Большой и неглупый паук ползает по многоэтажке и растет всё сильнее. Казалось бы, не самая оригинальная идея. Но почему бы нет? Исполнение настолько элегантное, что простенький сюжет монстр-муви выглядит свежо и молодо, словно 70-летняя история паучьего хоррора (если считать от фильма «Тарантул» 1955 года) на него совсем не давит.
Юная Шарлотта ради смеха ползает по вентиляции в многоэтажке, показывая, что у протагонистки есть паучьи повадки (и, наверно, обостренное ощущение одиночества в этом мире). Как и у главного монстра. Проникнув через вентиляцию в чужую квартиру, девушка находит паучка (мы уже знаем из экспозиции на титрах, что арахнид прилетел на метеорите) и сажает его в банку.
У питомца теперь есть имя Стинг (Жало), в честь кинжала, что нашел хоббит Бильбо в пещере троллей (имя самой героини отсылает к книге «Паутина Шарлотты» про разумную паучиху). Паучиха быстро растет и заводит привычку по ночам открывать банку и охотиться в соседних квартирах.
«Жало» (Sting) в российском прокате получило избыточное и фактически неправильное (паук из космоса не может относиться к земному виду) название «Черная вдова. Укус смерти». Но Россия весной обеспечила около 45% от всех неамериканских сборов, поэтому авторы вряд ли недовольны.
Кстати, у фильма есть другая связь с Россией, через композитора Анну Друбич, на счету которой несколько саундтреков к ужастикам («Варвар», «Улица страха», «Оборотни внутри», «Страшные истории для рассказа в темноте»). Также еще не вышел ее хоррор Alone, год премьеры пока не обозначен.
– Зачем гвоздомет? – спрашивает отец семейства дезинсектора.
– Для защиты.
– От чего?
– Это Нью-Йорк, чувак. Выбирай сам.
Увлеченный биологией сосед сразу говорил: «Это не паук». Никто это не воспринимает всерьез, но стоило бы. Авторы фильма применили простой и эффективный ход, привезли чудище из далекого космоса, как это было еще во «Вторжении гигантского паука» (1975) и наделили его некоторыми несвойственными паукам качествами.
Не удивляет, что в борьбе с этим монстром, который порой похож на ползающего робота, порой приходят на помощь методы из «Терминатора».
Паук наводит жуть еще во время тренировки на мелкой живности, его тактика по мере роста меняется и не успевает утомить.
Кроме того, что перед нами один из лучших за последние годы монстр-фильмов, тут есть еще элемент бодихоррора, эксплуатируется боязнь замкнутых пространств и удачно выглядит семейная драма: у девочки натянутые отношения с отчимом, но совместная борьба за выживание сближает их.
Также порядок с юмором, в линии дезинсектора и в сценах с бабушкой с деменцией, которая принимает космического пришельца за собаку, постоянно забывает всё плохое и поэтому не успевает испугаться. В этом нет сложной сверхзадачи, глубокомыслия, автор просто населяет дом интересными людьми, за которыми интересно наблюдать. Разве не так делается кино?
Сценарист и режиссер – австралиец Киа Роуч-Тернер, автор удачных зомби-мэдмаксовских хорроров «Безумная дорога» и «Полынь: Дорога мёртвых» и комедийного ужастика «Некромант». У него есть стиль, юмор, чувство меры и умение считать деньги. А также способность смешивать жанры и поджанры.
Фильм «Жало» – очередная его удача. И скоро он снова порадует нас свежим взглядом на монстр-хоррор: фильм «Зверь войны» смешает военный боевик про Вторую Мировую с историей про нападением акулы.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!