Найти тему
Авиатехник

Катастрофа из-за тумана, которого "не должно было быть": хроника последнего полета По-2 под Алма-Атой в декабре 1953 года

31 декабря 1953 года командир 2-й АЭ получил задание от командира 152 САО - совершить санитарный рейс на самолёте По-2 (б/н СССР-К1451) из Алма-Аты в Ак-Коль и обратно для транспортировки врача-педиатра. Ему также было поручено по пути расследовать недавнюю поломку самолета По-2, произошедшую в Курты. Для этого на борт взяли инженера эскадрильи.

После проведения расследования в Курты, командир 30 декабря долетел до Ак-Коля, а затем совершил посадку в Баканасе для ночевки. Утром 31 декабря он получил из Алма-Аты прогноз благоприятной погоды по маршруту до 09:00 - облачность без осадков на больших высотах, хорошая видимость и умеренный юго-западный ветер. Получив разрешение, в 06:30 он вылетел.

Однако фактические метеоусловия на участке трассы от реки Курты до Каскеленки (в 25 км от Алма-Аты) резко отличались от прогноза. Вместо высокой облачности там наблюдалась низкая облачность высотой 600 м, переходящая в туман. Это подтвердили экипажи нескольких пролетавших там самолетов, а также местные очевидцы.

Командир эскадрильи, получив положительный прогноз, решил продолжить полет в надежде выйти в район хорошей погоды. Однако он несвоевременно принял решение о возврате. Потеряв пространственную ориентацию, пилот допустил ошибку в технике пилотирования. На высокой скорости с работающим двигателем и правым креном самолет ударился о землю в 52 км к северо-северо-западу от Алма-Аты в районе озера Сор-Булак и потерпел катастрофу около 10:55 по местному времени. Все находившиеся на борту - командир, инженер и врач - погибли.

Основной причиной катастрофы стало невыполнение правил - командир эскадрильи, встретив плохую погоду, не принял решения о своевременном возврате на аэродром вылета. Способствующим фактором явился неточный метеопрогноз со стороны синоптиков аэропорта Алма-Аты, который не предупредил о реальных сложных условиях на части маршрута.

К слову, по данному району, как до, так и после катастрофы были случаи неправильных прогнозов, в которых повторялись одни и те же ошибки.

Авиатехник в Telegram, подпишитесь!