Что такое "странные книги" ? Каждому свое странно, скажу я, перефразируя Цицерона. События, описываемые в произведении, могут быть странными. А могут и не быть, но, тем не менее, произведение просто требует, чтобы его нарекли странным. Способствует этому язык аатора. Стиль его изложения. Это тоже придает произведению статус странной книги. Бывает, что работают в совокупности оба понятия: события и стиль изложения -- в симбиозе.
Странные книги дают пространство для фантазии. Странные книги оставляют после себя вопросы без ответов, шлейф недоумения, размышлений, часто - грусти.
И уходят они, не прощаясь.
Странные книги удивляют, поражают, вдохновляют, кружат голову .
Я люблю странные книги. И это несмотря на то, что мне нравятся лишь те задачи, которые я могу решить, и люблю я прозрачные смыслы и конструкции, логически завершенные финалы и четкие ответы.
Но странные книги так будоражат эмоции..!
Начали.
1) Странность этой книги узаконена во всем мире))))). Сам писатель рассказывал, что, когда он, наконец, окончил свой роман и поднял голову, затуманенную и одурманенную от написанного, то увидел, что в комнату входит синий кот. Автор решил, что он уже дошел до ручки и у него глюки. Но, вслед за котом, смеясь, в комнату ворвались его сыновья -- оказывается, они покрасили домашнего питомца.
Читала я ее впервые в 15 лет. Очень скоро, по ходу чтения, я стала понимать, что ничего не понимаю. Я запуталась в бесконечных Аурелиано и Хосе Аркадио, я перестала осознавать -- где новь, где явь, где правь, махнула на все рукой и стала читать колоссально- магнетический роман дальше, наслаждаясь его временными петлями, странными героями и мистическими событиями.
Поражает эпический размах и масштаб произведения. Поражает мастерство косвенной речи автора, я буквально ощущала влажный и жаркий климат селения, его обыденную жизнь, которая, тем не менее, наполнена фантастическими, необъяснимыми , сверхъестественными событиями.
Уже много лет сто самых умных профессоров гадают, предполагают и размышляют: так в чем же смысл романа? В чем смысл бытия? В том ли, что человек живёт и умирает в одиночестве? Именно так, как в произведении с печальным и приводящем в глубокую задумчивость названием --
"СТО ЛЕТ ОДИНОЧЕСТВА" (Габриэль Гарсиа Маркес).
2) Странный роман эпохи модерна -- тленной, ледяной и неприятной. Роману несколько раз отказывали в печати, объясняя свой отказ тем, что он "слишком рискованный и странный".
Читала впервые в 15летнем возрасте. Все мерзкое, черное, удушливое, неотвратимое. Пахнет тленом. Сумасшествием. Тяжёлыми духами. Пыльными шторами .
Отвратительный образ учителя гимназии.
Роман напитан эпитетами подобного рода: "сумрачный", "зловещий", "растлевающий", "умертвляющий"...
Он шокирует, обескураживает, разгоняет, вскрывает. Он отвратителен и .... чарующ. Неприятен и незабываем.
Там, за пыльными и тяжёлыми портьерами -- сюжетные дебри безумного провинциального городишки на стыке веков. И как мощно символизирует свою эпоху, больную и кокаиновую, это произведение.
Невероятно притягательна эротическая линия романа, странный союз веселой барышни Людмилы и гимназиста Саши, в котором неистовый словесник заподозрил переодетую девочку.
Но только отдохнешь душой, читая эпизоды с участием этой парочки, как опять выскакивает она, шмыгающая, отвратительная, похожая на крысу, жуткая, злобная, пакостная недотыкомка, та самая, которая и есть
" МЕЛКИЙ БЕС" (Федор Соллогуб)
3) Для меня это произведение странное безусловно. Язык автора интригует. Благодаря стилю изложения практически все произведения этого автора можно назвать странными. Напиши эту историю другой писатель, изложи он ее простым и понятным языком -- и что будет? Боюсь, будет пошлость.
А получилось, благодаря форме изложения, гармоничное и малопонятное произведение с сюжетными перипетиями , временными коридорами, неуловимой печалью.
Я начала читать(кстати, в возрасте 23х лет), даже не предполагая, что будет дальше. А дальше было интересно... Я отправилась в фантастическую реальность. Меня не смутили даже эти беспорядочные половые связи, хотя обычно подобные сюжеты я отвергаю. Но, благодаря стилю изложения, получился не вызов, а интрига.
Так кто он? Куда уходил и откуда возвращался? Сколько раз его убивали и сколько раз он воскресал?
Его имя появляется лишь в конце. Но что нам имя, оно не нужно, ибо, как сказал Шалтай- Болтай, если имя ничего не означает, то носящий его может быть любой формы. А настоящее его имя --
"ЛЮБИМЕЦ ЖЕНЩИН" (Себастьен Жапризо).
4) Мне было 10 лет, когда мама купила мне сборник, состоящий из трех произведений этого автора. Одно было обычным, второе - фантастическим, а вот третье... Было странным. Таких книг я не читала ни до, ни после. Настоящий детский саспенс советской эпохи!)))
Странное в книге все: язык автора, сюжет и даже иллюстрации. Книга большая, нестандартного формата, рисунки -- на всю страницу, разделенную произвольно на три части, и в каждой -- отдельный рисунок, причем, нарисованный с разных перспектив.
Дом, в котором можно заблудиться и потеряться в пространстве.
Дом, из которого кочегар, работающий, соответственно, в кочегарке, всегда выходит, но никогда не входит.
Кошка, которая оказывается то в одном, то в совершенно другом месте, в котором она быть не может, и которая выходит сухой из воды в буквальном смысле.
Дом с таинственной комнатой, в которой окно всегда остаётся темным.
Мир, который вращается и движется.
Бесподобная бабушка главного героя, ироничная пофигистка, и бесподобный же друг Гага, деловой и невозмутимый.
Гага, который первым обратил внимание на эту
"ТЕМНУЮ КОМНАТУ" ( Валерий Попов).
5)Эту странную книгу я прочитала в возрасте 11ти лет.
Издательство "Еш гвардия", Узбекистан. Маленький, но толстенький квадратик. Она вскоре пропала. Просто пропала из квартиры. Навсегда. Что я помню...
Жил в современном городе рыжий, тощий и веселый школьник по имени Сочинитель небылиц . Имел родителей и друзей: Пэри и Кувшина- Палвана.
Налицо нетипичная и нестандартная подача: персонажами современной повести оказываются школьники, обладающие именами героев узбекских народных сказок.
Итак, жизнь прекрасна!
Но появляется в городе странный старичок в рваном чапане и дырявых кавушах -- Мокроносый. Устраивается на работу, озеленителем, что ли. И лишь Сочинитель понимает, что это не старичок. Под его личиной скрывается чудовище - дэв. Дэв просекает, что Сочинитель -- этот тот, кто может одолеть его. Он возненавидел парнишку и решил погубить его. Дэву удалось сделать Сочинителя изгоем, восстановив против него всех, включая родителей. Сам дэв времени не терял -- он строил дувалы. Вскоре город, цветущий и радостный, был превращен в нечто мрачное и пустынное, все заполонили дувалы, исчезли сады, подступали пески. Жители были околдованы. Мокроносый установил в городе свою власть, устои, идеологию. Сочинитель был изгнан, всеми презираем и одинок. Друзья жалели его, но и они полагали его неправым. Решающая битва была впереди.
История весьма психоделическая. Одиночество, пустыня и сила духа. По-видимому, должно было быть продолжение.
Теперь я понимаю, что книга была наполнена метафорами и аллегориями.
И на самом деле она -- не для детей.
Кто победит? Чудовищный дэв или
"СОЧИНИТЕЛЬ НЕБЫЛИЦ" (Эдуард Маципуло)?
6) Обычно со мной такого не бывало, но в возрасте 7ми лет я не смогла прочитать эту книгу, и ее отнесли обратно в библиотеку. Не пошла она мне.
И вот мне 14. Мы меняемся с подружкой книгами для чтения , и она приносит мне эту, купленную ей матерью неделю назад.
С первых же страниц я стала поклонницей этого произведения навсегда.
На странных же иллюстрациях была изображена девочка примерно моего возраста, с волосами, собранными в хвост(как у меня), в современном платье(похожем на мое), она была похожа на меня и это обстоятельство еще более усилило чувство сопричастности.
Я узнавала в ней себя, я тоже обладала большим воображением, обожала чудеса, фокусы и карты .
Он стал мне близок, тот странный, безумный и перевернутый мир, полный неведомых существ, бывших обычными в реальной жизни, но ставших необычными в этой Стране, нелепых поступков этих существ, выдающих, тем не менее, удивительные и мудрые афоризмы.
В произведении -- мудрость и несуразность, загадки не имеют ответов, а ответы не имеют смысла. Мир безумен и алогичен.
Девочка из викторианской эпохи, подружка математика, который любил играть не цифрами, но словами, не обходясь, впрочем, и без математических аллюзий.
Я нырнула в эту кроличью нору, которая вела в
"СТРАНУ ЧУДЕС" (Льюис Кэролл). Сюда же относится и "АЛИСА В ЗАЗЕРКАЛЬЕ".
7)Мне 16. Покупаю в деревенском книжном магазине красивую яркую книгу, в ней две повести. Боже мой..! Странная и таинственная повесть о заброшенной Черной даче, которую посещает странный человек, второй ипостасью которого является мальчик, влюбленной в главную героиню.
Удивительные аллюзии на повесть Пушкина "Метель". Приходящие в гости литературные персонажи, истории, рассказываемые роялем. Безвременье. Необыкновенный язык автора -- изысканный, рафинированный, несколько старомодный. Странная книга чистой воды. Я читала ее зимой, а в повести события происходят летом и в
"ДНИ ПОЗДНЕЙ ОСЕНИ" (Константин Сергиенко).
8)Второй повестью в сборнике была еще более странная история, в которой полет фантазии автора просто зашкаливает!
Это талантливое, гордое, сногсшибательное изделие! Переплетения сюжетных линий покоряют. Все в повести "покрыто непроницаемым мраком секретности". Что же в ней ..
Запретная зона, которой стал провинциальный городок Бобры, в которой живёт лишь старый Егорыч - бывший школьный сторож, силы которому дает густой, темно-бурый напиток из купины неопалимой, чье празднование приходится на 17 сентября -- день рождения главного героя и таинственной девушки, которая перемещается во времени, появляется из других эпох, сходит с картин Вермеера, уходит в небытие и возвращается оттуда ...
Книги, читаемые ночью, наутро исчезают.
Сны, в которых перемешиваются прошлое и настоящее, которые дают наводки, подсказки на необъяснимое, на то, на что нет ответов.
Таинственный Провал на месте снесённой часовни, красный бархатный берет, путешествующий во времени и пространстве
вместе со своей хозяйкой, люди, меняющие лишь фамилии, но появляющиеся под разными личинами в разные временные отрезки.
Еще более усиливает иллюзорность и нереальность происходящего время, в котором происходят необъяснимые события: 1955й год и 15 лет спустя. Время, которое вряд ли возможно назвать таинственным, а вот поди ж ты...
Сюжет закручен невероятно лихо и не отпускает ни на секунду! Описываемое в повестях К. Сергиенко за гранью воображения. Оно ведает читателю о том, что случайности- не случайны. В них -- частицы неуловимой Вечности.
Произведения высокой каратности. Два великолепных украшения, в центре которых -- драгоценные камни, а внутри их -- тихое и таинственное мерцание тайны.
Наверное, в жизни каждого человека найдется
" САМЫЙ СЧАСТЛИВЫЙ ДЕНЬ"(Константин Сергиенко).
9) Летом, после моего 11го дня рождения, мама купила мне сборник рассказов. Я окунулась в этот бесконечный, восхитительный, неповторимый водопад историй, в эту россыпь самоцветов. Язык автора... стиль -- уникальный, для других -- недосягаемый. Читаешь -- как песню слушаешь. Сюжеты... если процитировать автора, то рассказы его "просты, как стакан воды и сложны, как катакомбы".
Странные деревни, лошади в тумане, рыжики в июле, переменчивые ласточки, поющие капли, черные страусы и жёлтые птицы, странные герои, которые много размышляют и мысли их, вроде бы, и понятные, облечены в какую-то причудливую форму.
Красота невиданная - неслыханная.
Я окунулась в эти рассказы, они вошли в мою кровь, зачитала книгу до дыр.
Через два года папа привез их командировки два чемодана с книгами, среди которых находился еще сборник произведений этого автора, в котором был, пожалуй, самый странный для меня рассказ из всего творчества писателя: "Ласточка - птица деревенская".
Кто же вы, такой прекрасный и удивительный писатель и человек, думала я? Где живёте, как выглядите? Нерусское имя и фамилия, но произведений более русских по духу и языку найти сложно.
Теперь я знаю об этом необыкновенном писателе, уже ушедшем, к сожалению, в иной мир, много. Симбиоз ли двух культур и двух языков( русского и татарского) дал такой потрясающий результат? Для меня его творчество -- редкая диковинка, такая же, как
"РЫЖИКИ В ИЮЛЕ" (Рустем Адельшевич Кутуй).
Это mast have.
10) Есть еще немало странных книг, к примеру, из творчества Уэллса, Грина... Есть. Но я выбрала эту.
Мне 17. Журнал "Мы". Повесть написана прекрасным языком, она атмосферна, сюжет интересен, оригинален и очень, пронзительно печален.
Меня не могла не поразить грусть, которой пронизана повесть, трагедия, случившаяся во время шторма, когда утонула девушка, причем, красивая девушка, блондинка с синими глазами, на шее которой во время гибели был зеленый шарфик, и появляющаяся в конце повести белоснежная синеглазая собака с зеленым ошейником приводит в замешательство.
Правда, что ли?! Такое может быть?! Или это совпадение?
И подобрал собаку тот, кто был частично виновен в гибели девушки( или не частично? Или не виновен вовсе?), тот, с которым ее связывали какие-то чувства. Персонаж, кстати, отвратный...
А разговор главного героя с уже утонувшей девушкой на дне моря, среди подплывающих бычков, чего стоит..!
Понятно, что все это в его воображении, но все же, все же...
И подаренная главным героем косвенному виновнику гибели девушки, ставшая впоследствии причиной слепоты последнего
"ГОЛУБАЯ РАПАНА" (Геннадий Пикулев)...
Вот таков мой хит-парад странных книг.
Кто прочитал и проникся -- пишите о своих впечатлениях. Вряд ли найдутся такие, но вдруг..?