Найти тему
MR7.ru — Мой район

Сбежавший с бала Пушкин и трофейная техника со СВО — как в Петербурге прошла «Ночь музеев»

Оглавление
   Фото: Павел Даиси / MR7
Фото: Павел Даиси / MR7

Знания по русскому языку и литературе «неудовлетворительные»

В этом году участие в «Ночи музеев» принимало 13 новых площадок. В их число вошёл дом государственной службы. Ещё несколько лет назад это было разрушенное и забытое всеми здание, а теперь в нём учатся юристы президентской академии РАНХиГС.

В «Ночь музеев» академия решила презентовать новый корпус, но сделать это в формате спектакля. Гости узнали, что в середине XIX века в этом месте проводились «увеселительные» мероприятия: итальянский композитор Цезарь Пуни, создатель первого балета на русскую национальную тему «Конёк-Горбунок», давал в этом здании музыкальные концерты.

В 1881 году участок выкупили, и в здании открылась богадельня и школа. В нём стали жить и учиться дети из бедных семей. За помощью сюда можно было прийти и старикам. Студенты попытались передать атмосферу этого исторического периода — по углам в коридоре сидели «нищие», а между ними бегала сестра милосердия и подавала еду.

Следующий зал «реконструировали» под класс педагогического института имени Герцена. Наукам здесь учили в начале XX века.

Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Фото: Елизавета Наливайко / MR7

А вот в период Великой Отечественной войны в здании был госпиталь. Двум раненым после боя даже успели сделать перевязку во время экскурсии.

О здании забыли в 2009 году, а позже всё пришло в полное запустение. Но в 2014 году его передали во владение президентской академии, однако до ремонта руки дошли лишь в 2021 году. И вот в 2023-м исторический дом вновь стал функционировать. О недавних руинах напоминают лишь фотографии, расставленные по коридорам.

— Мы хотим показать, какая это замечательная локация, и сделать здание городским достоянием. Идея подать экскурсию в формате спектакля пришла именно студентам. Они сами придумывали текст, подбирали стихи и песни, — рассказала Вероника Иванова, советник директора и начальник управления внешних коммуникаций и маркетинга.

Гости отметили, что без сценок слушать исторические справки было бы скучно.

Вечер не ограничился лишь экскурсией — после прогулки по зданию все пошли проверять свои знания чинов в «Табели о рангах» (список с перечнем соответствий между военными, гражданскими и придворными чинами. Был учреждён Петром I в 1722 году и использовался почти 200 лет). Итог: у всех они оказались плохими.

Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Вопросы касались знаний и русской литературы. К примеру, как обратился Тонкий к Толстому, когда узнал, что тот занимает высокую должность в повести Антона Чехова? Правильный ответ: «Ваше превосходительство».

Старшее поколение хоть и отвечало на вопросы бодро, результаты никого не порадовали. Ошибки оказались у всех.

Много стрельбы и экспонаты из СВО

Свою «ночную» программу также представил Артиллерийский музей. Там тоже углубились в изучение истории. На основной площадке развернулась выставка военного оружия как древнейших времен, так и современности. Гости взялись стрелять по мишеням из лука, арбалета и более серьёзных оружий. Навыкам стрельбы из пистолета обучали даже совсем малышей.

Особый интерес вызвала у присутствующих экспозиция, расположенная за зданием музея. Обычно она всегда закрыта, но не в «Ночь музеев». На ней представлены образцы ракетной, артиллерийской и инженерной техники разных стран и исторических периодов. Стояли даже привезённые со СВО — «трофейные» БТР-3, БТР-4 МВ и боевая бронированная машина International MaxxPro, которые были захвачены в 2023 года, когда ВС РФ пресекли попытку диверсантов проникнуть в Белгородскую область. Детей экспонаты заинтересовали так же, как и взрослых.

«Шаловливыми ручками ничего не трогать»

В центральном музее железнодорожного транспорта тоже занимались полезными вещами. Там, конечно, не учили стрелять из арбалета, но показали, каково это — работать на РЖД. Гостей в эту ночь провели в обычно закрытое фондохранилище и показали, на какую кнопку пульта управления нужно нажать, чтобы поезд успешно добрался до конечной станции. Дети задумку оценили, но немного расстроились, когда экскурсовод предупредила — «ничего нажимать и трогать шаловливыми ручками нельзя».

«Дирижированная импровизация» с шаршунком и дудочкой

А вот в музее искусства Петербурга XX-XXI веков руками всё можно было трогать, и более того — даже поиграть на ударных инструментах.

Сотрудники музея посчитали, что просто ходить в тишине и изучать скульптурные работы, картины и арт-объекты — это неинтересно. Гораздо веселее изучить, могут ли экспонаты издавать звуки.

«Озвучить картины и скульптуры» помогла искусствовед и музыкант Станислава Малаховская. Суть выставки заключалась в том, что в течение лекционной части желающие могли взять понравившийся музыкальный инструмент и попытаться представить, какое звучание может быть у экспоната. По словам Станиславы, это можно считать «дирижированной импровизацией».

Искусствовед Станислава Малаховская. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Искусствовед Станислава Малаховская. Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Поначалу это всё воспринимается как какофония — люди пытались одновременно сыграть свою мелодию, но выходило как-то разрозненно. Всё-таки позже удавалось подхватить общий ритм, и получилась музыка.

— Людям всегда нравится участвовать в подобном. Это намного лучше, чем просто слушать нудную лекцию. Арт-медиация — это обращение не к интеллекту, а к восприятию. С музыкальным инструментом в руках гораздо проще прочувствовать эмоции художника, — рассказала Станислава.

Многие музыкальные инструменты Станислава привезла из своей личной коллекции. Например, шаршунок (русский народный музыкальный инструмент из бересты, похожий внешне на рубанок) приехал из Архангельской области.

Искусствовед также поделилась, что в этот год «Ночь музеев» выдалась особенно необычной, потому что ей впервые удалось попробовать озвучить не только картины, но и скульптуры — зазвучали работы мастеров Константина Симуна и Дмитрия Вайнмана.

Также Станислава рассказала, что вечером пришло неожиданно большое количество гостей. Только на первом сеансе, по её словам, было около 40 человек. Из-за такого интереса к арт-медиации в планах у работников музея провести подобную экскурсию ещё раз через месяц.

Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Сказки на ночь в музее театрального и музыкального искусства

Свою программу на «Ночи музеев» представил музей театрального и музыкального искусства. С самого вечера там играли спектакли и проводили экскурсии, а в полночь читали детские сказки.

Персонаж «Лампа» одного из спектаклей. Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Персонаж «Лампа» одного из спектаклей. Фото: Елизавета Наливайко / MR7

Классический рассказ об истории русского театра разнообразили кроссвордом с театральной терминологией. Слушать экскурсовода нужно было внимательно, чтобы после ответить на вопросы. Однако немногие принялись разгадывать кроссворд и забрали его домой.

Особенностью этого года стала возможность для молодых режиссёров и актёров самостоятельно показать свои постановки на сцене.

Перформанс «Сказки на ночь», показанный в полночь, тоже стал студенческой постановкой. Над ней работали Татьяна Жуковская и Анастасия Широкова. Главную роль в моноспектакле сыграла Наталья Смаль.

В основу легли сюжеты известных сказок. Бабушка, главная героиня, рассказывала всем известные сказки перед сном — про Берту Златоножку из произведения английской писательницы Элиноры Фарджон и Дюймовочку из сказки Ганса Христиана Андерсена.

Юбилей Пушкина отмечали без самого Пушкина

Ночью не забыли и про Александра Пушкина. В «Петербург-концерте» даже отметили его день рождения. Но поэту бал в его честь не понравился. По сюжету, он уехал, а вернулся лишь к концу торжества, да ещё и с новостью о том, что женится на Наталье Гончаровой.

Фото: Елизавета Наливайко / MR7
Фото: Елизавета Наливайко / MR7

На сцене воссоздали бальный зал, где представители знатных фамилий, самые модные дамы и заслуженные кавалеры танцевали вальс, мазурку и полонез.

В Екатерининском собрании исполнили романсы на стихи Александра Пушкина и музыку Михаила Глинки и Сергея Рахманинова, арии из оперы «Пиковая дама» на музыку Петра Чайковского.

Оперную часть исполняли солисты ансамбля «Рождество», а танцевальную — ансамбль «Барыня».

— Пушкин действительно объединяет музыку и поэзию. Мы решили погрузиться в эпоху XIX века с помощью бала. Мы хотели показать, насколько высоко слово Александра Сергеевича. Он светило русской поэзии, — поделилась Ольга Ступнева, заслуженная артистка России, художественный руководитель Ансамбля солистов «Рождество».

Ночные активности с классиками русской литературы

Ближе к двум часам ночи стало понятно, куда запропастился Пушкин и где он проводил время, пока в «Петербург-концерте» давали бал в его честь. Оказалось, что он играл в крокодила с гостями в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

Помимо этого, на площадке можно было испытать удачу в азартных играх с Николаем Гоголем, сыграть в буриме в Литературном кафе, собрать собственный полезный словарь высказываний. Некоторые гадали по книгам Ахматовой и Мандельштама.

Многим гостям понравилась идея самостоятельно смастерить шляпу как у настоящего франта из «Евгения Онегина». Правда, только из картона.

Справка

С 23:00 по заверениям организаторов «Ночи музеев» по городу должны были курсировать бесплатные автобусы. Они были, но ездили с интервалом больше получаса. Многие люди не дожидались и шли пешком.

Но те автобусы, которые всё-таки проезжали по Невскому проспекту, были переполнены, а контроль билетов «Ночи музеев» не осуществлялся.