Иногда чувствуешь, что ничего не получается… Ты как психотерапевт - бессилен помочь, не эффективен… Не можешь, не умеешь, не знаешь способов и как устроено…
В каждой профессии есть ситуации, переживание которых составляют основную ее сложность. В работе психотерапевта такими ситуациями оказываются те, в которых психотерапевт чувствует себя бессильным и беспомощным. Состояние беспомощности в работе с клиентом - чрезвычайно трудно выдержать. “Я не могу ничего сделать с этим, не могу помочь” - эта мысль ставит под вопрос многое: смысл психотерапии как практики помощи, собственный профессионализм, ценность себя как человека и профессионала.
Отсюда прямая дорога к профессиональному выгоранию, кризису, отказа от профессии.
Давайте поставим несколько вопросов:
1. В чем специфика переживания беспомощности и бессилия психотерапевтом?
2. От чего зависит и с чем связано это состояние?
3. Какие варианты продуктивного переживания состояния беспомощности? Где искать помощь?
Как себе помочь, ключевая идея: Переживание беспомощности бывает разным - инфантильным, реалистическим и ценностным. В зависимости от вида переживания - необходимы разные способы помощи. Цель такой помочи: обеспечить себе профессиональную защищенность и продуктивное переживание беспомощности, которое возвращает психотерапевту чувство внутренней опоры (зрелость), ощущение мудрости и контакта с миром.
Существует какое-то количество исследований выученной и личностной беспомощности. В этих исследованиях делаются попытки понять причины. Сфокусируемся на вопросах, имеющих непосредственный практический выход.
В теории сознания и переживания Ф.Е. Василюка выделяются критические ситуации как ситуации невозможности - непонимания, неудовлетворенности, бессилия. То есть переживание состояния беспомощности есть сигнал о том, что возникла задача переживания как внутренней (умственной и душевной) работы. Оставить это состояние без внимания то же самое, что не лечить болезнь профессионального тела.
Рассмотрим переживание состояния беспомощности как критическую ситуацию в разных типах жизненных миров субъекта.
1. Беспомощность проявляется как ощущение, что вы чего-то не можете понять или не знаете “секретного метода для этой проблемы” и поэтому все, что вы делаете - не приводит к результату. Не понимаю, что происходит или не знаю, что делать; насколько, действительно, я помогаю клиенту. Так может звучать переживание беспомощности в реалистическом жизненном мире
Наиболее типичные запросы в случае переживания беспомощности в реалистическом жизненном мире:
Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
- Непонимание того, как устроены отношения и что в них происходит с терапевтом.
- Непонимание того, какие действия терапевта будут помогать клиенту справляться с его проблемой.
- Тревога не справиться, быть не компетентным, не соответствовать высоким стандартам является препятствием на пути профессионального развития: часто именно эти чувства приводят психолога к разочарованию в себе, профессии и ощущению своей беспомощности.
2. Бывает и по-другому: беспомощность оказывается ценной, поскольку в ней признается ценность того, что невозможно вернуть, исправить… Беспомощность в со-переживании горюющему клиенту поддерживает ценность утраченных во внешней реальности отношений. Это переживание является способом переживания этой ценности и перестраивание способа обращения с ней. И горе переживается не только из-за потери близкого человека, но и из-за потери возможности удовлетворения важной потребности. Никто не будет любить человека так, как может только мать и так, как человек хотел бы, чтобы мать его любила.
Часто клиент обращается к психотерапевту с настойчивой просьбой: помогите перестать горевать, я хочу, чтобы было все хорошо, ну скажите, когда же станет хорошо? Требуется довольно много выдержки, чтобы дать человеку понять, что “хорошо” не станет. Будет не так трудно выдерживать поднимающиеся чувства, но они останутся здесь навсегда: острое горе станет печалью, но останется внутри как место, где нет чего-то важного. И поскольку его нет - то ты всегда будешь чувствовать насколько тебе это важно.
Переживание беспомощности в ценностном жизненном мире - требует обнаружение этой ценности и заботы о ней в жизненном мире клиента.
Такая беспомощность - вызов качеству отношении с клиентом и личностной зрелости самого психотерапевта. Оставаться в беспомощности вместе с Другим не обесценивания и не давая ложных надежд.
3. Когда состояние беспомощности и бессилия переживается слишком часто, когда выдерживать это состояние становится невыносимо и перестаешь видеть возможность выхода - наваливается усталость, которая не проходит сколько бы не отдыхал. Такая усталость может быть признаком “эмоционального выгорания”.
Непродуктивное переживание состояния беспомощности лишает психотерапевта возможности выдерживать собственные чувства в контакте с чувствами клиента и “обрушивает” его в инфантильное переживание беспомощности - стресс.
В стрессе - кто-то должен мне помочь, во фрустрации - я не могу преодолеть, в конфликте - беспомощна во внутреннем выборе, в кризисе - во всем.
Если же продуктивного переживания ситуации беспомощности в кресле терапевта не происходит, то эмоциональный дистресс (в структуре эмпатии) накладывается на личностную проблематику переживания беспомощности, как следствие уже физиологический стресс и приводит к выгоранию.
Выделяют 3 ключевых признака синдрома выгорания:
- Предельное истощение.
- Отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы.
- Ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Среди психотерапевтов и консультантов синдрому выгорания подвержены люди, имеющие низкий уровень профессиональной защищенности: отсутствие системы профессиональной поддержки - обучения, супервизии, балинтовской группы.
Молодой возраст, отсутствие жизненного опыта и опыта практической работы в данной области. Провоцировать синдром выгорания могут болезни, ослабленность после болезни, переживание тяжелого стресса, психологические травмы (развод, смерть близкого или пациента).
Продуктивное переживание состояния беспомощности - ее принятия или обнаружения того, что ситуация позволяет построить другие стратегии взамен тем, которые не подходят создает у специалиста чувство профессиональной поддержки и защищенности. Тогда испытание становится приключением. Пусть довольно рискованным, но приносящим разный и ценный опыт со-переживания.
Иногда мне кажется, что трудность психотерапевтической работы и состоит в том, чтобы быть способным выдерживать беспомощность: свою, клиента, ситуации и оставаться вместе.
Как пишет М. Кларин уныние (или непродуктивное переживание беспомощности) является нормальным явлением на пути профессионального развития. Те, кто остается в профессии, те справляются с переживанием этого состояния (то есть те, кто продуктивно переживает свою беспомощность). Подозреваю, что это те же люди, что заботятся о своей профессиональной защищенности…