная надежда засыпанных и бездомных. Но нет техники, нет рабочих рук, царят отчаяние и паника.

И тут над головой рев реактивных самолетов — белыми лилиями распускаются в небе парашюты. Это другие города прислали помощь. Сборные дома, мосты и заводы спускаются медленно и занимают места, заранее запланированные в Центре, сыплется с неба дождем калорийный зеленый горошек, стукаются о землю, гнутся, но не разбиваются банки со сгущенным молоком и сардинами. Помощь пришла вовремя... (Кир Булычёв "Марсианское зелье").

И в это забавное, иногда метко сатирическое повествование, вшит рассказ Алмаза о жизни в XVII веке, инородная по стилю, тревожная и жестокая история, измененная в экранизации. О Смутном времени, о польском нашествии, казацкой и городской жизни, о патриархе Никоне, Разине, пыточных застенках.

"Старик говорил медленно, стараясь вобрать в современные, понятные слушателям слова события семнадцатого века. Будто сам уже не очень верил в то, что были они. И сам себе казался лживым, — что за дело этим людям до бестолкового шума базарной площади, до заикающегося дьяка с грамотой в руках, до затоптанной нищенки и тройного солнца — зловещего знамения!" (Кир Булычёв "Марсианское зелье").

В книге встреча бунтовщика и инопланетянина произошла в тюрьме. Разумеется, для экранизации в жанре фантастической комедии этот сюжет не подходил, но, сам по себе, стоит прочтения.

Вернемся к фильму. Он замечательный - добрый, смешной, легкий, наполненный ощущением лета, любви, дружбы, счастья, бесконечных возможностей, украшенный прекрасной музыкой композитора Алексея Рыбникова и игрой актеров, изображавших героев картины после омоложения. Их проход по утреннему городу в блеске молодости, красоты и начинающегося летнего солнечного дня - самый светлый эпизод, который я могу припомнить в советском кинематографе.

Кадр из фильма "Шанс". Милица откопала в сарае раритет отечественного машиностроения - автомобиль её последнего мужа и вся омоложенная компания кружила на нем по городу, а потом отправилась в Москву. Елена (Вероника Изотова), Милица (Дилором Камбарова), Шурочка, Саша Грубин (Сергей Жигунов).
Кадр из фильма "Шанс". Милица откопала в сарае раритет отечественного машиностроения - автомобиль её последнего мужа и вся омоложенная компания кружила на нем по городу, а потом отправилась в Москву. Елена (Вероника Изотова), Милица (Дилором Камбарова), Шурочка, Саша Грубин (Сергей Жигунов).

Одна женщина написала в комментариях к кинокартине, что увидела её во время экпериментального лечения от рака. В клинике старались поддерживать у больных оптимистическое настроение, в том числе и демонстрацией соответствующих фильмов.

"У меня сложилось впечатление, а недавно меня в этом мнении поддержали некоторые из пациентов, лечившиеся одновременно со мной , - фильм "ШАНС" - единственный из множества фильмов, просмотренных нами в период лечения, который реально помог нам поверить в чудо, обрести надежду. - Да! У нас появилась детская вера в сказку, в возможность чуда. И это помогло настроиться на правильный лад. Для нас это чудо состоялось, мы выжили. После просмотра картины мы часто вспоминали об этом фильме. Я уверена, что этот фильм помог мне выжить."

Подробнее на Кино-Театр.РУ
https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/7968/forum/f4/

Я, честное слово, в это верю.

Тем более, что в картине снимались замечательные артисты: Сергей Плотников (Алмаз Битый), Игорь Шкурин (молодой Алмаз), Мария Капнист (Милица Федоровна), Дилором Камбарова (молодая Милица), Раиса Куркина (Елена Сергеевна Кастальская, директор музея), Вероника Изотова (молодая Елена), Виктор Павлов (Корнелий Удалов), Саша Евтеев (Корнелий-мальчик), Людмила Иванова (Ксения Удалова), Майя Менглет (Ванда Савич, директор магазина), Елена Тонунц (молодая Ванда), Борис Иванов (Никита Савич, фармацевт), Андрей Зарецкий (молодой Никита), Игорь Ясулович (Александр Евдокимович Грубин), Сергей Жигунов (молодой Александр Грубин), Александр Панкратов-Чёрный (милиционер), Елена Максимова (сторожиха Прасковья) и другие.

На этом мой обзор закончен, надеюсь вас заинтересует представленное в нем кино и книги. Фильмы рекомендую смотреть в бесплатном онлайн-кинотеатре "КiноСССР". Предыдущий обзор советской кинофантастики можно найти по ссылке:

Обзор по кинофантастике СССР дал широкий отклик и я решила продолжить тему.-15