Найти тему
Граффство контента

Как составить портрет целевой аудитории?

Оглавление

Чаще всего портрет целевой аудитории звучит так: "Женщины 25-55 лет, живут в Москве, образование высшее, замужем, есть дети". Если вам этого достаточно для понимания, как и какой контент создавать, то можете статью закрыть, потому что в ней мы нырнем глубже. Туда, куда батизарусы не ныряют.

Информация для тех, кто на канал "Граффство контента" не подписан и увидел публикацию в ленте: вы читаете одну из уже более, чем 160 статей контент-маркетолога, главная задача которого на этой площадке - помогать авторам развивать свои блоги. Здесь мы учимся писать так, чтобы вас читали, проводим разборы профилей и по делу общаемся в комментариях.

Из чего состоит правильный портрет целевой аудитории? Поехали:

  • Начнем с очевидного - география. Да, вы можете писать для всей России и даже зарубежья. Но заглянуть в статистику будет не лишним. Где живет основной процент ваших читателей. Жизнь в городах-миллионниках, провинциях и деревнях отличается. Не так, конечно, как раньше, в эпоху Безинтенетья, но все-таки. Есть блоги, которые заточены исключительно под конкретный город, например, обзорщики столичных достопримечательностей. Да, такие блоги читают не только москвичи, но именно они будут лидировать. Еще этот пункт очень важен для тех, кто осуществляет продажи через блог: торгуете ли вы по всей РФ, по региону, городу, району?
  • Если география обширная, то определяем следующие критерии: пол, возраст, образование. Тут, думаю, все понятно.
  • Профессия и место работы. Думаете достаточно просто сказать: мой читатель по образованию медик/учитель/бухгалтер, работает в поликлинике/поликлинике/школе/на заводе? А вот и нет. Опишите его рабочий день: ездит он на работу к 8:00 или у него свободный график? Как и на чем он добирается до работы: собственное авто, такси, метро, маршрутка? Есть ли у него ночные смены? Чем он занимается в обеденный перерыв? Представляете, сколько тем для статей у вас появится, если копнуть в эту сторону. И насколько проще вам будет говорить с читателем на одном языке. Как всегда, пример:
"Я позаботилась о том, чтобы завтра по дороге с работы вам было чем себя занять в метро. Вместо того, чтобы злиться на мужиков, рассевшихся в раскоряку, как в кресле гинеколога и слушать разговоры дамочек с голосами, как у циркулярной пилы, пытающихся перекричать грохот поезда, заглядывайте в Дзен. Поговорим про... (тут пишете, чем собираетесь поделиться завтра)".
  • Доход. Сколько зарабатывает и сколько тратит? На чем передвигается? Где проводит отпуск? Какие рестораны посещает и как часто? занимается ли спортом? Что чаще всего носит?

Какой ведет образ жизни, чем увлекается? В свободное время играет в компьютерные игры? А может быть любит готовить? Или он заядлый театрал? Спортсмен или путешественник? Как питается: ест покупные пельмени или за ПП? Готовит дома? Тут универсального рецепта не дам, нужно отталкиваться от специфики блога. Но пример, для понимания того, куда ветер дует, все-таки приведу:

Например, если вы пишете про похудение, то ваши читатели чаще всего те, кто едят фаст-фуд, понимают, что это вредно, но считают, что времени на готовку им не хватит. Скажите им, что разделяете их проблемы и специально для них раз в неделю, по четвергам публикуете меню на выходные дни, блюда в котором можно приготовить за 15 минут. С минимальной калорийностью! Те, от которых бока не растут. Даже если весь день на диване лежать и смотреть "Мужское-Женское".
  • Что читает? Что смотрит? Что слушает? Какие сериалы предпочитает? Как себя развлекает?
  • Кто по национальности? Какие соблюдает традиции и обычаи? Как относится к противоположному полу?
  • Семейное положение: дети, муж, живы ли родители? Или вы пишете для одиноких женщин, а может быть для мужчин в активном поиске? Или ваша ЦА - пенсионеры?
  • Как часто ваш блог читают? Актуально ли то, что о чем вы пишете - каждый день? Возможно, например, если ваш блог про гороскопы. Или достаточно 3 публикаций в неделю, например, если ваш канал на тему истории или юриспруденции.
  • Какую проблему хочет решить читатель, подписавшись на ваш канал? Развлечься, чему-то научиться, что-то понять, заработать или, наоборот, купить? Что его беспокоит? Чего он боится?
  • Какие еще у него есть источники получения информации? В каких соцсетях сидит?

Это база. У тех, кто ее соберет, появится фундамент, на котором можно строить дом, не как у Наф-Нафа и Нуф-Нуфа, а как у их третьего, более смышленого братца.

Это важно

  • Делая описание ЦА ничего не выдумывайте. Воображение здесь нужно вообще выключить. Опирайтесь на факты.
  • Просматривайте профили ваших потенциальных читателей (в Дзене это сложно, но есть и другие социальные сети, где информации намного больше).
  • Изучайте статистику. Тут на помощь приходит Яндекс.Метрика, Зенстат, Студия Дзена.
  • Читайте комментарии и форумы.
  • Собирайте информацию сами. Проводите опросы, создавайте тесты, задавайте вопросы в своих публикациях. А главное, систематизируйте полученную информацию.

Помните, в начале статьи я говорила, что мы будем заглядывать глубоко? Туда, куда батизарусы не ныряют.

Прямо сейчас мы и выясним, многие ли из вас знают, как выглядит эта милейшая рыбка. Я помещу ее фото в карусели последней. Чтобы сразу вас не пугать.

А если вы думаете, что начинать на Дзене сейчас уже поздно, то эта статью я писала для вас: