Найти тему
Максим Бутин

6436. СЕРГЕЙ ЛЮБАРСКИЙ…

1. Сергей Любарский, видеоблогер из Соединённых Штатов Америки, решил потягаться с Александром Гельевичем Дугиным в споре об индивидуальной и коллективной идентичности человека. В злободневной модификации это спор о либерализме, очевидно, захватившем власть на так называемом коллективном Западе. При этом С. Любарский считает, что современный либерализм прямо противоположен либерализму классическому, и он-то, С. Любарский, за либерализм классический и именно классический либерализм он готов противопоставить «фашизму А. Г. Дугина».

https://youtu.be/5qqI0oGmfqw

2. На такое понимание либерализма с историческим разрывом его прежде крепких ахиллесовых сухожилий приходится возражать: современный либерализм — это плоть от плоти и кость от кости классического либерализма. Просто современный либерализм довёл идею свободы индивидуальности до логического конца, то есть в его случае — до кошмарного абсурда, прогрессируя таким образом в освобождении ничем не сдерживаемой индивидуальности.

3. Принцип индивидуальности есть принцип «организации» как экономики капитализма, при котором средства производства находятся в частном владении, так и собственно общества, гражданского общества. Гражданское общество — это вовсе не общество граждан той или иной страны, это было бы масло масляное, плеоназм. Для этого статуса довольно было бы понятия человека данной страны. Но не случайно же ещё с XVIII века провозглашаются права человека и гражданина. Это две разные статьи, два разных статуса.

Гражданское общество — это общество атомов, или в переводе с греческого на латынь — общество индивидуумов, то есть, говоря уже по-русски, общество неделимых. Вот этот рой неделимых и есть гражданское общество, в котором каждый за себя и каждый отстаивает свой интерес. Экономика классического капитализма дополняется капиталистически организованным обществом.

4. Неслучайно сдерживающий принцип для такой индивидуальной свободы, которая в общем-то удержу не знает, другая индивидуальность для этой индивидуальности — только материя, объект, а если сопротивляется, проявляет некоторую субъектность, то преодолимый с некоторыми трудностями объект, крепкий орешек, — сдерживающий принцип для такой индивидуальной свободы — оболочка другого неделимого: «Твоя свобода распространяется лишь до границ свободы другого». Кто бы их установил, эти границы... Но это покамест прекраснодушный моральный принцип. Реально они устанавливаются эмпирическим путём, то есть конкуренцией, борьбой, взаимными убийствами.

5. Естественно, такому обществу индивидов совершенно необходимо формальное законодательство и полицейское государство, которое это законодательство выработает и начнёт применять. Более того, принцип индивидуальности проникает и в само государство, эту организацию власти в обществе, отделённую от самого общества. Именно поэтому в капиталистических обществах так носятся с разделением властей.

6. Чем современный либерализм отличается от описанного классического? Тем, что он пытается, и успешно, расщепить атом. Он делит неделимое. И индивидуальный человек может и должен потерять свою идентификацию в семье и образовать какую угодно семью: например, выйти замуж за пылесос или жениться на зубной щётке. Индивидуальный человек может и должен потерять свою идентификацию по полу мужскому и женскому, стать то женщиной, то мужчиной, то нейтрально-бесполым. Индивидуальный человек может и должен потерять свою идентификацию по живому и мёртвому телу: считать свою ампутированную ногу или руку самим собой, а оставшееся живое тело — не собой. Индивидуальный человек может и должен потерять свою идентификацию по частям тела, ибо всё это некие общности, которые всё ещё угнетают индивидуальность, поэтому появляется и поддерживается идея парламента органов чувств, а то голова и мозг в ней занимает неподобающее ему главенствующее место спикеров. Печень или почки, желудок и кишечник ничуть не хуже головы и мозга. Такое общество уже по ту сторону добра и зла, истины и лжи, небольшое количество самых извращённых индивидуальностей должны управлять всем обществом. Либерализм — это смерть общества.

7. Сам Сергей Любарский, слава Богу, не такой индивидуалист. Он ещё хочет что-то донести до своих слушателей и зрителей, то есть образовать с ними не конкурентную борьбу и победить их, в конце поплясав на их трупах, а в чём-то убедив их, создать с ними некую духовную общность, коллективную идентичность единомышленников.

К индивидуальным же особенностям С. Любарского следует отнести плохое владение материалом, о котором рассуждает, он почти не в теме... Да и разговор об Александре Гельевиче Дугине, которого Сергей Любарский позорно называет Александром Гельмановичем и огульно фашистом, автор видеоролика свёл к своему сольному пению гимна классическому либерализму. Как сказал кто-то в «Покровских воротах», «Ну, юноша, самовыражайтесь быстрее!» и переходите к настойчивому овладеванию знаниями. Как и положено пионерам. Особенно, в такой день!..

2024.05.19.