Рассказывая о судьбах самарских чекистов, хотелось бы рассказать о человеке, который родился в Самаре, большую часть жизни проработал в Самаре и, по видимому, умер в Самаре. Пройдут годы и судьбы многих самарских чекистов будут забыты и исчезнут из исторических упоминаний. А этого допустить нельзя. Это наша история, это судьбы наших земляков...
Николай Михайлович родился в Самаре в 1904 году в семье кондуктора. О его молодости мало известно.
В 1915 году окончил церковноприходскую школу. К 1918 году окончил 2 класса высшего начального 4-классного училища. Всё это в Самаре. Бурные события революционных событий наложили отпечаток на биографию: бросил училище и до мая 1919 года не учился и не работал.
С мая 1919 года Николай Алексеев устраивается рассыльным в управлении 6-го полевого строительства Туркестанского фронта. Туркестанский фронт со штабом в Самаре образован 23 февраля 1919 года и командовал им М.В. Фрунзе. Находилось 6-е Полевое строительство Восточного фронта на улице Заводская, 65 (бывший дом Шихобалова).
С сентября 1919 года по май 1920 Алексеев – рассыльный в квартальном комитете Самарского городского потребительского общества («Горпотребо»).
С мая по октябрь 1920 года – красноармеец-посыльный 100-й бригады обороны железных дорог (с дислокацией в Самаре и Уфе).
В течении всего 1921 года Алексеев устраивается в Самарский уездный уголовный розыск – сначала помощником начальника дактилоскопического бюро, позже- делопроизводителем.
Далее, в 1922 году, в его биографической анкете дословно: "12.1921-02.1922 – безработный; гор. Саратов".
И после этого неожиданно: с 10 февраля 1922 года Николай Михайлович Алексеев– агент охраны общественного порядка в штате Отделения дорожно-транспортного отдела (ОДТО) ОГПУ Самаро-Златоустовской железной дороги на станции Самара (располагались в пунктах нахождения отделений служб эксплуатации ж. д. и основных депо).
А уже с 1926 по 1928 год он – заведующий столом личного состава ОДТО ОГПУ ст. Самара.
10.1928-03.1931 – адъютант ОДТО ОГПУ ст. Уфа Самаро-Златоустовской железной дороги.
С 27 октября 1930 года Алексеев- член ВКП(б).
С марта 1931 года – уполномоченный, оперуполномоченный ДТО ОГПУ Самаро-Златоустовской железной дороги с дислокацией в Самаре.
В 1934 году становится начальником 1-го отделения ДТО ОГПУ Самаро-Златоустовской железной дороги. С июля 1934 года, с образованием НКВД СССР и реорганизацией Главного управления государственной безопасности НКВД СССР, его должность стала называться– начальник 1-го отделения Транспортного отдела (ТО) УГБ УНКВД по Средневолжскому краю (с дислокацией в Самаре).
01.1935-12.1936 – начальник 1-го отделения ТО УГБ УНКВД по Куйбышевскому краю. Приказом Народного комиссара внутренних дел Союза ССР № 327 от 22 апреля 1936 года Николаю Михайловичу Алексееву присвоено звание лейтенанта госбезопасности.
01.1937-03.09.1937 – начальник 1-го отделения 6-го (транспортного) Отдела УГБ УНКВД по Куйбышевской области.
С 3 сентября 1937 года лейтенант ГБ Алексеев– начальник 1-го отделения ДТО НКВД железной дороги им. В.В.Куйбышева. Приказом НКВД СССР № 305 от 09.05.1938 ему вручен знак «Почетный работник ВЧК–ГПУ (XV)».
С октября 1938 года Алексеев переводится в другой регион.
10.1938-06.1939 - помощник начальника ДТО НКВД, ст. Ясиноватая Донецкой железной дороги.
06.1939-05.1940 - заместитель начальника ДТО НКВД Юго-Восточной железной дороги. Приказом НКВД СССР № 1396 от 21.06.1939 присвоено звание ст. лейтенанта ГБ.
05.1940-03.1941 - начальник ДТО НКВД железной дороги Москва-Донбасс. Транспортный отдел НКВД по Московско-Донбасской железной дороге обслуживал дороги части Московской, Рязанской, Тульской, Воронежской, Курской и Орловской областей. ТО находился в Воронеже, затем на ст. Кашира.
03.1941-08.1941 - начальник дорожного отделения милиции ДТО НКВД железной дороги Москва-Донбасс.
08.1941-05.1943 - начальник ТО НКВД–НКГБ Московско-Донбасской железной дороги. С 27.12.41 Алексеев уже капитан ГБ. Указом Президиума ВС СССР от 24.07.1942 № 605/281 ему вручен орден Трудового Красного Знамени. А Приказом НКВД СССР № 102 от 11.02.1943 (изменение специальных званий госбезопасности в соответствии с указом Президиума ВС СССР от 09.02.1943) Алексеев становится подполковником.
05.1943-09.1943 - заместитель начальника ТО НКГБ по железной дороге им. В.В.Куйбышева. Дорога обслуживала части Башкирской АССР, Куйбышевской и Пензенской областей и Ульяновскую область. Управление дороги – в Куйбышеве. Начальник: полковник ГБ Ефимов Дмитрий Ардалионович (с 29 марта 1945 г. – комиссар ГБ, с 9 июля 1945 г. – генерал-майор, впоследствии нарком–министр госбезопасности Литовской ССР).
С сентября 1943-го по октябрь 1947-го Алексеев - начальник Водного отдела НКГБ Верхневолжского бассейна (с дислокацией в городе Горький). Указом Президиума ВС СССР от 03.11.1944 № 219/205 о награждении за выслугу лет работников органов НКГБ Алексееву вручен орден Красного Знамени. Указом Президиума ВС СССР от 12.05.1945 № 221/270 о награждении за выслугу лет работников [периферийных] органов НКГБ СССР Алексеев награжден орденом Ленина, а 9 августа 1945 года ему присвоено звание полковника.
10.1947-12.1949 - начальник отдела охраны МГБ Средневолжского речного бассейна с дислокацией в городе Куйбышев.
В декабре 1949 года полковник Алексеев Николай Михайлович вышел на пенсию. Дальнейшая его судьба неизвестна. Лишь есть данные, что в 1959 году он был исключен из партии...
ИСТОЧНИКИ:
- ПАКО. Фонд 1141, опись ХХ, д.Х(Акты проверки партдокументов; 1935 год), листы 375-377 – биографические сведения Н.М. Алексеева.
- Архив УВД Самарского ОИК. Приказы НКВД СССР. 1934-1939 годы.
- Архив УВД Самарского ОИК. Приказы УНКВД по СВК – Куйбышевскому краю – Куйбышевской области; 1934-1937 годы.
- https://iamkushner.com/istoricheskie-momenty/o-proekte/abukva/alekseev-nikolai-mikhailovich
- Соловьев Денис. Красная Армия. Полковники. 1935-1945. Том 1. Litres, 2022
- Петров Н.В. Кто руководил органами госбезопасности, 1941-1954. Москва, Звенья. 2010