Пять месяцев провёл в Индии, в городке Путтапарти, где расположен ашрам Прашанти Нилайям (в переводе "Обитель Высшего Покоя"), основателем которого является Бхагаван Шри Сатья Саи Баба.
Жил оседло, впервые за годы путешествий в Индию абсолютно никуда не выезжая: ни в путешествия, ни в паломничества, ни на съёмки в кино.
Занимался тем, что просто жил, стараясь воздерживаться от ненужных, бестолковых и вредных действий.
Вначале жил в общежитии ашрама, затем снимал жильё поблизости. Время проходило просто и беззаботно: посещал мандир (место для групповых песнопений), сатсанги (встречи с мудрецами), библиотеку, столовую... Гулял по территории, сидел в комнате, читал, размышлял, иногда общался и взаимодействовал с хорошими людьми.
За это время ещё больше успел полюбить уравновешенную оседлую жизнь вдали от крупных городов и мирской суеты. На контрасте с царящей в ашраме атмосферой святости в очередной раз обнаружил свои ментальные искажения и ещё больше захотел стать более нормальным человеком.
Размышления о социальной активности
Находясь в Индии, мне часто приходили мысли о деятельности в миру. Долгое время не отпускала идея о том, что я должен срочно что-то делать, не важно зачем, где и как. Работать или хотя бы бесцельно перемещаться в пространстве, лишь бы не сидеть на месте. Я чувствовал, что в этом желании есть какое-то искажение.
Бо́льшая часть населения планеты живёт тихо и оседло, ограничивая свою деятельность тем, что необходимо в быту. Почему же я не могу так же? Если все нужды удовлетворены, зачем стремиться приумножать то, что уже есть, конкурировать с другими существами, придумывать всё новые желания и спешить их любой ценой удовлетворить? Почему не ограничиться той деятельностью, которая необходима для поддержания жизни и развития души? Для этого не так уж много и нужно.
В умах западных людей (нас) есть идея, что мы обязаны ПОСТОЯННО быть внешне активными и чего-то достигать. Над тем, нужна ли наша активность в принципе, полезна ли она для общества, мы редко задумываемся. Нам кажется, что без неё мы хуже других и неполноценны. Критерием правильности действий для многих из нас является наличие дохода и всё возрастающая способность к потреблению товаров и услуг.
Западная идея необходимости в постоянной активности, думаю, и правильна, и неправильна одновременно. С точки зрения пользы для тела и ума, труд, особенно физический, несомненно, нужен и полезен. Лучше быть занятым умеренным благоприятным трудом, чем праздно слоняться по закоулкам и тереть смартфон.
С более широкой точки зрения, учитывая наш современный городской образ жизни, чтобы чем-то себя занять и получить доход, нам нередко приходится, кривя душой, заниматься какой-нибудь фигнёй, иногда и во вред общества. Не всем, конечно, но многим.
Идея обязательной поголовной социальной активности в нынешнем её виде, на мой взгляд, ложна, и свойственна она лишь относительно небольшой (в рамках планеты) группе людей с западным мышлением.
Очевидно также, что все мы разные: кому-то по природе свойственно быть социально активным, кому то свойственно быть безмятежным. И то, и другое может быть нужно и полезно. Саи Баба нередко обращал внимание людей на то, что хоть мире очень много активных людей, тем не менее удовлетворения и покоя, которого мы все так хотим, не наблюдается.
Если мотивация и ценности масс искажены, их активность в принципе не может принести долгосрочную пользу.
В непонимании этого и была причина моего искажения.
Мир остро нуждается в первую очередь в нормальных людях, а не в активных.
Нормальный - значит имеющих правильные ценности, наделённый человеческими добродетелями. Стать нормальным в наше время - уже достойная цель. Конечно, средств для этого много, и ездить в Индию или куда-либо ещё не обязательно.
Опыт святых указывает на то, что чем бы нормальный человек ни занимался, пусть даже ничем, это не принесет вреда миру. Его характер и ценности гарантируют миру гармонию и благополучие.
Иногда одно его присутствие может принести душевную пользу окружающим людям (тут можно вспомнить В.П. Несина). В исключительных случаях - может принести пользу для миллионов (просветлённые мудрецы).
Искренняя устремленность и чистота намерений - уже почти победа, учат святые. Если о чем-то и молиться, то только об этом.
Судя по опыту и словам святых и просветлённых, нам не так уж много нужно в мире сделать. Осознать всеобщее Единство, познать Истинное Я - и работа закончена.