Subaru Impreza - раллийный чемпион и король шуток про четвёртый цилиндр.

В ралли, главными фаворитами является два производителя – Mitsubishi и Subaru. Когда-то с ними пыталась тягаться Тойота, но… Не получилось. Остались только эти двое. И до чего же любопытен факт, что противостояние у них не только в моделях, но и цветах – Митсубиси красная, субару – синяя. Но довольно красивых слов. Subaru Impreza WRX STI, друзья.

В начале 90-ых годов, Субару решили создать лучший автомобиль для ралли-гонок. Точнее, не лучший, а автомобиль-победитель. Инженерам примерно так и сказали – сделайте автомобиль, который будет доминировать в ралли. Инженеры пожали плечами и сели за чертежи. Самой главной мыслью было то, что новый авто будет полноприводным. Интересным моментом является то, что уже до этого Субаристы производили машины с полным приводом. И это были даже не джипы, а обычные седаны.

Subaru Leone 1972-го года - первый автомобиль Субару с полным приводом.
Subaru Leone 1972-го года - первый автомобиль Субару с полным приводом.

Следующее необычное решение для седана было применено в моторе. Вот какой, на первый взгляд, туда могли засунуть двигатель? Если вы подумали про рядную четвёрку, то будете правы. Сначала я тоже так подумал. Вот только оказалось, что под капотом Импрезы стоит оппозитная двухлитровая четвёрка с турбонаддувом, на 155 лошадей. От 0 до 100 – 5,6 секунд. Модификация для ралли же появилась немного позже и носила название WRX – World Rally eXtreme. И была уже не седаном, а двухдверным купе. Нескольким позже, за доработку взялось подразделение STI – Subaru Tecnica International. (И нет, я не допустил ошибку в слове Technic. Реально такое название)

Простая гражданская Субару
Простая гражданская Субару

Когда представили Impreza WRX STI – у Субару просто снесло крышу. В сумме, на ралли-гонках она трижды победила в кубке пилотов и пять раз в кубке конструкторов. В частности, это было достигнуто благодаря тому, что раллийной машине абсолютно по-барабану на то, по чему вы гоняете, будь то грунт, асфальт или лёд. Она по всему ехала просто великолепно. Всё это благодаря тому, что на машине стояло межосевая и блокировки переднего с задним дифференциалом. Если совсем просто и на пальцах – то сцепление передавалось на все колёса. Таким образом, Субару с одинаковым успехом проходила повороты что по асфальту, что по снегу со льдом.

Теперь – двигатель. Во-первых, он классно звучит. Нажмите на газ – и количество РА-ТА-ТА на километр заметно увеличится. Во-вторых, это мемы про тук-тук в четвёртом цилиндре. Сейчас на пальцах постараюсь пояснить, в чём тут прикол.

Как уже помните, в Субару стоит оппозитный мотор. Если говорить понятным языком, то отличия у него в ходе поршня. В рядном он идёт снизу-вверх, а в оппозитном – слева-направо и справа-налево, в зависимости от того, какой это цилиндр. По первой же странице в гугле, на запрос «Почему стучит четвёртый цилиндр» вы получите ответ в духе «Ну, потому что четвёртый цилиндр расположен дальше всего от масляного насоса. Масло не дотекает и цилиндр агрессивно стучит, прося масло».

В ралли, главными фаворитами является два производителя – Mitsubishi и Subaru. Когда-то с ними пыталась тягаться Тойота, но… Не получилось. Остались только эти двое.-4

Ну, частично это так. Но не совсем. Если-бы масло не поступало в четвёртый цилиндр, то одновременно с ним стучал-бы и третий, потому что эти два брата расположены буквально друг напротив друга. Если у вас масло действительно не попадает в эти цилиндры – то скорее всего оно просто закончилось, ибо Субару жрёт масло такими же объёмами, как американцы – бургеры. А если у вас закончилось масло – то в шоке у вас будут не только два цилиндра, но и коленвал с распредвалом.

Настоящая проблема кроется в системе охлаждения. Прикол тут опять в конструкции мотора и системе охлаждения – сначала охлаждающая жидкость идёт ко второму, третьему и первому цилиндру, и только потом уже к четвёртому. А пока эта охлаждайка пробежит и охладит предыдущие, она заметно нагреется, из-за чего четвёртый цилиндр будет охлаждаться недостаточно эффективно. Теперь, подключаем немного физики из школьной программы. Что происходит при увеличении температуры? Правильно, расширение. Для поршней эта ситуация не исключение. Под воздействием высокой температуры и при отсутствии нормального охлаждения, поршень начинает расширяться в размерах и давить на стенки цилиндра. От этого офигевают гильзы цилиндра, поскольку там и так места очень мало, а тут ещё цилиндр потолстел. Масла попросту не хватает и получается, что четвёртый цилиндр работает без смазки. От этого, на нём появляются задиры и цилиндр начинает агрессивно стучать.

В ралли, главными фаворитами является два производителя – Mitsubishi и Subaru. Когда-то с ними пыталась тягаться Тойота, но… Не получилось. Остались только эти двое.-5

Техническая минутка закончилась, возвращаемся к машине. При поддержке Субару, Кен Блок поставил рекорд по прыжкам с трамплина, прыгнув на 52 метра. Через пару лет, рекорд побил Трэвис Пастрана, прыгнув аж на 82 метра. Ещё один рекорд Пастрано – это подъём на гору в Вашингтоне. Тоже на Subaru WRX STI.

Ну и куда же без поп-культуры. Опустим многочисленные ралли-симуляторы, потому что если их перечислять – то статья выйдет на 20 тысяч символов. Остановимся на самом популярном.

Серия Need For Speed – Субару появилась в серии, начиная с Underground. Там была представлена обычная гражданская Импреза. А вот уже дальше – появлялась заряженная WRX STI. Даже в современной NFS: Heat она засветилась.

Дальше – ГТА. Да, не удивляйтесь. В серии она появилась, начиная с GTA: San Andreas. Называется она Sultan и производится компанией Karin. Если нужна более похожая модель – то есть Karin Sultan classic и RS Classic. Можете даже поставить классическую раскраску.

Karin Sultan RS Classic
Karin Sultan RS Classic

Форсаж. Четвёртые и седьмые части. В четвёртой она используется для побега от бандитов, а в седьмой – десантируется с самолёта. Тоже на Субару.

В 2017-м, Субару сыграла главную роль в сериале «Малыш на драйве», участвуя в самых красочных погонях.

Subaru Impreza WRX в Baby Driver.
Subaru Impreza WRX в Baby Driver.

Самое интересное – Импреза производится по сей день. Когда Лансер свернули с производства, у них попросту не осталось конкурентов, и ни один ралли чемпионат не обходится без неё. Даже будучи более тяжёлой и более кругловатой, она продолжает нагибать весь мир в ралли гонках и никуда уходить не собирается.

Impreza 2024-го года.
Impreza 2024-го года.