Найти тему
Navygaming Channel

Прогулка по "Белфасту" или один пример сохранения истории

Так получилось, что на нашем канале мы чаще всего, представляя вам историю боевых кораблей, подвиги их экипажей, исторические события и факты, рассказываем о кораблях, которые уже нельзя увидеть, по палубам которых нельзя пройтись, к орудиям которых уже нельзя прикоснуться. И тем замечательнее возможность и статьи, где мы можем не только вспомнить минувшие времена и походы кораблей, но и обсудить конкретную сохранившуюся боевую единицу, прикоснуться к ней самой, так как в мире, к счастью, еще сохранились боевые единицы, превращенные в военные музеи. Такими музеями в свое время стали линейный корабль (супердредноут) «Техас», линкоры типа «Айова», авианосцы типа «Эссекс» и ряд других боевых кораблей. На канале есть специальная рубрика, где мы знакомим (вспоминаем) читателей с музеями и памятниками, созданными на основе подводных лодок разных времен! Не забываем и современные корабли. Например, не так давно мы активно освещали процесс музеефикации советской атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол", ремонта все того же "Техаса", а в настоящее время на ремонт встал и линкор "Нью Джерси". Таким музеем в свое время стал и британский легкий крейсер «Белфаст», кстати, ему бы скоро пора на ремонт "заглянуть".
Крейсер у старинного моста
Крейсер у старинного моста

Как мы помним, 24 августа 1963 года легкий крейсер «Белфаст» был выведен в резерв, и для корабля-ветерана на восемь лет наступило время «заслуженного отдыха». За этот период другие «ветераны-сослуживцы» «Белфаста» «сложили головы», и лишь герой статьи поддерживался в надлежащем виде в доке, где его регулярно обслуживали, ремонтировали и даже проводили мелкие модернизации внутренних помещений.

На фоне города
На фоне города

Одно время крейсер использовался в качестве плавучей казармы Резервного дивизиона, но в конце 1970 года его уже определили на слом. Действительно, артиллерийский корабль такого типа уже никак не соответствовал реалиям войны на море того времени. Но с другой стороны, к 1970 году «Белфаст» остался последним британским крейсером, участвовавшим во Второй мировой войне, имевшим заслуги, а главное, находившимся на плаву и в хорошем состоянии.

"Белфаст" на Темзе
"Белфаст" на Темзе

Последнее что сыграло свою роль, это то, что общественность Британии стала предлагать сделать корабль памятником. Как бы нам нашу общественность "подтянуть" к подобный мероприятиям и активностям. В своей книге посвященной британским легким крейсерам С.Патянин отмечал, что еще в 1967 году руководство Имперского военного музея выразило заинтересованность в получении одной трехорудийной башни со 152-мм орудиями для своей экспозиции.

В башне главного калибра
В башне главного калибра

Для этого решили использовать крейсер «Гамбия», но затем возникла идея сохранить целый корабль, так как именно «Белфаст» подходил для этой цели. Дополнительно, за это выступил и контр-адмирал Морган-Джайлз, в прошлом один из капитанов «Белфаста».

На палубе крейсера
На палубе крейсера
Дополнение: Согласитесь, целый корабль "круче" всего одной башни, пусть и трехорудийной. Вспомните, как давно вы были у ДВУХ трехорудийных башен советского легкого крейсера "Киров"? Может кто-то и не разу и не был там (вы же знаете это место?). Да, и смотреть там как то особо не чего и не комфортно, ((.
Тент на корме - чтобы посетителям было комфортно
Тент на корме - чтобы посетителям было комфортно

Желания граждан Великобритании были учтены, и руководство Лондона решило создать филиал Имперского военного музея на борту корабля. Но история оказалась не такой уж и "быстрой". С 1967 года стали предприниматься усилия, чтобы предотвратить отправку крейсера на слом и сохранить его в качестве музея.

Ночной вид на Темзу
Ночной вид на Темзу

Был создан совместный комитет Имперского военного музея, Национального морского музея и Министерства обороны. В июне 1968 года было принято решение о целесообразности сохранения крейсера. Но в 1971 году правительство вдруг решило отказаться от этой идеи, что побудило сформировать частный целевой фонд «HMS Belfast Trust».

Основное средство ПВО крейсера
Основное средство ПВО крейсера

К счастью усилия Фонда «Белфаста» увенчались успехом, и правительство передало судно в управление Фонду в июле 1971 года. Корабль был перемещен в Лондон и пришвартован на вечную стоянку на реке Темзе возле Тауэрского моста. Интересно, что уже 21 октября 1971 года крейсер открылся для публики, но только в 1978 году корабль стал филиалом Имперского военного музея.

Подвиги корабля
Подвиги корабля

Причиной этому стало банкротство фонда, так что можно только приветствовать решение Имперского музея. Кстати, как отмечает С.Балакин, содержание «Белфаста» обходится 2000 фунтов в день, с учетом стоимости билета в 4 фунта – ежедневно его должны посещать 500 туристов, но этого не происходит, соответственно требуются дотации.

Казенная часть 102-мм зенитной установки
Казенная часть 102-мм зенитной установки
Возможно, что цены значительно устарели для 2024 года, если кто то за последние 5-6 лет смог побывать на этом корабле - будем рады вашим комментариям и информацией по стоимости билетов в ваше посещение. В интернете, на одном туристическом сайте указана стоимость билета 13,5 фунтов (сообщение от декабря 2012 года).
Один из самых длинных экспонатов, ))
Один из самых длинных экспонатов, ))

Как филиал национального музея и часть Национального исторического флота, «Белфаст» поддерживается Департаментом культуры, средствами массовой информации и спорта, поступлениями от кассовых сборов и коммерческой деятельности музея. К сожалению, приходится признавать, что в наше время многое решает не техническое состояние корабля, а наличие финансирования на его содержание.

Представители двух эпох
Представители двух эпох

Остается только надеяться, что корабль удастся надолго сохранить, и этому есть веские основания. Интересно, что на том же сайте, где удалось найти стоимость билетов отмечено, что этот крейсер оказался первым кораблем, сохраненным для истории начиная с "Виктори" Нельсона. Сразу возникает вопрос - а как же "Уорриор"?

Подбашенное отделение
Подбашенное отделение

Так что можно только пожелать, чтобы все имеющиеся в странах мира в настоящее время корабли-музеи были окружены заботой и сохранены как свидетели былых эпох.

Без "бофорсов" боевой корабль - не боевой корабль, ))
Без "бофорсов" боевой корабль - не боевой корабль, ))

К своему огромному сожалению я никогда не был на этом корабле-музее и уже никогда не буду. Так что за представленные фотографии будем благодарить тех активных сограждан, которые добрались до берегов туманного Альбиона, до Лондона, до Темзы и там нашли крейсер "Белфаст". Будем рады, если наши читатели поделятся своими впечатлениями если они стали счастливчиками и посетили этот корабль!

Неужели фото с коптера?
Неужели фото с коптера?