Джняни постоянно погружен в созерцание Брахмана. Но как быть, если мы пока еще не джняни, если вопросы созерцания и Брахман – это для нас большая загадка? Надо хотя бы напоминать уму: «Думай о Боге!» И само это разворачивание ума вводит нас в созерцательное состояние, а затем мы подкрепляем это санкальпой, наблюдением и осознаванием.
Осознавание всегда должно трансцендироваться. Санкальпа, сатипаттхана и другие практики неизбежно должны трансцендироваться при правильной практике. Это означает, что ум должен направляться на Абсолют. А если трансценденции не происходит, то ум зависает в каких-то невысоких состояниях сознания: в состояниях полувнимательности или полуясности.
Следует понимать, что любая практика – санкальпа, атма-вичара, сатипаттхана, самонаблюдение – должна вести к медитации на Абсолют. Мы не должны останавливаться в подвисшем состоянии ясности или псевдоясности, которое заканчивается тем, что мы все глубже погружаемся в саморефлексию, в копание во внутренних данных. Любая практика поддержания осознанности должна трансцендироваться, то есть она должна прямо вести к медитации на Бога.
Свами Вишнудевананда Гири Махарадж