Найти тему
Леофальдик

ЕГЭ. Химия. Задание 1. Электронные конфигурации.

ЕГЭ. Химия. Задания 1. Почему возможен итоговый "0"?

Мы все любим эти задания. Искренне верим, что они "легкотня". Предполагаем, что это то уж задание выполняют все успешно. Почти не повторяем перед экзаменом, но... В 2023 году средний процент успешности выполнения этого задания вовсе не 100%, а чуть больше 90 %. В разных регионах свой.

Конечно, ошибки высокобальников ( от 80 баллов и выше) в этих заданиях происходят скорее по невнимательности и "торопыжеству". Учащиеся профильных классов с хорошим уровнем преподавания могут наделать ошибок по тем же причинам. Другое дело, непрофильный класс, обычная школа... А еще бывает, и с "базовой" программой ( 1 час в неделю) есть желающие сдать ЕГЭ по химии. Вот они то и паникуют, прочитав формулировку задания "славного уровня сложности".

Где, как, почему можно допустить итоговый нолик за эти задания? Как избежать?

Делим работу над заданием на этапы.

1. Прочитали ВНИМАТЕЛЬНО текст задания.

2. Нашли в таблице Периодической системы указанные в задании символы химических элементов. (можно выделить прямо в таблице).

3. Прописываем электронную конфигурацию основного состояния атома предложенных химических элементов. Можно прописывать сокращенную, только внешний и предвнешний электронные слои. Что бы было проще, для начала изобразить схему строения атома с электронными слоями и числом электронов на них.

3. Вернулись к тексту задания и уточнили, о чем говорится в задании.

4. Если об атомах в основном состоянии, то выбор делаем по уже написанным электронным конфигурациям.

5. Если об ионах или атомах в возбужденном состоянии, адаптируем электронные конфигурации к требованиям и выборку делаем по адаптированным.

6. Записываем ответ на черновике.

7. Проверяем, не перепутали ли номера химических элементов в предложенном списке, соответствуют ли они выбранным химическим элементам.

5. Если все "ок" - выделяем обведением готовый ответ, что бы когда будем переносить в бланк ответов, уже не отвлекаться на проверку, перечитывание задания, переделывание задания второй раз и т. д. (экономим время рационально).

Для правильной и быстрой работы по заданиям первой линейки конечно же нужно обладать определенными знаниями, умениями, навыками.

Изюминки:

А) "Непрофильники" могут споткнуться уже о "возбужденное" состояние атома.

Если просто, спаренные (два электрона на одной орбитали) прощаются друг с другом и занимают каждый по отдельной орбитали, становятся неспаренными (одна орбиталь - один электрон). ЕСЛИ У АТОМА ЕСТЬ СВОБОДНЫЕ ОРБИТАЛИ.

Запоминаем !!! У ФТОРА, КИСЛОРОДА, АЗОТА нет свободных орбиталей, следовательно, не бывает возбужденного состояния.

Надо помнить, в основном и возбужденном состоянии атома разное число спаренных и неспаренных электронов.

Б) "Непрофильники" иногда и понятия не имеют о явлении ПРОВАЛА (ПРОСКОК) электрона. Это переход электрона с орбитали внешнего уровня на свободное место на орбитали предвнешнего уровня.

Чаще всего в КИМах встречаются задания с Cr и Cu.

У ХРОМА и МЕДИ на 4s орбитали остается один электрон, а второй перемещается на 3d орбиталь. Это основное состояние.

В) "Непрофильники" путаются создавая электронные конфигурации ионов.

По простому если, то у КАТИОНОВ в прописанной электронной конфигурации основного состояния атома зачеркиваем ( не пишем) удравшие электроны.

Li + - 1 s2; (основное 1s2 2s1)

Mg 2+ 1s2 2s2 2p6 (основное 1s2 2s2 2p6 3s2)

У АНИОНОВ в электронной конфигурации приходится дописывать гостевые электроны.

Cl - - 1s2 2s2 2p6 3s2 3p6 (основное состояние - 1s2 2s2 2p6 3s2 3p5)

Г) Некоторых пугают термины.

s- элементы. Элементы, в атомах которых заполняется электронами s-орбиталь. ( первая, вторая группы, главная подгруппа).

p-элементы. Это элементы, в которых заполняются р-орбитали. ( В периодах - с 3 по 8 группы, главные подгруппы).

d-элементы. Это элементы, в которых заполняются d-орбитали. (В периодах - побочные подгруппы групп).