Советский двухсерийный музыкальный художественный телефильм "Дон Сезар де Базан" снятый режиссёром Яном Фридом в 1988 году (премьерный показ состоялся 4-5 июля 1989 года), вполне мог повторить успех "Трёх мушкетёров" или "Собаки на сцене", но ему не повезло со временем появления. Будь он снят лет на 5-7 раньше возможно успех и популярность ему были бы обеспечены, но к концу 80-х кино было последним, что интересовало граждан разваливающегося государства. А если и были фильмы зовущие людей в кинотеатры или к голубым экранам телевизоров, то это не исторические мюзиклы. Новые времена принесли и новых "героев", вот только эти самые герои зачастую были весьма сомнительными. " Маленькая Вера", "Меня зовут " Арлекино", "АССА" и прочие подобные фильмы обнажали не самые лучшие стороны нашей жизни и поначалу этим реализмом и привлекали. Тогда как к историям многовековой давности, несмотря на мастерство режиссёра и участие в них популярнейших киноактёров, народ заметно охладел.
Но в случае с "Дон Сезар де Базан", который могла бы "вытянуть" музыкальная составляющая фильма, случился ещё один "прокол". Геннадий Гладков - безусловно талантливый композитор и многие из его песен мы хорошо знаем и любим, но из более чем полутора десятка песен, звучащих в фильме, в народ не ушла ни одна. Лично я помню лишь пару строчек из "Дон Дублона" и...всё.
Вообще же Ян Фрид, как режиссёр снял 18 кинолент и в 8 из них ( в том числе и в "Дон Сезар де Базан") выступил ещё и как автор сценария. Пожалуй самые известные его работы это фильмы "Двенадцатая ночь"(1955), уже упомянутая "Собака на сене"(1977), "Летучая мышь"(1979), "Благочестивая Марта"(1980),"Сильва"(1981" и "Вольный ветер"(1983). "Дон Сезар де Базан" стал его предпоследней работой в советском(российском) кинематографе, а последняя его работа - "Тартюф"(1992) - пожалуй единственный фильм режиссёра, который я до сих пор так и не посмотрел.
В 90-е, как и многие другие деятели культуры и искусства, Ян Фрид эмигрировал в Германию. Да, вот такой вот парадокс: фронтовик, встретивший Победу в Берлине, остатки своей жизни был вынужден провести в стране тех, с кем когда-то воевал. О причинах отъезда он говорил следующее:
«В наши годы уже нужно быть поближе к детям, внукам. Когда мы решили уезжать, наша дочь Алена уже несколько лет жила в Германии. Внук Алеша – студент, тоже живет здесь. Так вот, хочется попробовать еще что-то сделать в жизни. Я до сих пор не наговорил на диктофон ни одной кассеты воспоминаний… А вот моя жена уже заканчивает работу над книгой».
Но мне кажется ключевая фраза здесь "...хочется попробовать еще что-то сделать в жизни...", поскольку в России, в 90-е годы, мастеру экранизации оперетт делать было нечего - о новом времени и новых "героях" я уже высказался выше.
Успел ли что-то сделать Ян Фрид в Германии - мне лично неизвестно, но даже если и успел, то до российского зрителя это не дошло. Но в эмиграции Яков Борухович Фридланд (настоящие имя и фамилия) прожил ещё 8 лет и ушёл из жизни в 95-летнем возрасте, 19 декабря 2003 года. Его супруга, Викто́рия Заха́ровна Горше́нина, пережила мужа на 11 лет и, так совпало, что тоже ушла из жизни на 95 году (6 сентября 2014) и была похоронена в Штутгарте, рядом со своим мужем.
Но если для Яна Фрида "Дон Сезар де Базан" стал предпоследней работой, то для Юрия Богатырёва это была последняя роль. Богатырёв скончался 2 февраля 1989 года, не дожив месяца до своего 42-летия и пять месяцев до премьерного показа фильма.
Однако сей печальный факт не является единственным поводом посмотреть или пересмотреть фильм. Тем более, что при всём моём уважении к Юрию Георгиевичу, я не считаю его роль в "Дон Сезар де Базан" - лучшей в кинокарьере. Наверное, как и большинство моих соотечественников, на первое место я ставлю его роли в фильмах "Два капитана" (Ромашов) и "Свой среди чужих, чужой среди своих" (Егор Шилов), хотя и в других фильмах ("Родня","Нежданно-негаданно и т. д.)Богатырёв безусловно хорош. А "Дон Сезар де Базан" стоит посмотреть ради прекрасной игры как уже ушедших (к сожалению), так и живых(к счастью) Анны Самохиной, Натальи Лариной, Михаила Боярского, Игоря Дмитриева, Михаила Светина. Снял Ян Фрид в фильме и свою супругу. Виктория Горшенина сыграла роль виконтессы Касильяс де Монтехо ( одну песню исполнила за неё Елена Камбурова, но другую Виктория спела сама).
Что же касается песен в фильме, то хотя они и не стали шлягерами, но в фильме вполне органичны и удачно дополняют сцены, в которых звучат.
Скажу больше: нам сейчас очень не хватает подобных фильмов - вот так, навскидку, не припомню ничего подобного снятого за последние 30 лет. Но зато есть бесценное советское культурное наследие, которое многие не ценят. А зря. Время уже давно расставило всё по местам и показало что на самом деле - хорошо, а что - плохо.
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=shVpONa27Xw
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=vSzP9QI6RYo
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=i6hY_Pdvztc
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=LP7cknrRWUU
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=pL3OOsNgnF8
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=zAqCYtnhoiQ
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=cQNxjXOWe-8
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=HKo_29toyd8
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=y0nbVoar82g
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=vN4NfJMCLi4
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=9KhnTUO_060
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=XDqhPq7ISI8
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Kc85M9uLSMw
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=D2Z03phq04Y
Источник: https://www.youtube.com/watch?v=uWeTxZCauPI
Вот и я на сегодня прощаюсь с вами, друзья. Но завтра мы встретимся снова. Это я вам обещаю!
P.S. Для тех, кто имеет желание и возможность оказать финансовую поддержку каналу вот номер карты Сбера: 2202 2068 5063 5611. А у кого такой возможности нет - поддержите канал дочитыванием, подписками и лайками. Я, как автор, буду благодарен за любой из вариантов.
Напоминаю, что ссылки на публикации канала дублируются в Telegram и в ВК. По ним вы всегда сможете меня найти, даже если я покину платформу Дзен.