Найти тему

Иван Хруцкий, жменька малины, раки и капуста

Оглавление

Предлагаю немного позахлебываться слюной. Гляньте-ка на натюрморт с грибами, рыбой, раками и огурчиками. Ну наше же все. Родные скрепы. А натюрморт с малинкой? Лично я жадно сглатываю, так хочется прямо сейчас слопать всю малину из тарелки. Взять жменьку ягод в руку, закинуть в рот ииииии..... наслаждаться.

Любопытное напрашивается сравнение с фламандскими натюрмортами проходящей сейчас в Эрмитаже выставки. Соглашусь, Иван Хруцкий написал свои полотна на сто с лишним лет позже. И все же, некоторые параллели хотелось бы провести.

Иван Хруцкий учился у Джорджа Доу. Джордж Доу, хоть и был по происхождению англичанином, но большую часть своей жизни прожил в Петербурге. Был назначен первым художником Императорского двора. БОльшая часть портретов военной галереи Зимнего дворца его кисти. Замечу, что основу коллекции фламандской живописи заложила Екатерина Великая, страстная поклонница этого направления.

ARS VIVENDI

Или "искусство жить". Так переводится название идущей выставки фламандского натюрморта в Эрмитаже. В чем же состояло это "искусство"? Вы улыбнетесь - банальное хвастовство. Ведь картины, подобные натюрмортам Франса Снейдерса, Яна Фейта и других, висели на почетных местах в домах богатых бюргеров. И, может быть, их столы были не столь изобильны, как на полотнах, но они показывали богатство и тонкий вкус этих людей.

Иван Хруцкий в пору своего ученичества копировал произведения в Эрмитаже. В том числе и натюрморты, которые, как вы понимаете, заказывала наша знать.

Тут мне вспоминается фрагмент фильма "Как царь Петр Арапа женил". Помните, про то, как Ртищеву сообщили, что к нему царь Петр домой едет сватать Арапа? Как они в спешном порядке "мясистую" вешали на стену? А кофий пили как?

Ирония этого фрагмента фильма нам понятна. Как водится, есть и второй слой. Ведь Европам подражать было модно. Россия же какая страна? Отсталая. Хотя это совсем не так, что и доказал царь Петр Первый. Разница была в том, что подражание сие было наносным. Показал важному человеку картину с "мясистой", выпил с ним кофею. А как тот ушел - все вернулось на круги своя. Такие произведения скорей были данью моде, необходимостью быть в струе.

Экзотические фрукты

Присмотритесь к натюрмортам. Там есть на что обратить внимание. Сегодня лимон, цветная капуста, артишоки и огурцы вполне для нас обыденны. Тогда же такие овощи были атрибутами богатого стола. Экзотикой.

Опять же, на фоне местных овощей, фруктов вкрапления экзотики были данью моде на все европейское. И вот тут проявлялось то самое "искусство жить". Ну как не вспомнить поговорку "хочешь жить, умей вертеться". Она к такому натюрморту очень подходит. Хотя бы потому, что в них экзотика небольшими вкраплениями, на фоне своего, родного.

Изобилие

Наверное хотелось бы сделать небольшое различие. Оно эмоциональное. Я не знаю, какие у вас впечатления оставляют фламандские натюрморты. О своих я написала. В чем разница с натюрмортами Ивана Хруцкого. В отсутствии эмоционального накала. Нет рвущих куски дичи животных. Весьма агрессивных. Нет брошенной вверх тормашками или подвешенной за лапы дичи. Небрежно набросанных фруктов и овощей. Сразу уточню, что такое не во всех натюрмортах, которые я увидела на выставке Ars Vivendi в Эрмитаже. Нет. Но в целом даже живые индюки оставляют неоднозначное впечатление.

Надо думать, что художникам того времени интересна была интенсивность эмоций. Преувеличенность. На показ. В этом и суть "ars vivendi" (искусство жить). Важна красивая картинка. Крик. Я! У меня лучше!

В картинах Ивана Хруцкого нет этого крика. Нет заявки на лУчшую жизнь. В них есть процветание, но не изобилие. Где наряду с экзотическими атрибутами есть свое, местное. Скромная посуда, являющая миру рассказ о благосостоянии. И спокойствие.

Битая дичь, овощи и грибы. Иван Хруцкий
Битая дичь, овощи и грибы. Иван Хруцкий

В натюрмортах Хруцкого можно проследить интересные нюансы работы с цветом и с композицией.

Натюрморт с рыбой и грибами

Красные раки уравновешены зелеными овощами. Равновесные по массе, что в целом делит натюрморт пополам. Стык корзины с овощами и сита с раками образует жесткую линию, направляющую глаза вниз к главным действующим лицам. Именно эта темная, тяжеловесная линия за счет массы мелких деталей за счет контраста со светлым брюхом рыбы сообщает пространство натюрморту, разделяя его на первый и средний планы.

Ярко-зеленая капуста в натюрморте "Битая дичь..." выпрыгивает из натюрморта за счет отсутствия красного. Его небольшие вкрапления практически не видны. А все предметы вокруг нее становятся сероватыми за счет отсутствия баланса. Разве что лимон за счет того, что желтый цвет сам по себе рвется вперед, чуть уравновешивает ее.

Старушка, вяжущая чулок. Иван Хруцкий
Старушка, вяжущая чулок. Иван Хруцкий

Старушка, вяжущая чулок

Потрясающе тонкая работа с цветом. Основной цвет картины - золотистый. Он есть и в фоне, и в одежде, и в лице. Почти гризайль. Но не совсем. Картина смотрится контрастно за счёт голубой ленты и легкой красноватости платка на руке женщины в левом нижнем углу. Если посмотреть на колорит картины, то он основан на едва различимых переливах света.

Живопись смотрится суховатой за-за пересчета каждой морщинки лица женщины и обилия тщательно проработанных деталей чепчика.

Портрет неизвестной с корзиной в руках

Яркий, контрастный за счет большого пятна алой шали и украшения из синих цветов на волосах. Сама женщина словно сошла с портретов эпохи Возрождения. При этом есть разница. То, что уже в кустодиевских полотнах явно и ясно звучит. Ясное, чувственное восприятие женщины. Некая праздничная торжественность.

Вид на Елагином острове в Петербурге. Иван Хруцкий
Вид на Елагином острове в Петербурге. Иван Хруцкий