Найти тему
Кинокружок Курилова

Фильм «Жало» – один из лучших новых монстр-хорроров

Большой и неглупый паук ползает по многоэтажке и растет всё сильнее. Казалось бы, не самая оригинальная идея. Но почему бы нет? Исполнение настолько элегантное, что простенький сюжет монстр-муви выглядит свежо и молодо, словно 70-летняя история паучьего хоррора (если считать от фильма «Тарантул» 1955 года) на него совсем не давит.

Кадр из к/ф «Жало».
Кадр из к/ф «Жало».

Юная Шарлотта ради смеха ползает по вентиляции в многоэтажке, показывая, что у протагонистки есть паучьи повадки (и, наверно, обостренное ощущение одиночества в этом мире). Как и у главного монстра. Проникнув через вентиляцию в чужую квартиру, девушка находит паучка (мы уже знаем из экспозиции на титрах, что арахнид прилетел на метеорите) и сажает его в банку.

У питомца теперь есть имя Стинг (Жало), в честь кинжала, что нашел хоббит Бильбо в пещере троллей (имя самой героини отсылает к книге «Паутина Шарлотты» про разумную паучиху). Паучиха быстро растет и заводит привычку по ночам открывать банку и охотиться в соседних квартирах.

Кадр из к/ф «Жало».
Кадр из к/ф «Жало».

«Жало» (Sting) в российском прокате получило избыточное и фактически неправильное (паук из космоса не может относиться к земному виду) название «Черная вдова. Укус смерти». Но Россия весной обеспечила около 45% от всех неамериканских сборов, поэтому авторы вряд ли недовольны.

Кстати, у фильма есть другая связь с Россией, через композитора Анну Друбич, на счету которой несколько саундтреков к ужастикам («Варвар», «Улица страха», «Оборотни внутри», «Страшные истории для рассказа в темноте»). Также еще не вышел ее хоррор Alone, год премьеры пока не обозначен.

Кадр из к/ф «Жало».
Кадр из к/ф «Жало».
– Зачем гвоздомет? – спрашивает отец семейства дезинсектора.
– Для защиты.
– От чего?
– Это Нью-Йорк, чувак. Выбирай сам.

Увлеченный биологией сосед сразу говорил: «Это не паук». Никто это не воспринимает всерьез, но стоило бы. Авторы фильма применили простой и эффективный ход, привезли чудище из далекого космоса, как это было еще во «Вторжении гигантского паука» (1975) и наделили его некоторыми несвойственными паукам качествами.

Не удивляет, что в борьбе с этим монстром, который порой похож на ползающего робота, порой приходят на помощь методы из «Терминатора».

Кадр из к/ф «Жало».
Кадр из к/ф «Жало».

Паук наводит жуть еще во время тренировки на мелкой живности, его тактика по мере роста меняется и не успевает утомить.

Кроме того, что перед нами один из лучших за последние годы монстр-фильмов, тут есть еще элемент бодихоррора, эксплуатируется боязнь замкнутых пространств и удачно выглядит семейная драма: у девочки натянутые отношения с отчимом, но совместная борьба за выживание сближает их.

Кадр из к/ф «Жало».
Кадр из к/ф «Жало».

Также порядок с юмором, в линии дезинсектора и в сценах с бабушкой с деменцией, которая принимает космического пришельца за собаку, постоянно забывает всё плохое и поэтому не успевает испугаться. В этом нет сложной сверхзадачи, глубокомыслия, автор просто населяет дом интересными людьми, за которыми интересно наблюдать. Разве не так делается кино?

Сценарист и режиссер – австралиец Киа Роуч-Тернер, автор удачных зомби-мэдмаксовских хорроров «Безумная дорога» и «Полынь: Дорога мёртвых» и комедийного ужастика «Некромант». У него есть стиль, юмор, чувство меры и умение считать деньги. А также способность смешивать жанры и поджанры.

Кадр из к/ф «Жало».
Кадр из к/ф «Жало».

Фильм «Жало» – очередная его удача. И скоро он снова порадует нас свежим взглядом на монстр-хоррор: фильм «Зверь войны» смешает военный боевик про Вторую Мировую с историей про нападением акулы.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!