Найти в Дзене
ЖКХ от первого лица

Рост цен на капремонт многоквартирных домов в России неизбежен

Оглавление

В последнее время жители многих российских регионов столкнулись с увеличением стоимости капитального ремонта своих многоквартирных домов. Ирина Генцлер, директор направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города", объясняет, что этот рост цен является неизбежным. Основные причины — увеличение цен на строительные материалы и необходимость в выполнении региональных программ капитального ремонта.

Рост цен на строительные материалы

Одним из ключевых факторов, влияющих на стоимость капремонта, является повышение цен на строительные материалы. В последние годы стоимость цемента, арматуры, краски и других необходимых материалов значительно возросла. Это связано с увеличением затрат на производство и логистику, а также с колебаниями валютных курсов, что неизбежно сказывается на итоговой стоимости ремонтных работ.

Выполнение региональных программ капремонта

Каждый регион России разрабатывает собственные программы капремонта, которые должны обеспечить долгосрочное сохранение жилого фонда в безопасном и удобном состоянии. Реализация этих программ требует значительных инвестиций. В рамках программ обновляются крыши, коммуникации, фасады зданий и другие критически важные элементы инфраструктуры. По мере старения домов объем и сложность необходимых работ увеличиваются, что также приводит к росту их стоимости.

Что это значит для жителей?

Для обычных жителей многоквартирных домов увеличение стоимости капремонта означает рост размера взносов на капремонт, которые каждый месяц уплачиваются в фонд капремонта. Это может стать значительной статьей расходов для семейного бюджета, особенно в условиях, когда доходы граждан не растут так же быстро, как цены на услуги и товары.

Вызовы финансирования капремонта

Согласно анализу Ирины Генцлер, директора направления "Городское хозяйство" фонда "Институт экономики города", одной из ключевых проблем в системе капремонта многоквартирных домов в России является недостаточность собираемых средств для выполнения необходимых ремонтных работ. Несмотря на высокий уровень собираемости платежей, которые во многих регионах достигают 98%, собранных средств всё равно не хватает для проведения качественных ремонтов. Это указывает на значительные проблемы в структуре и управлении фондами капремонта.

Недостаточная финансовая устойчивость региональных операторов

Генцлер подчеркивает, что многие региональные операторы страдают от недостаточной финансовой устойчивости. Это связано с тем, что взносы, которые устанавливаются на уровне регионов, часто не соответствуют реальным потребностям по капремонту. Во многих случаях размер взносов устанавливается исходя из попыток минимизировать недовольство населения, а не из необходимости обеспечить достаточное финансирование. Это приводит к тому, что даже при высокой собираемости средства оказываются недостаточными для покрытия всех необходимых расходов.

Последствия для качества жилищного фонда

Недостаток финансирования означает, что многие важные работы по капремонту либо откладываются на неопределенный срок, либо выполняются с использованием менее качественных материалов и технологий. Это не только снижает качество жизни жителей, но и приводит к быстрейшему износу домов, что в перспективе может привести к увеличению числа аварийных ситуаций и, как следствие, к увеличению расходов на восстановление или полную реконструкцию зданий.

Возможные решения

Для решения этой проблемы Генцлер предлагает пересмотреть подходы к установлению размера взносов на капремонт. Она утверждает, что взносы должны быть экономически обоснованы и соответствовать реальным потребностям регионов в капитальном ремонте. Также она предлагает рассмотреть возможность перевода полномочий по определению минимальной суммы взносов с регионального на федеральный уровень, чтобы обеспечить большую согласованность и устойчивость в финансировании капремонтов по всей стране.

Проблематика существующей модели

В текущей системе финансирования капитального ремонта в России, каждый регион самостоятельно устанавливает размер взносов на капремонт. Это приводит к значительным различиям в собираемости средств и качестве проводимых работ по ремонту многоквартирных домов. В некоторых регионах взносы устанавливаются на достаточно низком уровне, что не позволяет накапливать необходимые средства для качественного выполнения работ, особенно в ситуациях, когда необходимы масштабные и срочные ремонты.

Возможность перехода к федеральному управлению

Одним из предложенных решений является перевод полномочий по определению минимальной суммы взноса на капремонт с регионального уровня на федеральный. Это изменение позволило бы установить единые стандарты и минимальные требования по всей стране, что обеспечило бы более равномерное и справедливое распределение финансовых нагрузок между жителями различных регионов.

Преимущества федерального подхода

  1. Справедливость: Единые стандарты и требования помогут устранить текущее неравенство, когда жители более бедных регионов вынуждены платить относительно больше за капремонт по сравнению с жителями более обеспеченных регионов.
  2. Эффективность: Централизация управления фондом капремонта может повысить эффективность использования собранных средств за счет масштаба и централизованного планирования.
  3. Прозрачность: Федеральное управление облегчит контроль за расходованием средств, что может способствовать снижению уровня коррупции и неэффективного использования фондов.

Реализация предложения

Для внедрения такого подхода потребуется изменение законодательства и возможно, создание новой федеральной структуры или расширение полномочий существующих органов для управления сбором и распределением средств на капремонт. Это потребует тщательной подготовки, включая экономические исследования и возможно, проведение пилотных проектов в отдельных регионах.

Заключение

Перевод полномочий по установлению взносов на капремонт на федеральный уровень может стать значимым шагом к улучшению системы капитального ремонта в России. Это позволит не только улучшить финансовую устойчивость системы, но и значительно повысить качество жилищного фонда, что в конечном итоге скажется на качестве жизни большинства граждан.

ЛАЙК - поддержите канал!