Немецкие штурмовые орудия StuG III - одна из самых известных и одновременно неизвестных машин Второй Мировой войны. Она стала самой массовой немецкой гусеничной боевой машины. Всего было построено около 11 500 – 12 000 таких машин, включая варианты со 105-мм гаубицей, и вариант на базе танка Pz.IV (StuG III, StuH 42, StuG IV). Эти штурмовые самоходные орудия были верным спутником немецкой пехоты. Давайте узнаем как появились, применялись Sturmgeschütz III (полное название StuG III).
Разработка и описание конструкции.
Свою историю самая массовая САУ Германии начала в 1936 году, когда фирма Daimler-Benz AG приступила к созданию прототипа с использованием шасси новейшего среднего танка ZW (в последующем — Pz.III). Работы над ним вели с 1934 года на конкурсной основе несколькими фирмами. Естественно, Daimler-Benz использовала в основе проекта САУ шасси от прототипа нового среднего танка своей конструкции. Главным отличием от всех более ранних разработок стали полностью бронированная боевая рубка и низкий силуэт.
Конечно, в 1927-1928 годах несколько немецких фирм спроектировали, а некоторые опытные САУ с пушками калибра 37 и 77 мм даже построили. Но все они имели только частичное бронирование и открытое размещение артсистем. Для них за основу использовали гусеничные трактора или полугусеничные машины.
Есть точка зрения, что в этой истории был русский, точнее советский, след. В конце 1931 -начале 1932 года начальник группы перспективного проектирования УММ РККА С. Гинзбург и председатель НТК УММ РККА И. Лебедев вели переговоры с фирмой Daimler-Benz о постройке для Красной Армии опытного образца самоходно-артиллерийской установки.
Проектные характеристики:
- боевая масса - 9 - 12 т;
- экипаж — 4 человека;
- вооружение — 76-мм пушка образца 1927 года в неподвижной полностью бронированной рубке;
- толщина брони — 30-17 мм;
- мощность двигателя — 100-150 л.с.;
- скорость движения — 30-35 км/ч;
- запас хода — 200 км.
Немцы проект доработали и предложили советской стороне свой вариант боевой машины. Но он не подошел под требованиям технического задания по боевой массе, скорости и запасу хода. Еще и запрошенная сумма, почти втрое превышавшая ту, что обсуждалась на предварительных переговорах. В итоге сделка не состоялась.
А в июне 1936 года, когда Управление вооружений Вермахта приняло решение о начале производства штурмовых орудий, фирма Daimler-Benz представила проект, поразительно похожий на машину, которую четырьмя годами ранее разрабатывали по советском заказу.
В 1937 году на шасси танков Pz.III Ausf.B изготовили пять прототипов новой САУ. Их сбирали на заводе в Берлин-Мариенфельде.
Ходовая часть практически без изменений перешла к новой САУ и состояла из восьми обрезиненных опорных катков на борт, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на двух полуэллиптических листовых рессорах.
На каждой тележке были амортизаторы фирмы Fichtel & Sachs. Ведущие колеса располагались спереди, а направляющие — сзади. Верхняя часть гусеницы опиралась на три поддерживающих катка. Ширина гусеницы составляла 360 мм, длина опорной поверхности — 3200 мм.
12-цилиндровым V-образным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения Maybach HL 108TR мощностью 250 л.с. (184 кВт) при 3000 об/мин. Крутящий момент передавался с двигателя на пятискоростную механическую синхронизированную коробку передач Zahnradfabrik ZF SFG75 с помощью карданного вала, проходившего над полом боевого отделения и закрытого специальным кожухом.
Учитывая экспериментальный характер первых машин, их боевые рубки изготовили не из броневой, а из обычной стали. Сварная рубка крепилась к корпусу шасси болтами. В ее крыше имелись два люка для посадки членов экипажа и два люка для установки панорамного прицела и стереотрубы. Особенностью новой САУ было то, что все четыре члена экипажа, включая механика-водителя, находились в защищенной рубке.
Машину вооружили 75-мм пушкой StuK 37 с длиной ствола 24 калибра. Угол горизонтального наведения - 24° (по 12° влево и вправо), вертикального — от -10° до +20°. В боевом отделении дополнительно укладывались 7,92-мм ручной пулемет MG 34 и пистолет-пулемет МР 40. Пушки изготавливала фирма Friedrich Krupp und Sohn AG в Эссене.
В 1938 году прототипы проходили испытания на полигоне в Деберице, а затем — в Куммерсдорфе, и вплоть до осени 1941 года в артиллерийской школе в Ютеборг-Дамме. В боевых действиях они не участвовали.
После первых же испытаний новых САУ снова начались споры в немецком военном руководстве об организационной принадлежности САУ. С одной стороны, пехота получала бы бронированные машины, которые могли стать средством оперативной огневой поддержки; с другой — штурмовое орудие, казалось, не имело никаких преимуществ перед Pz.IV с аналогичной пушкой. Танк, по мнению большинства германских генералов, в особенности Гейнца Гудериана, был значительно полезнее любой самоходки с ограниченными углами горизонтальной наводки. Единого мнения о целесообразности выпуска штурмовых орудий не было, и трудно сказать, как бы сложилась их судьба. Но настойчивость Эриха Манштейна и кампания в Польше, в ходе которой Вермахт остро ощутил недостаток мобильной полевой артиллерии, помогли принять решение.
Первые серийные штурмовые орудия покинули цеха фирмы Daimler-Benz в феврале 1940 года. Машина получила официальное название Gepanzerte Selbstfahrlafette für Sturmgeschütz 7,5 cm kanone — бронированный самоходный лафет для штурмового орудия с 75-мм пушкой. 28 марта 1940 года САУ присвоили армейское обозначение Sturmgeschütz III (сокращенно StuG III). По сквозной системе обозначения подвижных средств Вермахта StuG III получила индекс Sd.Kfz.142.
Главными отличиями серийной StuG III Ausf. A oт прототипа стали боевая рубка из броневой стали и шасси танка Pz.lll Ausf.F, подвергшееся кое-каим изменениям. У пяти экспериментальных самоходок в ходовой части насчитывалось по восемь опорных катков на борт, которые собирались попарно в четыре балансирные тележки. У серийных же САУ опорных катков стало шесть, и в тележки они не собирались. Толщина верхнего и нижнего лобовых листов корпуса увеличилась с 30 до 50 мм, кормового — с 21 до 30 мм. Кроме того, были ликвидированы бортовые эвакуационные люки и вентиляционные отверстия для охлаждения тормозов в верхнем лобовом листе. Изменилась также и конструкция двухстворчатых крышек люков доступа к агрегатам трансмиссии.
Ходовую часть с шестью опорными катками на борт и торсионной подвеской позаимствовали у танка Ausf.F без изменений, как и двигатель Maubach HL 120TR мощностью 300 л.с и десятискоростную коробку передач Variorex SRG 328-145.
Низкопрофильная боевая рубка, почти такая же как на предсерийных машинах, была выполнена уже из броневой стали. Толщина брони лобовой части рубки и щита маски пушки достигала 50 мм. Борта - 30-мм, крыша — 11-мм, корма -26-мм. В передней части борта рубки имели дополнительное бронирование в виде 9-мм листов, расположенных под углом 60°. С левой стороны рубки на надгусеничной полке находился бронированный ящик, в котором размещалась УКВ-радиостанция.
Вооружение машин серии А аналогично прототипам. Боекомплект пушки StuK 37 состоял из 44 выстрелов.
В июне 1940 года на заводе Alkett (Almarkische Kettenfabrik GmbH) в Берлин-Шпанда начался выпуск штурмовых орудий второй модификации — Ausf.B Базой для САУ StuG III Ausf.B должно было стать модернизированное шасси танка Pz.lll Ausf.G. Но оно задерживалось, поэтому первые восемь САУ собрали на стандартном танковом шасси. Они имели бортовые эвакуационные люки, вентиляционные отверстия в верхнем лобовом листе и гусеницы шириной 360 мм. Лобовую броню танковых корпусов увеличили с 30 до 50 мм добавив 20-мм бронелисты.
Все последующие машины производили уже на модернизированных "самоходных" шасси на основе танков Pz.lll.Ausf.G поздних выпусков и Ausf.H. На этих САУ устанавливались двигатели Maybach HL 120TRM, отличавшиеся от HL 120TR, усовершенствованной системой зажигания, и шестискоростные коробки передач ZF SSG 77. Машины получили 400-мм гусеницы Kgs 61/400/120 и опорные катки 520×95-397 вместо 520×75-397.
Рубка она была почти полностью повторяла модель А и отличалась только мелкими деталями. Боевая масса САУ достигла 22 т.
С июня 1940 по май 1941 года заводские цеха покинуло 320 StuG III Ausf.B
С марта по май 1941 года Alkett выпустила 100 штурмовых орудий StuG III Ausf.C, а с мая по сентябрь -150 Ausf.D. В немецкой статистике эти две модификации не разделяют и часто обозначают через дробь — C/D.
Модификация Ausf.E стала последней с короткоствольным 75-мм орудием. Выпускалась она с сентября 1941 по март 1942 года. Ausf.E проектировали как командирскую машину с двумя радиостанциями. Ими хотели заменить лёгкие полугусеничные бронетранспортёры Sd.Kfz.253 наблюдателей-корректировщиков, которые вывели из подразделений самоходок StuG. Для их размещения предназначались два бронированных ящика увеличенного объема на левой и правой надгусеничных полках. Только правый ящик был полностью занят радиооборудованием, часть объема левого ящика использовали для размещения боеукладки на шесть выстрелов. Боекомплект машины возрос до 50 выстрелов. От наклонных бортовых бронелистов отказались. Толщину бортов рубки довели до 30 мм.
Первоначально планировалось изготовить 500 штурмовых орудий модификации Е, из-за начала производства StuG III Ausf.F, выпустили 284 боевые машины.
Для САУ Ausf.F разрабатывали разные варианты вооружения. На две самоходки установили 75-мм пушку с длиной ствола 43 калибра, а в другой — 105-мм гаубицу. Двенадцать шасси пошли на изготовление серии самоходных пехотных орудий StuG 33В.
Штурмовое орудие StuG III имело компоновку с передним расположением боевой рубки. Внутри корпус машины делился на три отделения: управления (оно же трансмиссионное), боевое и моторное.
Отделение управления находилось в носовой части САУ. В нем разместили приводы управления, приборы, контролировавшие работу двигателя, главный фрикцион, коробка передач, планетарный механизм поворота и сиденье механика-водителя.
Боевое отделение располагалось в средней части САУ. В нем было вооружение, боекомплект, приборы прицеливания и наблюдения, радиостанция. Здесь же находились рабочие места командира, наводчика и заряжающего. Над полом боевого отделения проходил карданный вал, закрытый кожухом.
Моторное отделение находилось за боевым. В нем были установлены двигатель, масляный и топливный баки и радиаторы системы охлаждения.
Корпус штурмового орудия сваривали из катаных листов гетерогенной брони. Отдельные детали соединялись броневыми болтами и угольниками. На крыше моторного отделения находились четыре люка — два больших и два малых — для доступа к агрегатам силовой установки, а в днище корпуса — люки для спуска воды, бензина, масла и доступа к двигателю с коробкой передач. В верхнем лобовом листе корпуса имелись два люка для доступа к агрегатам трансмиссии.
Сварную многогранную рубку крепили к корпусу броневыми болтами. Крышка также присоединяли к стенкам с помощью болтов, это здорово облегчало ее демонтаж при замене орудия.
Для посадки экипажа в крыше рубки сделали два прямоугольных люка, закрывавшихся двухстворчатыми крышками, и лючок для вывода головки перископического прицела (на модификациях А и В ее вывели через амбразуру в лобовом листе), закрывавшийся сдвижной крышкой. Рубка у модификации Е, в отличие от предыдущих, не имела 9-мм броневых скосов по бортам — вместо них приваривались броневые ящики, в которых размещалась радиостанция и часть боекомплекта.
Штурмовые орудия StuG III Ausf.A -Е вооружались пушкой 7,5 ст StuK 37 калибра 75 мм. Длина ствола 24 калибра (1766,3 мм). Масса пушки 490 кг. Пушка имела вертикальный клиновой затвор и электроспуск. Дальность прямого выстрела 620-650 м, максимальная дальность стрельбы 6200 м. В боекомплект входили выстрелы с бронебойными снарядами, кумулятивными, дымовыми и осколочно-фугасными. Боекомплект состоял из 44 выстрелов (Ausf.A — D) или 54 выстрелов (Ausf.E).
Орудие устанавливалось в рубке на специальном станке, смонтированном на днище боевого отделения.
В качестве вспомогательного вооружения использовался пулемет MG 34 или MG 42 калибра 7,92 мм, перевозимый внутри боевой машины. В боекомплект пулеметов входило 600 патронов.
Штурмовые орудия имели приборы для постановки дымовой завесы, закрепленный на кормовом листе корпуса и состоявший из пяти шашек с электрозапалом.
StuG III Ausf.A и В оборудовали монокулярными перископическими прицелами Sfl ZF, StuG III Ausf.C — E — прицелами Sfl ZF1/RbLF32. Все прицелы имели пятикратное увеличение и поле зрения 8°. Их изготавливали на заводах Carl Zeiss Со. в Йене и Герлитце, а также на фирме Ernst Leitz GmbH в Ветцларе.
В движение САУ приводили двигатели Maybach HL 120TR (Ausf.A) и HL 120TRM (Ausf.B — E), 12-цилиндровые, V-образные, двухкарбюраторные, четырехтактные мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74, который хранился в единственном бензобаке емкостью 320 л, расположенном в кормовой части справа от двигателя. Подача топлива принудительная, с помощью трех топливных насосов. Система охлаждения двигателя — жидкостная, с двумя радиаторами и двумя вентиляторами. Емкость системы охлаждения 70 л.
StuG III на полях сражений.
Впервые штурмовые орудия StuG III приняли участие в боевых действиях весной и летом 1940 года во Франции и Голландии. Самоходки, из которых были сформированы четыре батареи в учебном артиллерийском полку (Artillerie Lehr Regiment) в Ютеборг-Дамме, поддерживали наступление пехотных частей, которым были приданы. Батарея №640 поддерживала 3-й полк дивизии «Großdeutschland» («Великая Германия»), батарея №659 – 13-й армейский корпус, №660 – танковую дивизию СС «Totenkopf» («Мёртвая Голова»), а №665 прибыла во Францию только в начале июля и в боях практически не участвовала. Бои показали необходимость увеличения числа таких подразделений в Вермахте.
Первые батареи StuG III формировались на основании штатной структуры, которую утвердили ещё 1 ноября 1939 года. Каждая такая батарея состояла из трёх взводов по две машины в каждом, то есть шесть машин. В каждый взвод, кроме боевых САУ, входили машины обслуживания: командирская полугусеничная бронемашина Sd.Kfz.253 для артиллерийских наблюдателей, и фронтовой транспортёр боеприпасов Sd.Kfz.252 с прицепом Sd.Anh.32. Батарея StuG III представляла собой внушительное по численности подразделение.
К ноябрю 1940 года произвели достаточное количество САУ, чтобы начать формирование из них дивизионов трёхбатарейного состава численностью по 18 машин. Численность StuG III в дивизионе выросла до 22 машин.
В этот период дивизионы StuG III участвовали в боях в Греции и Югославии. За всё время до начала кампании на Восточном фронте из всех Sturmgeschutz III потеряли только одну машина.
В Африке воевало совсем мало StuG III. В начале 1942 года батарея из трёх самоходных установок StuG III Ausf.D прибыла в Триполи (Ливия) в составе спецподразделения SonderVerband 288, сформированного из личного состава 800-й дивизии специального назначения «Бранденбург». Численность подразделения вначале составляла 1400 человек, а к маю 1942 года была постепенно увеличена до 1800 при 610 единицах техники. Командовал этим фактически диверсионным полком полковник Отто Ментон.
После поражения под Эль-Аламейном SonderVerband 288 отступал до Туниса вместе с другими частями танковой армии «Африка». По дороге он потерял всю свою бронетехнику, в том числе и все три StuG III Ausf.D. Одну из этих САУ в исправном состоянии захватили англичане, и в настоящий момент она экспонируется в Бовингтонском музе
К началу плана "Барбаросса" сформировали двенадцать дивизионов и пять отдельных батарей StuG III, которые подчинялись командующим групп армий "Север", "Центр" и "Юг". Отдельные подразделения самоходок вошли и в состав войск СС.
С началом боевых действий на Восточном фронте StuG III, большая часть модификации Ausf.B, принимали активное участие в основных сражениях на Восточном фронте. Особенно они проявили себя при штурме укреплённых районов на границе СССР и "старой" советско-польской границе, при генеральном штурме Киева в августе 1941 года и в боях в Крыму. В советских документах машины данной модели обозначались как "артштурм" (больше нигде их так не называли).
В начале 1942 года в связи из-за роста количества САУ в войсках численность машин во взводе увеличили. Таким образом, численность батареи StuG III выросла до 10 единиц (включая командирскую машину), а численность дивизиона – до 31. В это же время начинается выпуск модели Ausf.F, толщину лобового бронирования которой довели до 80 мм. Кроме того, на неё начали устанавливать новое орудие StuK 40 L/43, способное пробивать броню Т-34 и КВ-1. Вот что вспоминал о новых StuG III советский танкист-самоходчик Ю. Н. Поляков, воевавший на СУ-76: «Мы знали тот же «артштурм» 75-миллиметровый. Броня потолще нашей была. Да и пушка хорошая у них».
В боях за Севастополь участвовало от 50 до 65 StuG III, и немецкие дивизионы САУ понесли серьезные потери (197-й дивизион был уничтожен полностью). Самоходки гибли на минных полях, от огня береговых батарей и зенитных орудий, от гранат солдат и морских пехотинцев.
В ходе Сталинградской битве были полностью уничтожены 243-й, 244-й и 245-й дивизионы штурмовых орудий. В 1942 году безвозвратные потери StuG III составили 332 машины.
В 1943 году провели реформу в управлении подразделениями САУ – теперь они были переданы из ведения артиллерийского управления Вермахта в бронетанковое. После этого многие дивизионы САУ включили в состав танковых и моторизованных дивизий.
Самым знаковым сражением, в котором приняли участи StuG III в 1943 году, стала битва на Курской дуге, в которой принимало участие 455 этих САУ. На 30 июня 1943 года на Восточном фронте воевало 26 дивизионов штурмовых орудий, укомплектованных 35 САУ StuG III Ausf.А-Е, 727 StuG 40 Ausf.F-G и 57 штурмовыми гаубицами StuH 42. Получается, под Курском вермахт сконцентрировал до 50% самоходок этого типа. В сражении немцы потеряли 273 StuG III/40 и 38 StuH 42. Всего за 1943 год Вермахт лишился 1492 самоходных орудий и 73 самоходных гаубиц данных типов.
С начала Восточной кампании численность САУ StuG III всех модификаций и типов постоянно росло. Но в 1944–45 годах немецкая промышленность, уже не успевала возмещать потери.
Заключение.
StuG III оказалась очень удачной боевой машиной. Она обладала низким силуэтом и выдерживала попадания снарядов основных советских танков. Это делало её отличным противотанковым средством, особенно если она действовала из засады.
Стоит отметить, что в первой десятке немецких танковых асов седьмое и восьмое места занимают командиры именно StuG III: майор Ганс Зандрок и вахмистра Фрица Ланг.
После окончания Второй мировой войны StuG III продолжали служить в некоторых стран Европы и Ближнего Востока: Финляндии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Испании, Египта и Сирии. Последними боями, в которых принимали участие эти машины, стала Шестидневная война 1967 года.
***************************************************************************************
P.S. Если вам нравится контент и хочется помочь каналу развиваться, буду рад любой поддержке:
▸ Донат на карту: 2200 7001 4990 8369
▸ Или оформите ежемесячную подписку
Даже маленькая помощь вдохновляет на новые материалы. Спасибо, что вы здесь!