Найти в Дзене
Кино и книги

"Земля в иллюминаторе": 3 советских фантастических фильма о космических путешествиях

Оглавление

К Дню космонавтики стоит вспомнить советские фильмы о космосе. О нем у нас снимали, в основном, кинофантастику, а с ней дело обстояло, мягко говоря, "не очень", но кое-что можно пересмотреть не без удовольствия. Прежде всего, это касается нашей польско-советской гордости - экранизации рассказа пана Станислава Лема "Дознание".

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Дознание пилота Пиркса" 1980 г. СССР-Польша

Недалекое будущее (Станислав Лем относил действие рассказов о пилоте Пирксе к началу ХХI в). В лаборатории фирмы "Кибертрон Электроникс" идет сборка человекообразных роботов. Сотрудники в белых защитных костюмах производят автономное включение одного из образцов. Тело робота содрогается в электрических корчах. Врач устало снимает шлем и провожает представителя администрации вместе с упакованным в ящик образцом, до автофургона, транспортирующего изделие в центральный офис.

Кадр из фильма "Дознание пилота Пиркса".
Кадр из фильма "Дознание пилота Пиркса".

Почему врач? Модель робота максимально приближена к прототипу. У неё есть внутренние органы и имитация крови, хотя внутренняя проводка и прошивка электронного устройства тоже присутствуют. Это сделано для того, чтобы люди, при общении со своими искусственными коллегами, не испытывали психологического дискомфорта, а, в идеале, не знали об их нетипичном происхождении. Человекоподобных роботов, как более надежных и выносливых исполнителей, планируют использовать в экипажах космических кораблей.

В сопровождении полицейского эскорта груз прибывает по назначению. В это время на совещании представителей фирмы-разработчика "Кибертрон Электроникс" и фирмы-изготовителя «Юнайтед Атомик Лэборатори" решается вопрос о выборе командира корабля для испытательного полета с целью тестирования роботов в рабочих условиях.

Кандидатуры две: командор Кент, лояльно настроенный к проекту, и командор Пиркс, имеющий репутацию кристально-честного и квалифицированного специалиста. От отзыва командира об экипаже зависит пойдут ли человекоподобные роботы в производство.

В этом особенно заинтересована фирма-изготовитель. Её представитель ратует за Кента. Мак-Гирр из фирмы-разработчика считает, что положительный отзыв Пиркса - более надежная реклама. Совет принимает сторону последнего. В это время Пиркс находится в отпуске и лазит с приятелем по горам в надежде увидеть с них звезды. Он не подозревает, что они уже ждут его в космосе.

Командора взывает генеральный директор ЮНЕСКО и предлагает возглавить испытательный полет. Пирксу идея внедрения роботов в экипажи космических кораблей совершенно не нравится. Безработица увеличится и вообще неизвестно, что от этих машин ждать, то ли дело, когда рядом свои ребята. Директор, тоже опасающийся последствий эксплуатации роботов, взывает к его ответственности: мол, если мы не остановим, так кто?

Кадр из фильма "Дознание пилота Пиркса". Генеральный директор ЮНЕСКО (Фердинанд Матысик), командор Пиркс (Сергей Десницкий).
Кадр из фильма "Дознание пилота Пиркса". Генеральный директор ЮНЕСКО (Фердинанд Матысик), командор Пиркс (Сергей Десницкий).

Пиркс берет два дня на размышления. За это время «Юнайтед Атомик Лэборатори" предпринимает попытку устроить неугодному командиру рейса почетную автомобильную катастрофу. Увидев вблизи робота-убийцу, разозленный командор соглашается участвовать в проекте с целью дискредитировать его. И вот перед ним пятеро участников будущего полета: первый пилот Джон Калдер, нейролог и кибернетик Том Новак, электронщик Ян Отис, второй пилот Гарри Браун и инженер-ядерщик Курт Вебер.

Кадр из фильма "Дознание пилота Пиркса". Гарри Браун (Владимир Ивашов), Курт Вебер (Тыну Саар), Том Новак (Александр Кайдановский). Джон Калдер (Збигнев Лесень).
Кадр из фильма "Дознание пилота Пиркса". Гарри Браун (Владимир Ивашов), Курт Вебер (Тыну Саар), Том Новак (Александр Кайдановский). Джон Калдер (Збигнев Лесень).

Познакомив Пиркса с экипажем, Мак-Гирр конфинденциально сообщает ему, что в составе команды есть и роботы, и люди. Кого сколько - неизвестно, но, по условиям договора, каждый будет отвечать, что он самый обыкновенный человек. Это сделано ради сохранения непредвзятости командира в характеристике экипажа. И как же теперь Пирксу вычислить кто есть кто?

Это тот самый фантастический фильм, благодаря которому каждый советский зритель узнал, что между кольцами Сатурна находится щель Кассини. Лучшая картина польского режиссера Марека Пестрака, поставившего фантастическо-приключенческий триллер "Заклятие долины змей", историческо-мистический ужастик "Волчица" и, к сожалению, нудную, антирусскую и антисоветскую "Слезу князя тьмы", но не будем о грустном.

В "Дознании пилота Пиркса", на мой взгляд, счастливо сошлось все: и приличный уровень антуража и спеэффектов, и психологически достоверная игра актеров, и достойное содержание, и приключенческая динамика, удерживающая интерес зрителя, и музыка композитора Арво Пярта.

Внутреннее пространство корабля и сейчас смотрится убедительно, космические картинки нормальные, если ориентироваться на средний уровень кинофантастики того времени, а не на дорогостоящие высоты жанра вроде "Чужого" или "Звездных войн". Что касается бытовых реалий показанного будущего, авторы сознательно не вводили никаких футуристических новшеств, чтобы подчеркнуть близость и актуальность темы.

Литературная основа задает серьезную проблематику картины, позволяющую задуматься не только о том, что же такое человечность, но и размывании этого понятия в современном обществе.

"Как проявляется на практике так называемая «любовь к ближнему»? Вы сжалитесь над жертвой случая и поможете ей. Но если перед вами будет десять тысяч таких жертв, вы не сможете пожалеть их всех. Сочувствие — штука не очень емкая и не очень растяжимая. Оно хорошо, пока речь идет о единицах, и оно беспомощно, когда дело коснется массы. И как раз технический прогресс все более эффективно разрушает вашу мораль. Атмосфера этической ответственности едва охватывает первые звенья цепи причин и следствий — очень немногие звенья. Тот, кто запускает процесс, совершенно не чувствует себя ответственным за его далекие последствия." (Станислав Лем "Дознание").

В рассказе едко-критическая характеристика людей от лица робота еще более развернута, хотя в него вложена надежда, что человеческая порядочность может служить оружием против моральной деградации.

В картине, по сравнению с первоисточником, добавлены некоторые приключенческие эпизоды и увеличено вмешательство в события члена экипажа Новака, которого играет, как всегда убедительный в интеллектуальных ролях, и по сюжету дополнительно загадочный Александр Кайдановский.

Кадр из фильма "Дознание пилота Пиркса". Кто же вы, доктор Новак, робот или человек?
Кадр из фильма "Дознание пилота Пиркса". Кто же вы, доктор Новак, робот или человек?

Сергей Десницкий придал мужественной сдержанности образу командора Пиркса, в рассказах Лема, в общем-то, более добродушному и сомневающемуся.

Кстати, о сомнениях в количестве роботов на корабле. Пиркс, конечно, может теряться в догадках, но мы-то, в отличие от него, видели, что ящик привезли один - значит и робот в экипаже был один. С рассказом, по-моему, все в точности наоборот. Там в рассуждениях командира сказано, что для нормальной посадки корабля необходимы, как минимум, двое.

В картине также снимались: Владимир Ивашов (Гарри Браун), Тыну Саар (Курт Вебер), Болеслав Абарт (Ян Отис), Збигнев Лесень (Джон Калдер), Фердинанд Матысик (генеральный директор ЮНЕСКО), Игор Пшебродский (представитель фирмы "Кибертрон Электроникс" Мак-Гирр), Файме Юрно (секретарша в ЮНЕСКО) и другие.

"Звездный инспектор" 1980 г.

Эпоха межгалактических полетов. Инспектор первого ранга Международной космической инспекции Сергей Лазарев (Владимир Ивашов) с задумчивым видом бродит по опушке желтеющего и опадающего леса (прямо как Штирлиц). Следы мрачных воспоминаний набегают на его мужественное лицо. Лазарев перебирает в памяти события последнего полета.

Кадр из фильма "Звездный инспектор". Сергей Лазарев (Владимир Ивашов).
Кадр из фильма "Звездный инспектор". Сергей Лазарев (Владимир Ивашов).

Он прибыл с базы на патрульный корабль "Вайгач" для несения дежурства. Кроме инспектора в команду входили второй пилот экипажа Глеб Скляревский (Юрий Гусев) и бортврач Карел Зденек (Тимофей Спивак), не расстававшийся с обезьянкой Тиной. Необходимым элементом команды являлась также говорящая бортовая ЭВМ патрульного корабля.

Кадр из фильма "Звездный инспектор". Глеб Скляревский (Юрий Гусев).
Кадр из фильма "Звездный инспектор". Глеб Скляревский (Юрий Гусев).

Связь с базой Международного космического центра поддерживалась техническими средствами, между тем, как на относительно небольших расстояниях, члены команды-люди могли общаться телепатически. (Неясно, свойство ли это людей будущего вообще, или только космонавты так обучены).

Все шло хорошо, пока из глубин космоса не вынырнул неизвестный корабль, ни с того ни с сего долбанувший по "Вайгачу" из лазерной гиперпушки. Слегка растерявшиеся космонавты успели после первого удара включить защитное поле и погибла одна обезьянка. Не унявшийся агрессор обстрелял и уничтожил базу Международной космической инспекции и получил ответку от висевшей в космосе неподалеку Базы безопасности (видимо, местные гэбисты). Когда огонь рассеялся, все задумались от том, что сейчас было.

Незадолго до уничтожения агрессора удалось определить, что это боевой корабль "Антарес", принадлежавший корпорации "Майнхаус". Международный контроль вызвал в эфир дирекцию компании, запросив почему её собственность гуляет по космосу и уничтожает мирные объекты.

Дирекция фирмы, от лица адвоката, отмазалась тем, что за действия "Антареса", объявленного в розыск три года назад, она ответственности не несет. Мало ли кто им мог завладеть? Деятельность фирмы составляет коммерческую тайну. На вопросы, чем занималась пропавшая с кораблем команда они отвечать не обязаны, а то, что президент компании после трагических событий в космосе покончил с собой - не более, чем совпадение.

Расследование инцидента поручается экипажу патрульного корабля "Вайгач". Установить состав команды "Антареса", на момент его официальной пропажи, оказалось нетрудно: доктор Дуглас Кобер (Эммануил Виторган) - командир экспедиции, Аугусто Мичели - биофизик, Стив Уилкинс - второй пилот, Марджори Хьюм (Валентина Титов) - врач-биолог.

Международный космический центр по данным пеленгации "Антареса" до его уничтожения вычислил звездную систему, из которой мог прибыть корабль. "Вайгач" отправляется туда в поисках причин и виновников случившегося.

Отзывы об этой киноработе колеблются в диапазоне от презрительных до восхищенных. Сюжет интересный, довольно глубокий и актуальный, но все приходят к мнению, что это скорее телеспектакль, чем художественный фильм. Все та же бедность постановки.

Действие происходит, в основном, в антураже корабля "Вайгач" или подземных залах и коридорах убежища ученых "Майнхауза", напоминающих лабиринт Минотавра. Учитывая, что его обитатели носят желтую одежду, похожую на жреческую, в атмосфере картины появляется мотив древней мистики.

Кадр из фильма "Звездный инспектор". Дуглас Кобер (Эммануил Виторган).
Кадр из фильма "Звездный инспектор". Дуглас Кобер (Эммануил Виторган).

Действительно, трудно разобраться, что тут от науки, а что от измененного сознания бывшего экипажа "Антареса". Какими, например, средствами Марджори Хьюм воскрешает неоднократно убитого, как следует из слов жертвы и убийцы, Стива Уилкинса? В общем, денег бы побольше на антураж и немного ясности в сюжете.

Самый яркий образ удалось создать Эммануилу Виторгану. У него наиболее выигрышная роль: сначала - жестокий лицемерный манипулятор, затем - раскаивающийся преступник поневоле. Тимофей Спивак старался играть влюбленного взглядом, жестами, да и его романтическая внешность помогла, но Валентина Титова в паре с ним совершенно холодна.

Кадр из фильма "Звездный инспектор". Карел Зденек (Тимофей Спивак), Маргарет Хьюм (Валентина Титова).
Кадр из фильма "Звездный инспектор". Карел Зденек (Тимофей Спивак), Маргарет Хьюм (Валентина Титова).

Юрий Гусев тоже слишком хладнокровен. Я даже не поняла, что его герой пожертвовал собой. С таким спокойным лицом, разве что донорскую кровь сдавать идут, а не на смерть. Как-то люди живее реагируют на потерю собственной жизни, даже при искреннем желании спасти товарищей. Вилкнис Бекерис в роли Стива Уилкинса достаточно натурален. Владимир Ивашов - олицетворение мужественного космонавта, но слишком одномерное. В предыдущем фильме поживее был.

Из двух звучащих в картине песен мне больше понравилась, та что имеет прямое отношение к сюжету:

Как сладко спать и сознавать одно:
все то, что видишь, - сказка, небылица,
как сладко упиваться тем, что снится,
и ждать, что счастье будет продлено!

Как сладостно беспамятство - оно
моим желаньям позволяет сбыться,
но, как ни сладок сон, душа томится,
что вскоре ей очнуться суждено.

("Откровение" сл. Хуана Боскана, муз. комп. Борис Рычков).

К сожалению, исполнение звучит не очень ясно, в качестве фона.

В остальных ролях: Борис Казин (комментатор), Вячеслав Гостинский (адвокат компании "Майнхаус"), Хазраил Шумахов (Луис Ривера), Александр Роговин (председатель Международной космической ассоциации) и другие актеры.

"Звездная командировка" 1982 г.

Ну теперь можно и посмеяться. Наши дни. То есть в фильме начало 80-х гг.ХХ в. Летний день русской деревни в природных условиях средней полосы. Бегущий по дороге табун лошадей, проплывающее по реке грузовое судно, на берегу колхозники под торжественные возгласы подкидывают в воздух Ефима Тишкина (Владимир Носик). Видимо давно подкидывают - Тишкин вырывается и убегает. Налетает на трех мужиков, расположившихся в теньке на травке и со всеми ухватками заправских пьяниц испивающих обычное молоко.

Те приглашают его разделить хлеб-соль и предлагают рассказать, как он дошел до жизни такой. Ефим со стоном падает на землю. Очевидно, такие рассказы ему смертельно надоели. Сжалившийся над измученным героем бригадир Василий берет эту функцию на себя и сюжет разворачивается сначала.

Кадр из фильма "Звездная командировка". Ефим Тишкин (Владимир Носик).
Кадр из фильма "Звездная командировка". Ефим Тишкин (Владимир Носик).

Ефим Петрович Тишкин - вообще-то, механизатор, но также местный изобретатель, талантливый и косорукий. Диапазон его изобретений широк, от небольшой ракеты до калитки на фотоэлементах, но все они недоработаны и приносят больше урона, чем пользы. Тишкин, человек относительно молодой, семейный, и даже очень семейный, сам не был уверен в количестве своих детей. С этим разбиралась жена Даша, а Ефим увлекался призванием, хотя супругу тоже очень любил. Еще бы не любить такую симпатичную и фигуристую!

Кадр из фильма "Звездная командировка". Даша (Елена Мельникова).
Кадр из фильма "Звездная командировка". Даша (Елена Мельникова).

Земляки уважали Ефима за придумки и обязательно приглашали на праздники с целью их эффектного оформления. В награду массовику-затейнику, конечно, наливали, что очень не нравилось его жене. И вот Тишкина, как кавказскую невесту, умыкнули на очередную свадьбу, фейерверки зажигать, а в окрестностях деревни опустилась летающая тарелка, из которой вышел политический диссидент, беглец с планеты Рюм - Глоус.

Кадр из фильма "Звездная командировка". Глоус (Владимир Носик).
Кадр из фильма "Звездная командировка". Глоус (Владимир Носик).

Он был как две капли воды похож на Тишкина, только в прическе кудерьками, с кожей, покрашенной золотой краской, и в необычном костюме, но Даша в каком только виде не встречала своего муженька! Тем более, что пришелец, в целях маскировки, позаимствовал у пугала почти приличную одежду.

Это бы еще ничего, но прибывшие ловить космического политэмигранта рюмяне наткнулись на Ефима, возвращавшегося с седьмой свадьбы, почти тихой (всего три раза пожарную команду вызывали). Тишкин распевал слегка переделанную популярную песню: "Из полей доносится: "налей!" Его приняли за Глоуса, списали странное поведение на отравляющее воздействие земной атмосферы, закинули в НЛО и тарелка взвилась в космическое пространство.

Кадр из фильма "Звездная командировка". Похищение.
Кадр из фильма "Звездная командировка". Похищение.

Теперь вы понимаете почему пьющие колхозники перешли на молоко? Хотя пребывание в деревне Глоуса под видом Тишкина создало впоследствии и другие причины антиалкогольной кампании.

Сюжет картины основан на рассказе Евгения Шатько "Пришелец-73". У экранизации странная и невеселая судьба. Первоначально ее собирался снимать Леонид Быков, выступая в качестве сценариста, режиссера и исполнителя двух главных ролей .

Судя по первоисточнику и отснятому материалу, фильм задумывался как едкая сатира на позднесоветскую действительность. Пятидесятилетний, крепко поддающий, но несущий в душе голос народной справедливости мужик в диалоге с "верхами", пусть и другой планеты ("Правительство на другой планете живет, родной" ("Кин-дза-дза")) - это было бы смело и, наверное, интересно, но не состоялось. Леонид Быков погиб в автомобильной катастрофе.

Поменялся режиссер (Борис Ивченко), актеры и получилась другая картина, хорошая, душевная и несправедливо забытая. Критика тут тоже есть, но мягкая, подтрунивающая над недостатками. Да выпиваем, да разгильдяйство, нехватка запчастей, речи по бумажке, но посмотрите какие у нас чудесные женщины и даже коровы: "Я бы хотел остаться под вашим кровом и работать в зеленом поле. Например, пасти этих прелестных животных с рогами." (Е. Шатько "Пришелец-73").

Какая прекрасная природа и шумный, но, в общем, покладистый люд. Какая милота - добродушный ньюфаундленд в венке из одуванчиков, окруженный хороводом тишкинских детей, и страшный для инопланетян зверь "Мяу".

Фильм-притча, о том, что по-настоящему можно оценить только потерянное, но до этого лучше не доводить. Может быть из высокотехнологического будущего, колхоз покажется раем. В картине даже современные проблемы утраты естественной гендерности оказались отражены.

Владимир Носик (Тишкин/ Глоус), Елена Мельникова (Даша Тишкина), Гражина Байкшите (Эйглория, жена Глоуса), Лесь Сердюк (колхозный бригадир Василий) - наиболее органичны в своих ролях. Может быть Борислав Брондуков (Лур) несколько однообразен и не очень на своем месте. Во всяком случае Всеволод Гаврилов (Марзук), его партнер по совместным эпизодам, на мой взгляд, выглядит ярче. Остальные роли - эпизодические, массовка. Запоминается Владимир Шакало в роли колхозника в мотоциклетном шлеме.

Мой сегодняшний обзор закончен, надеюсь, что он вас заинтересует. "Дознание пилота Пиркса" в Ютубе выложено в отличном состоянии. Остальные картины рекомендую смотреть в бесплатном онлайн-кинотеатре "КiноСССР".

-14