Ленинградскую актрису Валентину Ковель не слишком баловали кинорежиссёры предложениями сниматься в их фильмах. Как-то так получилось, что одна из самых ярких театральных актрис Ленинграда шестидесятых-восьмидесятых годов, любимица режиссёра Георгия Товстоногова, практически не была востребована в кино. Возможно, виной тому был не очень лёгкий характер Валентины Павловны - она всегда говорила то, что думает, а язык у неё был очень острый.
Двадцать третьего января 1923 года в семье директора мастерских центральной водоспасательной базы Управления морским транспортом Балтийского моря Павла Петровича Ковеля и его жены Александры Васильевны родилась дочь, которую назвали Валентиной. Отца Вали часто перемещали по службе - за полтора десятка лет он поработал и на Балтике, и на Байкале, и на Чёрном море, и на Тихом океане. А когда Валентине исполнилось тринадцать лет, Павла Петровича назначили начальником Мурманского управления Главсевморпути. Жена уехала с ним в Мурманск, а Валентина осталась в Ленинграде. Она жила в семье брата отца - у них была очень хорошая квартира практически в центре города, на улице Чайковского, и на этой же улице находилась 188-я школа, в которой девочка училась. А через два года - девятого декабря 1937-го - Павла Петровича арестовали по обвинению в участии в контрреволюционной террористической организации. Семнадцатого февраля 1938 года Военной коллегией Верховного суда СССР ему был вынесен приговор: высшая мера наказания. И в тот же день приговор был приведён в исполнение. Павел Ковель был расстрелян на территории печально известного спецобъекта НКВД "Коммунарка" - московского расстрельного полигона. Там же, в безымянной общей могиле его и похоронили.
Его семье, как это было тогда принято, ничего не сообщили. Точнее, его жене лишь было сказано, что он осуждён на десять лет без права переписки. И она ещё несколько месяцев носила передачи для него. Но, как это ни странно, маховик репрессий не затронул ни жену Павла Петровича, ни его брата. Реабилитировали Павла Ковеля в сентябре 1956 года.
В 1941 Валентина окончила школу и хотела подавать документы в институт физкультуры имени Лесгафта - несмотря на свой не очень большой рост, она хорошо играла в баскетбол и предполагала стать тренером. Но её отговорил директор школы Аркадий Дрознин и посоветовал пойти в театральный - актёрские задатки у Валентины проявились ещё в школьной самодеятельности. И Ковель легко поступила на курс Леонида Макарьева в театральный институт. Она рассказывала о своём поступлении:
Так уж я, наверное, устроена, что с малых лет у людей со мной ассоциировалось что-то смешное. Моё поступление в институт тоже было смешным. Мне задали этюд: "Вы идёте по лесу, собираете грибы-ягоды. Вдруг встречаете свою собачку Тоби. Когда вы должны будете её увидеть – раздастся хлопок". Все шло хорошо. Я иду по лесу. Полное публичное одиночество. Хлопок. И тут я говорю: "Тоби, это вы?"
До февраля 1942-го институт оставался в блокадном Ленинграде - студенты рыли окопы на подступах к городу, дежурили на крыше института, сбрасывая с неё зажигательные бомбы. Кроме учёбы в институте, Валентина стала работать в госпитале - перевязывала и кормила раненых, а по вечерам пела и танцевала для них. А в конце первой военной зимы институт был эвакуирован - сначала в Пятигорск, а затем - в Новосибирск:
Была молодость, чувство локтя, мы ничего не жалели друг для друга, делились последним, помогали, поддерживали — в этом большая радость и счастье. Мы даже к ужасам войны относились с оптимизмом, надеясь, что это скоро кончится. Без надежды существовать нельзя.
В 1945 году институт вернулся в Ленинград, а через год Валентина получила диплом и сразу же была приглашена в театр драмы имени Пушкина - знаменитую Александринку.
В Пушкинском она играла почти двадцать лет. За эти годы актрисой было сыграно множество замечательных ролей. Не все из них были главными, но даже в небольших ролях очень часто всё внимание зрителей было сосредоточено на ней. Как писали критики, например, про спектакль "Годы странствий" по пьесе Алексея Арбузова:
В эпизодической роли Зойки Толоконниковой Ковель создала один из центральных образов спектакля. Она могла показаться разбитной, резкой, даже залихватски-грубоватой, но затем актриса тонко давала почувствовать, что за этим прячется чистая девическая застенчивость.
Зрители обожали её Марью Антоновну - дочь Городничего в гоголевском "Ревизоре". На этот спектакль просто невозможно было достать билет.
Здесь же, в Пушкинском, она познакомилась с одним из самых красивых, по всеобщему мнению, актёров Ленинграда - Вадимом Медведевым. Медведев был женат, у него совсем недавно родился сын, к тому же он был на шесть лет младше Валентины, но чувству, видимо, не прикажешь - они полюбили друг друга, и через несколько лет Вадим ушёл из семьи и женился на Ковель. Близкая подруга актрисы Дина Шварц рассказывала:
Это была не только настоящая любовь, но и просто большая человеческая дружба. Им никогда не было скучно друг с другом. Причём и другим рядом с ними всегда было интересно. Когда они поженились с Медведевым, я сначала не поверила, потребовала паспорта показать. Потому что Вадим был очень красивым. Слишком красивым для нас, как мне казалось тогда.
К слову, Валентина также ушла из своей семьи - она была замужем за актёром Игорем Домбеком, у них незадолго до этого родилась дочь Екатерина. Причём это был уже второй брак Ковель - ещё в эвакуации в Новосибирске она вышла замуж за артиста Сергея Николаева, а когда они они вернулись в Ленинград, у них родился ребёнок, к сожалению, проживший чуть больше года. После чего Ковель и рассталась с Николаевым.
У Медведева свадьба с Валентиной также была третьей. Надо сказать, воспринято это было общественностью неоднозначно. Известный острослов, режиссёр Александр Белинский, откликнулся на это событие едкой эпиграммой:
Онегин, я скрывать не стану,
Как я безумно хохотал,
Когда ты Ларину Татьяну
На Вальку Ковель поменял...
Если кто-то не в теме - незадолго до этого Медведев блестяще сыграл в фильме-опере режиссёра Романа Тихомирова "Евгений Онегин", покорив, наверное, всю женскую часть населения СССР.
Из-за этой женитьбы его люто невзлюбила тогдашняя министр культуры Екатерина Фурцева, что привело к тому, что Медведеву практически перестали предлагать сниматься в кино, но это уже отдельная история. Я об этом подробно писал в материале "Его обожали все женщины СССР и невзлюбила министр культуры. Актёр Вадим Медведев похоронен на Большеохтинском кладбище".
Впрочем, у Ковель карьера в кино тоже не особо задалась. Вообще, первым фильмом, в котором она сыграла, был "Дон Кихот" (1957), снятый Григорием Козинцевым. Картина эта была очень популярной, получила множество наград на различных всесоюзных и международных кинофестивалях. И хотя роль Ковель была небольшой, сыграла она её замечательно. Но, очевидно, своеобразный Berufsverbot - чёрная метка, выданная Фурцевой Медведеву - стал действовать и в отношении Валентины Ковель. И в течение последующих почти десяти лет актрису снимали лишь в телевизионных версиях спектаклей.
И лишь в 1966 году, впервые после долгого перерыва она мелькнула на большом экране в крошечном эпизоде фильма "В городе С.", поставленном по повести Чехова "Ионыч" режиссёром Иосифом Хейфицем. Но даже фамилии актрисы не было в титрах - настолько мизерной была эта роль.
В том же, 1966-м, году, Ковель и Медведев перешли из Пушкинского театра в БДТ, возглавляемый Георгием Товстоноговым.
Актриса вспоминала:
Мы сами попросились в БДТ. Мало сказать, что нам нравились спектакли Товстоногова. Мы мечтали с ним работать. Товстоногов меня научил нашей профессии. Он научил меня внутреннему монологу, научил не быть пустым на сцене. Вот что самое ценное на спектакле – тишина в зале. Когда стоит абсолютная тишина – значит, ты полностью захватил зал, а это искусство. Я этого раньше не понимала, думала, смеются – значит, хорошо. А тишина важнее, этому меня тоже Товстоногов научил.
Постепенно возможное негласное табу на предложение ролей в кино Валентине Ковель, очевидно, стало менее жёстким. На телевидении снимались фильмы-спектакли с её участием (и с участием Вадима Медведева).
Но всё же больших ролей в кино ей по-прежнему не предлагали. Не особо замеченным зрителями и критикой прошёл фильм Хейфица "Салют, Мария!" - один из немногих, в котором у Ковель, сыгравшей подругу Нестора Махно, была достаточно серьёзная роль по количеству экранного времени.
Но и небольшие роли, сыгранные Валентиной Ковель, запоминались телезрителями. Так, она появилась лишь в нескольких эпизодах третьей серии эпоса о советской милиции "Рождённая революцией" в роли содержательницы воровской малины и сутенёрши Нюрки, но след в памяти всех, увидевших этот сериал, несомненно оставила.
Также не очень большая, но яркая роль была у Валентины Ковель в детском музыкальном фильме "Весёлое сновидение, или Смех и слёзы" (1976), поставленном Игорем Усовым. Ковель сыграла в нём Пиковую даму Каргану - тётку министра без портфеля Кривелло.
Но, пожалуй, лучшая её роль, воплощённая на экране - это сваха Кабато в телеспектакле "Ханума". Постановка Георгия Товстоногова была записана для телевидения в 1979 году, в ней участвовали практически все звёзды БДТ и замечательно то, что и сейчас все мы с огромным удовольствием можем её смотреть.
В восьмидесятых годах Ковель снялась ещё в нескольких фильмах - в общей сложности, её фильмография, если исключить телеверсии спектаклей, насчитывает около двадцати названий. Но в большинстве своём, фильмы того времени, в которых принимала участие Валентина Павловна, особого следа в отечественном кинематографе не оставили.
Впрочем, за одним исключением, как минимум. Я имею в виду картину, снятую Владимиром Бортко по повести Михаила Булгакова "Собачье сердце". Как по мне, так это, пожалуй, один из лучших фильмов в истории вообще отечественного кинематографа. А роль, сыгранная Ковель, крохотный по времени эпизод, в котором профессор Преображенский обещает вставить своей пациентке яичники обезьяны, уж точно никого не оставляет равнодушным - настолько прекрасно она сыграла.
Но главным для неё всегда оставался театр. Более тридцати лет она служила в БДТ. Театральный критик Александр Свободин писал о её игре на сцене, что каждая её роль становилась "точным снайперским выстрелом". Ковель была любимой актрисой Товстоногова, а её любимым партнёром на сцене был Евгений Лебедев. Спектакль "История лошади" по повести Льва Толстого "Холстомер" , который, к счастью, мы можем сейчас увидеть в записи - наверное, вообще лучший из постановок мэтра.
Я думаю, с Лебедевым у Ковель явно была духовная связь. Они и умерли-то с разницей всего полгода, оба в 1997 году - Евгений Алексеевич девятого июня, а Валентина Павловна - пятнадцатого ноября...
В девяностые годы, когда советский кинематограф уже приказывал долго жить, а российский только зарождался, Валентина Ковель снялась в нескольких фильмах, в каждом сыграв эпизодические роли старушек.
Последней картиной, в которой приняла участие Валентина Ковель, была фантастическая драма Константина Лопушанского "Русская симфония" (1994), получившая несколько призов на фестивалях в Берлине и Сочи.
На сцену Валентина Павловна продолжала выходить практически до своих последних дней. А незадолго до смерти она осуществила свою давнюю мечту, сыграв главную роль в Театре сатиры на Васильевском в спектакле "Бабочка... Бабочка", поставленным Романом Виктюком по пьесе итальянского драматурга Альдо Николае. А меньше через год после премьеры актрисы не стало.
Народная артистка СССР Валентина Павловна Ковель умерла 15 ноября 1997 года. Она была похоронена на Большеохтинском кладбище - рядом с могилой скончавшегося почти десятью годами ранее Вадима Медведева.
Как пригрело солнышко горячо...
Положи мне голову на плечо.
Ночи недолги.
Сыты все волки.
Что же так робко глядишь из под чёлки?
Фильмография Валентины Ковель
- 1957 — Дон Кихот — женщина с постоялого двора
- 1957 — Рядом с нами — официантка
- 1960 — Третья, патетическая (фильм-спектакль) — Клава, жена Куманина
- 1965 — Жизнь Галилея (фильм-спектакль)
- 1965 — Смерть коммивояжёра (фильм-спектакль) — женщина в больнице
- 1966 — В городе С. — жена ревнивца на балу в клубе
- 1966 — Второе дыхание (фильм-спектакль)
- 1967 — Зелёная карета — актриса Александринского театра
- 1967 — Сказки Салтыкова-Щедрина/Как мужик двух генералов прокормил (фильм-спектакль)
- 1968 — Принц Наполеон (фильм-спектакль) — графиня Монтолон, бывшая возлюбленная Луи
- 1968 — Пять миллионов (фильм-спектакль) — мадам Бранден
- 1968 — Юморески Валентина Катаева (фильм-спектакль) (новелла "Шубка") — жена
- 1969 — Правду! Ничего, кроме правды! (фильм-спектакль) — Екатерина Константиновна Брешко-Брешковская, эсерка в молодости
- 1970 — Салют, Мария! — Галина Андреевна, подруга Махно
- 1970 — Учёные женщины (фильм-спектакль)
- 1970-е — Игра воображения (фильм-спектакль) — Конягина
- 1971 — Шутите? (киноальманах) (новелла "Шутите?") — тётка Татьяна, колхозница
- 1972 — Иван, третий сын (фильм-спектакль) — Баба Яга
- 1973 — Тоот, другие и майор (фильм-спектакль)
- 1974 — Рождённая революцией — Нюрка, сутенёрша (3-я серия)
- 1974 — Юноша с перчаткой (фильм-спектакль) — Зинаида
- 1975 — Прошу слова — Татьяна, секретарь Елизаветы Уваровой
- 1976 — Весёлое сновидение, или Смех и слёзы — Каргана, дама пик
- 1976 — Эвридика (фильм-спектакль) — мать
- 1978 — Ханума (фильм-спектакль) — Кабато
- 1978 — Внутреннее содержание (фильм-спектакль)
- 1979 — Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки (фильм-спектакль) — Бетти
- 1980 — В поте лица своего (фильм-спектакль) — Бесфамильная
- 1981 — Мегрэ и человек на скамейке (фильм-спектакль) — мадам Жибон, хозяйка меблированных комнат
- 1981 — Трижды о любви — Анна Макаровна Лобанова, мать Василия
- 1982 — Магистраль — Татьяна Алексеевна, секретарша заместителя начальника дороги
- 1983 — Средь бела дня… — мать Столярова
- 1984 — Прохиндиада, или Бег на месте — Маргарита, коллега Любомудрова
- 1985 — Криминальный талант (фильм-спектакль) — Анна Михайловна Карпова, уборщица в НИИ
- 1985 — Бес вселился (фильм-спектакль) — жена крестьянина
- 1986 — БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль) — Брандахлыстова (сцена из спектакля "Смерть Тарелкина")
- 1986 — Пиквикский клуб (реж. Е. И. Макаров и Г. А. Товстоногов) (фильм-спектакль) — миссис Бардл
- 1986 — В ночь под Новый год, или Всё может быть (фильм-спектакль)
- 1988 — Прошедшее вернуть — горничная Клары Скамбричио
- 1988 — Собачье сердце — пациентка
- 1989 — Энергичные люди (фильм-спектакль) — Вера Сергеевна Кузькина
- 1989 — История лошади (фильм-спектакль) — Матье / Вязопуриха / Мария
- 1989 — Смерть Тарелкина (фильм-спектакль) — Брандахлыстова
- 1991 — Сказка за сказкой (фильм-спектакль) — Канимура
- 1991 — Исчадье ада — попутчица
- 1991 — Мой лучший друг генерал Василий, сын Иосифа — coседка
- 1992 — Короткое дыхание любви — Клавдия Михайловна
- 1992 — Удачи вам, господа! — кадровичка
- 1994 — Год собаки — бабушка Сергея
- 1994 — Колесо любви — колдунья Клара
- 1994 — Русская симфония — Семёновна
Если кто-то желает выразить благодарность автору канала "Вдоль по Питерской", то можно пройти по этой ссылке - ПОБЛАГОДАРИТЬ АВТОРА.
Если вам понравился материал - поставьте, пожалуйста, "лайк". Вам это ничего не стоит, а канал вы, тем самым, поддержите. Буду рад, если вы захотите высказать своё мнение о материале, не стесняйтесь - комментируйте, благодарите (если считаете нужным), критикуйте. Возможно, в материале что-то упущено и вы знаете какие-то неизвестные детали - пожалуйста, дополняйте. Каждое ваше слово, каждый отзыв чрезвычайно важен для того, чтобы канал оставался на плаву в наше сложное время.
А лучше всего - подписывайтесь на канал "Вдоль по Питерской". Пишите, о ком вы хотели бы прочитать на этом канале. Буду всем благодарен. И ещё - почему-то на Дзене стала действовать автоматическая ОТПИСКА от каналов. Поэтому проверяйте, пожалуйста, остаётесь ли вы подписаны на канал.
Кстати, так как надо шагать в ногу с прогрессом (и не совсем понятно, что дальше будет с Дзеном), я завёл свой Телеграм-канал. Пока буду в нём дублировать материалы Дзена, но в дальнейшем планирую постепенно переходить на Телеграм. Так что, если не хотите меня потерять, подписывайтесь в Телеграме, пройдя по этой ссылке - Телеграм-канал "Вдоль по Питерской".
Так же хочу попросить своих подписчиков подписаться и на мой канал в Ютубе. Правда, он называется не так, как остальные мои аккаунты в соцсетях - Chester Field. Но всё равно - подписывайтесь. Для этого вам надо всего лишь кликнуть по названию канала, перейти на него и там подписаться. Всё просто.
Если кто-то желает выразить благодарность автору и поддержать канал финансово, то вы можете перевести небольшую сумму на эту карту:
2204 2401 3299 0229, Озон-банк.