Два занятия с особенным ребенком за день - это только одно занятие

2,1K прочитали

Ничего не путаю и всё правильно говорю. Не шучу, не жалуюсь и даже не иронизирую. Как говорится - только факты! И не только от себя, а от лица целой группы педагогов, работающих в специализированном учреждении для детей с особенностями развития (не частном).

Многие люди наверняка слышали о таком понятии как "дробное питание"... Ну, это когда человек ест не один раз в день, заправляясь сразу ведром щей, корытом картошки с мясом и тазом пирогов, а кушает через каждые 2 часа по ложечке. Ну, это я, конечно, грубо выразилась, но суть - примерно такая.

А слышал ли кто-нибудь о "дробном занятии"?

Агааа, наверняка не все через это проходили!

Хотя, не буду утверждать... теперь-то, учитывая условия ("вилы"), в которые поставлены современные педагоги, занятия могут быть какими угодно: дробными, вкусными, сверкающими, автоматизированными, высокими, пушистыми (варьируем любые по нелепости эпитеты), лишь бы родители деток не жаловались.

Но, если что, дробными занятия бывают лишь по факту, но никак не по документам. Подробности - чуть позже...

Итак...

В нашем учреждении, по "стандартам" теперь любое коррекционно-развивающее занятие (или кружковое занятие) длится полчаса. Независимо от возраста ребенка, от его возможностей, поведения, состояния и настроения.

Абсолютно никто не смотрит на то, что даже в обычном саду у здоровых, но маленьких деток - занятие должно длиться не более 15 минут.

А у нас - чаще всего детки нездоровые, с серьезными нарушениями (в основном ментальными). И "выжать" из ребенка получасовое занятие с логопедом или музыкальное занятие, или урок ручного труда - оооо, это же каким надо быть зверем, чтобы разработать такие стандарты!

Естественно, многие детки не выдерживают такой нагрузки! А еще и если учесть, что по расписанию у него в день еще 5 занятий и 4 медицинские процедуры, то можно не удивляться, что несчастное дитё будет плохо себя вести (кричать, истерить, плакать, убегать, брыкаться, кусаться, падать на пол, кидаться на специалистов и т.д.) вовсе не из-за своих "психических особенностей", а просто от перенасыщения и усталости.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

Родители, которые сопровождают деток, пребывающих в нашем стационаре, в большинстве своем, конечно, это понимают. Всё же, любая заботливая мама - она не враг своему ребенку, она прекрасно понимает, что перебор может быть намного хуже недобора (это же по сути как с лекарствами).

Например...

Был у нас в стационаре мальчик Женя (3 года, ментальные нарушения).

Обращенную речь - не понимал, к контакту - редко был доступен, простые просьбы - не выполнял.

На занятиях - ничего-ничего не делал, только наблюдал за действиями других ребят, сидя у мамы на коленях. Да-да, просто сидел и тихо наблюдал... но от силы минут 8... в редких случаях - 10.

А потом - вытекал из маминых рук, сползал на пол и начинал рыдать белугой... И мамочка, понимая, что Женя уже вычерпал свой "лимит", просто говорила "спасибо" и уводила ребенка с занятия.

И все вокруг (в т.ч. сама мама) понимали, что для тяжелого мальчика Жени даже 10 минут занятия - это уже огромная победа! И пытаться выдавить что-то дальше и больше (хоть из Жени, хоть из педагога) - только навредить... И, понятное дело, растягивать Женины "мучения" на полчаса - ни один нормальный человек бы себе не позволил, но...

Бывают и другие люди!

Так уж вышло, что мы (кружковые педагоги) составляем деткам расписание своих занятий, когда у них уже в бегунках-табличках стоит расписание медицинских процедур и коррекционных занятий (логопед, дефектолог, психолог). После всех!

Т.е., вариантов куда-то "влезть" со своими уроками - уже гораздо меньше, а подобрать время так, чтобы еще оно совпадало с "окошками" в НАШИХ сетках - это еще нужно потрудиться.

Ну и не забываем о том, что детки приходят на урок по двое-по трое, а то и подгруппами, и нужно еще удачно подселить к имеющимся деткам подходящего "соседа". Ну, сами представим, разве можно помещать в подгруппу ребят школьного возраста, работающих по одной программе, какого-нибудь двухлетнего малыша, который ходит с соской и в памперсе...

Короче, иногда возникают такие ситуации, что просто невозможно "воткнуть" полчаса своего занятия в расписание. И тогда - всё зависит от... наверное, от положения звезд. Иначе - объяснить не могу.

Азик и мама Гуля

Азик - мальчик из нашего стационара. Он проходил у нас курс в том году, как раз была его смена, когда я вернулась после долгого-долгого "послеоперационного" больничного. На тот момент ему было (почти) 3 года.

Мальчик - тяжелый, неконтактный, неговорящий, но очень громкий, подвижный и весьма агрессивный. Обращенную речь - не понимает, простые просьбы - не выполняет.

Естественно, стоило мне только возвратиться на работу, как сразу, в первый же день, на меня посыпалась куча детских листочков-бегунков, чтобы я тут же всем проставила расписание занятий (я не возмущаюсь, так надо).

А т.к. ДО прихода мамы Азика я почти все бегунки (а соответственно и СВОЁ расписание) уже забила фамилиями, у меня в сетке осталось только 2 "окошка", которые я и сопоставила с расписанием Азика.

Увы, получасовых "совпадений" я не нашла!

Нашла только малюсенький "просветик" протяженностью в 15 минут (помнится, у меня оставалось "окно" в 10.30, и у него - тоже... но в 10.45 в его бегунке стоял массаж). Правда, было у меня еще "окошко" во время тихого часа... Но, сама ЗамЗама велела нам не ставить на это время малышей!

Ах, да, важный момент!

Когда мама Гуля пришла ко мне в кабинет "устанавливать расписание", она зачем-то взяла с собой и Азика (а ведь он мог преспокойненько остаться в стационаре на попечении воспитателей). И Азик - с криком носился по кабинету, срывая вещи с нижних полок, до тех пор, пока его не "поймала" моя бывшая коллега (соседка по кабинету) и не посадила его играть с пособием (точнее, сама соседка и играла с Азиком).

А мама Гуля, разговаривая со мной, была явно недовольна, что у меня в расписании не нашлось времени для полноценного занятия...

Однако, соседка, слушая наш диалог, говорит:

- Мамочка, вашему ребеночку еще и трех лет нет, для него пятнадцатиминутное занятие - это уже потолок! Больше - он просто не высидит, я даже сейчас наблюдаю за ним и понимаю это.

- Так это ВАША работа - сделать так, чтобы высидел, - возражает мама Гуля, - я читала ваши стандарты и паспорта услуг. Все занятия - не менее получаса. Давайте соблюдать правила!

Излишне, наверное, говорить, что, пока шла беседа, Азик уже раз 5 успел "уронить" детальки пособия на пол, раза 4(?) порывался залезть с ногами на парту, а еще основательно пожевать соседкин ластик.

Ну, правила - так правила!

Понимая всю абсурдность ситуации, все же предлагаю маме Гуле "добить" оставшиеся (но положенные!) 15 минут из того окошечка, что в тихий час. Хоть и понимаю, что, по логике, такой малыш в это время должен спать...

Но не Азик!

Маму вполне устроил этот вариант. Тихий час, ну и что тут такого?

И мамочка Гуля, торжествующе потирая руки, вписала в свой бегунок (в мои рабочие дни) - сразу по 2 времени: 10.30-10.45 и 14.30-14.45.

Ненуачо, всё по-честному! Раз хотят полчаса - на-те вам, я - без претензий! И вообще, это же наша работа...

Да и мама Гуля - тоже теперь вроде бы без претензий. Молодец, выбила, так и надо.

Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев
Из личного архива автора. Художник: Андриан Минаев

А что потом?

Аааа, здесь уже о том, как принципиальность человека может с ним же сыграть злую шутку!

Итак, время 16.00... У Азика - занятие по тестопластике, как раз с бывшей соседкой по кабинету.

Понятное дело, что лепить Азик - не хотел, а только кусками теста кидался или пытался их съесть, однако, коллега всеми правдами-неправдами (сюсюканьем-улюлюканьем, плясками-трясками) развлекала его как могла.

Время 16.20... и коллега открывает дверь и приглашает маму Гулю - забрать Азика с занятия.

- А почему так рано? Время еще только 20 минут! Пусть занимается!

А коллега, очаровательно улыбаясь и невинно хлопая глазками, нежно-нежно говорит маме Гуле:

- Оставшиеся 10 минут мы с Азиком уже отработали, когда вы приходили составлять расписание в кружке оригами. Ровно 10 минут! Вы уж извините, но мы тоже всё основательно считаем, чтобы не ошибиться и никого не пропустить. Всего доброго! Азик, пока-пока, мой хороший, приходи в понедельник.

Вау!

Ну Катька, ну удружила! Уважаю тебя за смелость! Эх, жаль, что не работаешь больше здесь, так порой не хватает твоей "гибкой справедливости"!

Да я тоже постепенно пытаюсь учиться этому. Иногда даже получается. Только вот... совесть порой подкусывает... И страшно перейти черту.

У Вас же, дорогие читатели, желаю, чтобы всё было красиво, приятно и справедливо!

Буду рада верным визитам, добрым лайкам и новым подпискам