Вы когда-нибудь мучались чувством вины настолько,чтобы оно захватило вас целиком, сводило с ума и превращало жизнь в настоящий ад? Надеюсь, что нет. Повесть Кинга "1922" - это вариация на тему преступления и наказания. Но, конечно, в особенной манере автора. Прочитала давно в рамках издания "Full Dark, No Stars", у нас его переводят "Тьма и больше ничего". А теперь еще посмотрела экранизацию от Нетфликс. Обсудим?
Сюжет
Сразу скажу - могут быть спойлеры. Естественно, всех деталей произведения раскрыть невозможно, но тем не менее, обычно приходится рассказывать чуть больше, чем содержит аннотация на обложке книги.
Итак, мы в начале 20 века. Знакомимся с семьей фермера Уилфред Джеймс, из Хемингфорд Хоум, Небраска. У него есть жена, сын подросток и все идет своим чередом. Чуть хуже, чем у некоторых, чуть лучше, чем у других. Есть добротный большой дом и самое главное - 180 акров земли. Без нее не прожить в этих местах. Она кормит и дает ощущение нужности в этом мире, но и труда нужно вложить немало.
В 1922-м гордостью мужика была его земля и его сын.
И сын тоже не подкачал. Он не чурается тяжелой работы и обещает вырасти в крепкого хозяина. Он не рвется в город из этого захолустья и на то есть причины - девушка.
А вот жена... слабое звено в прочной жизненной цепи Уилфреда. Арлетт устала от всего, что окружает. Если это обрисовать одним словосочетанием, то она мечтает о "городской жизни". И все бы ничего, приструнить супругу можно. Сложность в том, что она владеет большей половиной семейного земельного фонда - 100 акров. И после продажи, как ей кажется, они отлично обустроятся в городе на эти средства. Ну а если он не хочет, она уедет сама.
И история закручивается в тугой узел - герой проходит путь от неверия в то, что ее планы реальны, затем переговоров о выкупе земли до страшного решения. И вроде бы Арлетт виновата сама - решила лишить мужа не только земли, но и сына утащить в город. На таком оправдании себя можно жить не тужить. И кажется, что все прошло гладко. На дворе 20 годы XX столетия, мужчине достаточно сказать, что жена сошла с ума и сбежала с каким-то мужиком и все сочувственно будут кивать головой и жалеть. И можно жить с сыном на любимой ферме, растить кукурузу, разводить скот.
Но нет, психика человека иногда выкидывает такие номера, что диву даешься. Брутальный мужчина, который всю свою жизнь работает на земле и почитает ее как самое высшее благо, оказывается не так крепок "головой". Груз содеянного лежит на плечах и приходит в виде самых отвратительных созданий. И убежать не получится, они передадут информацию о нем, о том, что он сделал. Их науськивает та, что стала теперь королевой царства. И нет больше ничего, о чем мечтал и что держало в этой жизни - земля, кукуруза, ферма, спокойная семейная жизнь, сын... Только он и они в темном номере задрипанного мотеля. А еще призраки. Остается только описать все, что случилось и отдаться на их волю, принять наказание.
Стоит ли смотреть
Да. Фильм мрачный и безрадостный, как и многое у Кинга. Это не развлекательное кино, а вариант под настроение. Но здесь история подана интересно. Тема вечная - за преступление нужно нести наказание. Пусть не перед людским судом, но пере своим собственным. История о том, как "крепкая основа" для преступления бессильна перед внутренними моральными установками, о которых и не подозревал. А если еще и делаешь соучастником невинных людей, все еще хуже.
Кроме того, фильм не походной. Отлично подобран актерский состав. Слишком громких имен нет, но от этого он только выигрывает - Уилфред Джеймс (Томас Джейн - кстати, это уже 3-й фильм по Стивену Кингу, в котором актер играет главную роль), Арлетт - Молли Паркер (вполне удалось передать характер неприятной и эгоистичной особы, которая не любит мужа и горит желанием насолить ему), сын Генри (Дилан Шмид). Актера, который исполняет главную роль, сразу даже и не узнала. Только по титрам поняла кто это. То ли грим такой, то ли вжился в образ - очень интересно.
Смотрится легко, я сейчас не о сюжете и психологической составляющей. Картинка очень достойная - наряды, транспорт, вся атмосфера 20-г годов прошлого столетия.
А что сам Кинг? Его часто спрашивают о том впечатлении, которое на автора производят экранизации.
«Советую всем дождаться экранизации «1922 года» из «Тьма, – и больше ничего»… Блин, я видел предварительный монтаж, и эта картина не выходит у меня из головы. Жутко стрёмно!»
Читали или смотрели фильм "1922"? Как впечатления? Делитесь!
Спасибо, что уделили время и прочитали статью. Буду благодарна за лайки и подписку.